Техники разрешения конфликтов в команде: стратегии и практические советы
Конфликты в коллективах приводят к напряжению деловой атмосферы и потере производительности, влияя не только на состояние отношений конфликтующих сторон, но и на других членов команды. В новой статье Академия социальных технологий рассказывает о стратегиях разрешения конфликтов, а также практиках, которые помогут избежать разногласий между сотрудниками.
Сущность конфликтов: определение и понимание причин возникновения конфликтов в рабочей группе
Конфликт – это неотъемлемая часть любой групповой работы, которая наступает из-за того, что члены команды не совпадают в точках зрения, встречаются с разногласиями и не способны принять различия друг друга. Повысить продуктивность совместной деятельности и избежать возникновения, а также затягивания спорных ситуаций помогают техники разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов требует использования стратегий, направленных на примирение разногласий сторон таким образом, чтобы удовлетворены остались все задействованные в спорной ситуации сотрудники.
Неспособность же руководителя разрешить или предотвратить разногласия больно бьет по продуктивности и командному духу – взаимные недовольства не дают коллегам слаженно работать, разрушая деловые связи и доверие. Не облегчает ситуации и напряженная, а также некомфортная обстановка, которая разрушает коммуникацию. Поэтому навыки разрешения конфликтов – одно из важнейших умений управленца и лидера.
Добавим также, что по своей природе люди склоны избегать конфликтов, не желают участвовать в склоках и часто неосознанно игнорируют проблемы. Конечно, в некоторых ситуациях, например, пока не сформулировано четкое решение, которое могло бы снять напряженность, или в случае, если сторонам требуется время, чтобы успокоиться и привести чувства в норму – игнорирование проблемы будет уместным выходом. Однако длительное избегание необходимости разрешения конфликтов приводит к тому, что конфликт разрастается, а примирение коллег потребует больших усилий.
Типы конфликтов: различные виды конфликтов и их воздействие на работу коллектива
Расскажем о некоторых из видов конфликтов, которые часто возникают в коллективах:
- Конфликты, возникающие при выполнении совместных задач или реализации проектов.
- Конфликты, вызванные стилем руководства лидера.
- Конфликты, разгорающиеся из-за различий в стилях и подходах к работе у сотрудников.
- Нерешенные проблемы прошлого.
- Слабые коммуникативные навыки, неспособность договариваться.
- Неясные ожидания в отношении коллег.
Среди причин, из-за которых возникают конфликты, выделяют: противостояние отдельных сотрудников или групп сотрудников; соперничество, выражающееся в открытой борьбе и отстаивании интересов; конкуренцию – конфликты, возникающие из-за борьбы за доступ к ресурсам.
Разделяют конфликты и по масштабу – они могут быть внутриличностными – касаться личных, внутренних проблем человека; межличностными – возникать между двумя и более сотрудниками по причине разных точек зрения; внутригрупповыми – конфликты между членами одной команды; межгрупповыми – спорные ситуации между сотрудниками разных подразделений компании: отделов, департаментов или филиалов.
Лидер как посредник: роль руководителя в разрешении конфликтов и создании гармоничной обстановки
Стоит быть готовым к тому, что не каждый сотрудник будет заинтересован включаться в разрешение конфликта, настроится на сотрудничество и поиск компромисса. Некоторые будут вести себя напористо, отстаивая собственную позицию любой ценой и средствами. Однако такой подход способен привести к наихудшим для команды последствиям.
Другой вариант поведения – сглаживание острых углов. Одна сторона конфликта будет пытаться всеми силами предоставить другой стороне конфликта все, что требуется, и выполнить все поставленные требования. Такая уступчивость, конечно, поможет разрешить конфликт здесь и сейчас, но в долгосрочной перспективе приведет к усугублению разногласий и новым вспышкам недовольств.
Поэтому так важно участие лидера в разрешении конфликтов между сотрудниками. Это поможет найти взаимоприемлемое решение проблемы и достигнуть скорейшего урегулирования спора. Для того, чтобы прийти к такому финалу сторонам потребуется отказаться от некоторых из своих потребностей, что часто бывает сделать очень тяжело без посредника-медиатора.
