Виды клиентских запросов в психологическом консультировании и генеративные способы их решения. Часть 1
К сожалению, люди не знают, когда у них появится та или иная проблема. Проблемы, как правило, возникают неожиданно. И, если человек их долгое время не решает, то проблемы приобретают все более сложные формы. С которыми даже специалисту не так-то просто разобраться и справиться. Член Высшего экспертного совета кафедры «Нейролингвистическое программирование» Борис Салихов рассказал об использовании генеративного подхода для решения клиентских запросов.
Виды клиентских запросов в психологическом консультировании
Можем ли мы предупредить появление проблем?
Психологические проблемы субъективны, они существуют лишь в нашей индивидуальной реальности. Но несмотря на то, что они субъективны, не мы являемся инициаторами их появления. Обстоятельства и ситуации, в которых мы находимся в нашей реальности, время от времени меняются. И нам приходится приводить свое поведение в соответствие с их изменением. Необходимость меняться или изменить что-то в своем поведении мы воспринимаем как психологическую проблему.
Приведу в пример пандемию 2020-2021 годов. Всем, кому пришлось менять свое поведение в условиях пандемии (а это – большинство людей) ощущали ее как проблему. Другие – нет.
Почему изменяются обстоятельства в нашей реальности?
Изменением нашей реальности управляем не мы, ими руководит система, частью которой являемся и мы, и, вообще, все. Самую широкую систему, содержащую в себе все, что есть, мы будем называть “Вселенная”. Я имею в виду не Вселенную в физическом смысле как совокупность всех звезд и галактик. И не в астрологическом – как влияющие на нашу судьбу закономерности, связанные с движением планет и созвездий.
В понимании генеративного подхода Вселенная – это максимально широкая система, включающая в себя все, что есть. И она не где-то далеко, но также и здесь, рядом с нами и внутри нас. Вселенная является единственным субъектом (и творцом) всего того, что в реальности каждого из нас происходит. И поскольку все мы от Вселенной не отделены, то она, одновременно, есть каждый из нас. Не случайно наиболее духовно авторитетные люди, такие как далай-лама, не устают повторять, что не они сделали наиболее значительные из их деяний, а через них было сделано. Они говорят о себе как об инструменте или о проводнике воли большей системы.
Изначально мы в единстве с Вселенной. Нас от нее отделяют только слова – понятия языка, которые мы используем в мышлении. А значит, отделение условно. Но это – особая тема для разговора.
В каком направлении меняется реальность?
Вселенная реализует через нас определенную идею, и она стремится ее развивать в нашей реальности.
Идея – это определенный способ жизни и взаимодействия с миром. Осуществление этой идеи – наше предназначение. Например, мое предназначение – это та идея, которую Вселенная реализует через меня, в моем варианте реальности.
Так в начале двухтысячных Стив Джобс в своем выступлении перед выпускниками Гарварда рассказывал, что через все перепитии, которые происходили в его жизни, судьба его вела к реализации одной конкретной идеи. Идеи, смысл которой он осознал только в конце жизни.
В языке эти направляющие нас идеи выражаются номинализациями (абстрактными словами), которыми мы обычно обозначаем основные жизненные ценности, такими как “любовь”, “единство”, “справедливость”, “свобода” и т.д.
Почему и как возникают проблемы?
Когда Вселенная меняет способ реализации нашей идеи, у нас появляется проблема. Проблема – это конфликт между прежней (привычной для нас) линией поведения и намерением Вселенной изменить способ осуществления нашей идеи.
Сначала мы замечаем проблему по дискомфортным ощущениям в теле, а затем возникают и другие ее проявления. В частности, вызывающие дискомфорт, новые ситуации в нашей реальности. Такими ситуациями могут быть, например, болезнь, конфликт, дорожное происшествие. И дискомфортные ощущения и последующие ситуации Вселенная создает в нашей реальности как возможность для нашего развития, для реализации предназначения.
Известно, что в трудностях и невзгодах, если человек старается их преодолеть, его личность становится более зрелой. И после их преодоления у человека, как правило, появляются новые возможности для самореализации. Нам трудно предвидеть эти ситуации, потому что именно по ним мы и узнаем о существовании проблемы и о необходимости что-то в себе менять. Когда люди боятся появления проблем, они их долго не замечают, или откладывают их решение. Например, они затягивают с лечением болезни пока проблема не вырастет до угрожающих размеров.
Но мы можем воспринимать эти ситуации как возможность для позитивного изменения в жизни, как возможность чему-то научиться. Тогда мы сможем раньше на них реагировать и быстрее решим появившуюся проблему.
Фазы возникновения проблем - чувство, ситуация, симптом, хронический симптом.
Какие этапы проходит проблема в своем развитии?
В своих проявлениях проблема проходит несколько последовательных фаз. Соответственно этому запросы клиентов в психологическом консультировании можно разделить на несколько уровней по степени их глубины или, если угодно, тяжести.