Кроме того, лидер, владеющий развитым эмоциональным интеллектом, поможет коллегам сосредотачиваться на разрешении проблемы, а не отвлекаться на личные эмоции, недовольства и претензии.
Конструктивное общение: техники и стратегии для конструктивной коммуникации при разрешении конфликтов
Трудности сплачивают, поэтому любой, даже самый сложный конфликт, способен поднять деловые отношения и уровень доверия между сотрудниками на новый уровень, укрепив командный дух. Достаточно только соблюдать ряд обязательных правил:
- Сохранять спокойствие. При необходимости разрешения конфликтов частая реакция руководителя – возмущение. Однако в такой ситуации как никогда важно сохранять спокойствие и профессиональную позицию. Прежде чем вступать в контакт со сторонами, успокойтесь, оцените ситуацию с точки зрения логики. Далее – разработайте план разрешения конфликта и приступайте к нормализации обстановки, не дожидаясь момента, когда ситуация усугубится.
- Встретьтесь со сторонами конфликта без лишних свидетелей – важно обсудить ситуацию в спокойной обстановке, дать каждому высказаться и услышать мнение другой стороны. Старайтесь проявлять чуткость и разобраться в том, что испытывает каждый из участников конфликта.
- Признайте наличие проблемы и определите ее суть, предложите найти совместное решение. Определите проблему и действия сторон, которые привели к такому исходу событий. Но не стоит углубляться в изучение причин произошедшего, погрязая в претензиях, задача здесь – найти выход из ситуации. Начните предлагать решения, которые могут быть одобрены сторонами, а также побуждайте коллег предлагать совместные решения.
Активное слушание и эмпатия для разрешения конфликтов
Активное слушание – важный навык для разрешения конфликтов, который помогает разобраться в позициях сторон, а также обнаружить точки зрения для будущего консенсуса.
Чтобы использовать силу этой технологии, сосредоточьтесь на говорящем, стараясь понять смысл сказанного. Кроме того, предстоит использовать и невербальный язык, демонстрируя вовлеченность в разговор. Кивайте в качестве знака поддержки, улыбайтесь, чтобы снять напряжение сторон, поддерживайте зрительный контакт – это поспособствует установлению здоровой атмосферы взаимопонимания.
Не стесняйтесь задавать вопросы, оставляя их открытыми – то есть не предполагающими односложного ответа «да» или «нет» – и побуждая человека делиться дополнительной информацией. Задавайте также наводящие вопросы, уточняя детали и прося рассказать подробнее о деталях ситуации. Выступайте с вопросами ровно до тех пор, пока не убедитесь, что стороны понимают суть проблемы и мнение другого человека.
Будет уместным и использование коротких устных утверждений, которые помогут собеседнику чувствовать себя комфортнее и покажут собеседнику вашу заинтересованность в разрешении конфликта.
Пригодится и развитая эмпатия! Постарайтесь распознать, что чувствуют коллеги, и разделить их чувства. Помните, что проявление сострадания помогает установить контакт с говорящим, а конфликт как раз заставляет человека замыкаться в себе и собственных чувствах.
Услышав мнения, поделитесь аналогичным опытом, рассказав о похожей на произошедшее ситуации. Это не только покажет сторонам, что вы правильно поняли и интерпретировали их опыт, но и даст шанс для примирения сторон, а также формулирования общего решения.
Проактивные меры управления конфликтами: как предупредить и управлять конфликтами до их обострения
Самый эффективный способ разрешения конфликтов – их предотвращение, и ничто так не способствует этому как установление правил уважительного и открытого общения в коллективе. Уделяйте приоритетное внимание сплочению коллектива, стараясь искоренять и отдельно разбирать примеры травли или враждебного отношения. Поощряйте сотрудников к совместной работе, помогая им настроиться на одну волну и укрепить взаимное доверие.
С учетом того, что конфликты часто происходят из-за нечеткости в распределении ролей, сфокусируйтесь на распределении обязанностей – так, чтобы сотрудники понимали зону собственной ответственности и объем работы, который выполняет коллега. Старайтесь не допускать дублирования функций, чтобы снизить вероятность недопониманий и непродуктивного расходования рабочего времени.