На первой фазе проблема осознается нами в виде неопределенного чувства дискомфорта или неприятных телесных ощущений. Например, это может быть острая эмоциональная реакция на поведение партнера во взаимоотношениях. Дискомфортные ощущения содержат важную для нас информацию о необходимости осознать свое отношение к чему-то в нашей реальности. И далее, изменить его на какое-то другое, более конструктивное. На этой фазе нам важно не игнорировать свои ощущения, а чувствовать их.
Соответственно этому первый уровень запроса – это недовольство клиента своим состоянием или эмоциональной реакцией на что-то в окружающем мире. Например, состояние страха (или чувство ревности) у молодого человека по поводу слишком открытой одежды своей девушки. Это самый поверхностный и, пожалуй, самый легкий для удовлетворения клиентский запрос. Здесь достаточно помочь клиенту осознать свое отношение к данному событию. И далее (возможно, с помощью сознательной аргументации) изменить его на какое-то другое, более конструктивное.
Начать изменение лучше всего с осознания позитивной функции прежнего отношения к событию. Для чего я боюсь? (Для чего я ревную?) Клиенту надо ответить себе на эти вопросы, прежде чем его отношение к партнеру начнет меняться на такое, которое не будет мешать развиваться их взаимоотношениям. Со стороны психолога может потребоваться аргументация, чтобы помочь клиенту пересмотреть его установки.
Вторая фаза развития проблемы – появление какой-то неприятной (проблемной) ситуации во внешней реальности. Неприятная ситуация возникает, чтобы заставить нас изменить свое поведение. Вселенная создает эту ситуацию в нашей реальности, чтобы мы стали предпринимать действия, соответствующие ее новому намерению. Например, девушка не обращает внимания на имеющееся у нее “небольшое чувство дискомфорта” до тех пор, пока ее молодой человек не попытается ее бросить. Лишь после этого она осознает, что находится в зависимых отношениях, и для нее становится очевидно, что надо что-то делать. Вообще, известно, что зависимому человеку трудно объяснить, что у него есть зависимость, пока, в связи с этим, не произошло какое-то драматическое событие в его жизни. И осознание проблемы, и какие-то действия по ее устранению чаще всего начинаются с таких событий.
Этому соответствует второй уровень запроса – изменить создавшуюся в жизни клиента негативную ситуацию или найти выход из нее. Здесь надо помочь клиенту осознать, какие действия от него требуются, помочь принять их и осуществить. Решение проблемы сделает данную ситуацию незначимой или приведет к ее исчезновению из жизни клиента. Каждый человек способен решить проблему, с которой он сталкивается. Но если мы не решаем или не верим в свою способность решить, развитие проблемы продолжается.
Третья фаза развития проблемы характеризуется появлением симптома. Симптом – это наша бессознательная реакция на не решаемую проблемную ситуацию. Например, молодой человек терпит неудачу. Но он не делает из нее никаких выводов. Неудача следует за неудачей. Молодой человек заболевает или у него появляется апатия, и он отказывается от продолжения попыток. Болезнь и апатия – это бессознательные симптомы. Они трансформируют личность молодого человека, вынуждают его перестать делать то, что он безуспешно пытался делать. Появление у нас симптома означает, что нам необходимо внутреннее изменение. Симптом – это и есть начавшийся процесс трансформации.
К третьему уровню относятся запросы, когда клиент видит причину своих проблем в себе самом: в негативных привычках, установках или личностных качествах. Например, навязчивые действия, неподдающиеся контролю негативные мысли, неадекватное поведение в общении с людьми и т.д. Из личностных качеств могут появиться, например, замкнутость, тревожность, “недостаток ума”...
Следует внимательно рассматривать симптомы, поскольку это – сообщения (от Вселенной) касательно пути решения проблемы. Симптомы – это подсказки о новом способе взаимодействия человека с миром. Необходимо помочь клиенту принять симптомы и помочь изменить нуждающийся в трансформации внутренний опыт. Например, если клиент примет тревожность, то она может преобразоваться в целеустремленность или в способность планировать свои действия. Замкнутость – в принятие ценности самого себя. А так называемый “недостаток ума” – в умение, принимая решения, слушать подсказки своего тела.
После появления симптома проблема может развиваться и дальше. Обычно спустя длительное время сосуществования (или борьбы) человека с симптомом, если проблема не решается, он преобразуется в самый трудный для терапевтического изменения – “хронический симптом”. Это уже психическое заболевание, проявляющееся в периодических обострениях, например, хроническая депрессия. Суть хронического симптома в следующем. “Со мной все плохо… Я живу как-то не так и не могу, и не хочу это исправить… Я не вижу смысла ни в чем… Я отказываюсь от всего…ˮ. Причина этого состояния – отказ от решения внутреннего противоречия. Невозможность продолжать старую линию поведения и отказ принять новую. Это – четвертая фаза развития проблемы.
В качестве примера приведу следующий. В девяностые годы в России имелось много оснований для подобного рода проблем. При социализме советские люди жили, чтобы строить коммунистическое общество. А уже спустя несколько лет президент обновленной страны призывая всех бороться за собственное благополучие, провозглашал:” Граждане, обогащайтесь”. Этот конфликт идей породил в умах людей множество проблем, и не каждый смог их выдержать. Не выдержали те, кто до последнего отказывался принять новое направление своего развития.
Генеративная модель решения психологических проблем
Эта модель предлагает различные способы того, как можно обнаружить противоречие, содержащееся в проблеме клиента. И способы решения этого противоречия на любой стадии проявления проблемы.
- Проблема – это конфликт во внутреннем опыте
- Проблема – это переходное состояние человека от прежнего способа реализации его предназначения к новому.
Например, идея справедливости реализовывалась неким человеком через мягкость. Но в определенной ситуации, чтобы отстоять свое понимание справедливости ему потребовалось быть жестким. Если в опыте человека жесткости нет, то он переживает происходящее как проблему.
В основе любой проблемы, с которой пришел к нам клиент, имеется конфликт старой и новой линии развития. И пока клиент не увидит, как их объединить в своей реальности, проблема не будет решена.
Иногда в рассказе клиента о проблеме противоречие выражается достаточно явно. Но далеко не всегда это бывает очевидно.
Способ выявления ПРОТИВОРЕЧИЯ
Следующие вопросы помогут выявить и старую, и новую линии развития. Эти вопросы задаются клиенту, находящемуся в генеративном трансе (в измененном состоянии сознания с отсутствующими границами внимания). Клиенту необходимо замечать и, что обязательно, соглашаться с любой информацией, появляющейся в его сознании после произнесения вопроса.
- Что ты делаешь (хочешь сделать)?...
- Какой результат от <этих действий> получаешь (хочешь получить)?...
- Что <этот результат> тебе дает (может дать)?...
- Для чего тебе <это>?...
Информация, появляющаяся в сознании в ответ на эти вопросы, приводит к осознанию клиентом всей мотивационной цепочки (линии развития) от действия к результату, к ценности и, далее, к конечному смыслу того, что он делает или хочет делать.
В проблеме необходимо выявить обе противоречащие линии развития. Например, человек кричит, спорит (действие). Он хочет, чтобы его услышали (желаемый результат). Это потому, что ему важно получать позитивную оценку его мыслей (ценность). Это ему нужно для того, чтобы чувствовать себя заодно с людьми, а не отдельно от них (смысл). Такова мотивационная цепочка, задающая направление его развития. Остается только выяснить, это старое направление, от которой клиенту надо уйти, или новое, в котором ему предстоит следовать дальше? Если кричать – это новое поведение, то мы выявили новую линия развития. Если же это его привычка, то мы узнали направление, в котором человек двигался до сих пор. И нам нужно помочь ему осознать новую линию поведения, по которой предстоит развиваться дальше.
Способ выявления ПРОТИВОРЕЧИЯ
Другой вариант, как можно выявить противоречие в проблеме – использовать прием «если бы». Речь идет о возможности помечтать.
Помните, как у Пушкина: “Три девицы под окном пряли пряжу вечерком. Кабы я была царица, говорит одна девица…”
Для выявления новой линии развития можно задать вопросы. (1) Что бы ты хотел сделать, если бы все было возможно?… (Выслушав ответ, можно уточнить. Полностью ли тебя устраивает такой вариант или, подумав, ты хотел бы его еще чем-то улучшить?…)
(2) В следующем вопросе вместо <это1> поставить ответ на первый вопрос. Что <это1> тебе даст?... (3) В следующем вопросе на место <это2> поставить полученный ответ на предыдущий вопрос. Для чего тебе <это2>?... (4) Вместо <это3> поставить ответ на предыдущий вопрос. Хочешь ли ты <это3>?...
Для выявления прежней линии развития – другая цепочка вопросов. (1) Мешает ли тебе что-то вовне или внутри тебя осуществить это желание?... (2) Какую функцию эта помеха выполняла в прошлом?... (3) Вместо <это’> поставить ответ на предыдущий вопрос. Что <это’> тебе давало?... (4) Вместо <это’’> поставить ответ на предыдущий вопрос. Для чего тебе <это’’>?...
Как разрешать противоречия в проблемах?
Если смотреть с позиции генеративного подхода, то проблема – это эпизод в производимом Вселенной процессе улучшения (или создания чего-то нового) в жизни (в реальности) клиента, позитивность которого он еще не осознал.
Чтобы проблема решилась, нам надо помочь клиенту принять и его прошлый опыт, и новое намерение Вселенной. И помочь объединить их в единую картину его пути развития.
Таким образом, клиент сможет увидеть процесс улучшения, по которому ведет его Вселенная. И сможет решить, что ему следует делать.