Секреты успешного управления командой

Успешное управление командой – это искусство, требующее сочетания стратегического мышления, сильных лидерских качеств и способностей к выстраиванию коммуникации. Читайте в новой статье Академии социальных технологий об основных профессиональных приемах, которые помогают эффективно управлять командой и добиваться впечатляющих результатов.
Управление командой – грани успеха
Успешное управление командой предполагает, что руководитель способен эффективно организовывать групповую деятельность, мотивирует и направляет сотрудников для достижения общих целей.
Такие команды отличает:
- Своевременное и качественное достижение целей – лидер ставит сотрудникам четкие, измеримые и достижимые цели, обеспечивает выполнение задач в срок.
- Мотивированность и вовлеченность – сотрудники вдохновлены работой, а лидер способен поддерживать их интерес, понимает индивидуальные мотивирующие факторы и потребности каждого члена команды.
- Эффективная коммуникация – сотрудники общаются между собой конструктивно и открыто, что позволяет избегать недоразумений и конфликтов, а также способствует слаженной работе. Возникающие конфликты разрешаются своевременно и с наименьшими последствиями для командного результата.
- Настрой на развитие – и коллектив, и руководитель стремятся к совершенствованию профессиональных и социальных навыков.
- Доверительные отношения – члены команды чувствуют поддержку как на горизонтальном уровне, так и со стороны руководителя. Проблемы решаются сообща, что снижает уровень стресса и повышает скорость реакции на изменения.
Отметим, что успешное управление командой приводит не только к отличным результатам, которые требуются бизнесу здесь и сейчас, но и создает положительную атмосферу для процветания в долгосрочной перспективе.
Ключевые принципы лидерства
На плечи управленца ложится не только результативность коллектива, но и множество других задач по выстраиванию командного взаимодействия. Именно руководитель отвечает за атмосферу, которая будет царить в коллективе при совместной работе. Однако этим роль начальника не ограничивается, он также:
- Формулирует задачи, устанавливает цели и доносит до подчиненных видение глобальной цели.
- Выбирает лучшие способы для поощрения и вдохновения команды, благодаря чему сотрудники осознают свою ценность и значимость, стремятся приносить бизнесу лучшие результаты.
- Создает открытые и безопасные каналы коммуникации (как формальной, так и неформальной) с тем, чтобы сотрудники делились рабочей информацией и обменивались идеями.
- Помогает сотрудникам в решении профессиональных проблем.
- Принимает участие в разрешении конфликтов и поддержании уважительной атмосферы.
- Помогает членам команды адаптироваться к изменениям и проходить через трудные времена.
Кроме того, в идеале, чтобы руководитель был примером для команды, демонстрировал профессионализм, трудолюбие и этику делового поведения. Следование этим принципам в процессе управления командой возводит начальника в ранг наставника, помогающего сотрудникам развиваться в профессии и достигать новых высот.
Как выстроить доверие внутри команды
Исполнение ключевых показателей, трудовая дисциплина, инициатива – вот какой синонимический ряд обычно сопровождает успешное управление командой. Однако важно, чтобы сотрудники не только слаженно работали друг с другом, но и испытывали доверие. Причем доверие в самом широком смысле – доверие к компании и ее миссии, руководителю, коллегам, рабочему процессу.
В доверительной атмосфере сотрудники свободно выражают мысли, идеи и сомнения, что предотвращает возникновение сложных проблем. Таким командам также удается легче справляться с конфликтами и нивелировать напряженность, которая нередко возникает при интенсивной совместной работе.
В случае трансформации бизнеса и организационных изменений сотрудникам, доверяющим процессу и руководству, легче адаптироваться к изменениям – они уверены в том, что их усилия будут оценены, а происходящее принесет только пользу.
Чтобы начать выстраивать подобные отношения в коллективе, введите в повседневную практику следующие управленческие стратегии:
- Открыто и честно делитесь с сотрудниками информацией о целях и задачах деятельности, возможных изменениях в организации, чтобы они чувствовали себя включенными в процесс.
- Будьте восприимчивы к мнениям и предложениям сотрудников, старайтесь учитывать идеи и точки зрения подчиненных при принятии решений. Используйте также инструменты активного слушания и эмпатии, чтобы установить глубокую связь с членами команды.
- Установите двусторонний обмен обратной связью. Регулярно предоставляйте сотрудникам конструктивные комментарии в отношении их работы, а также стимулируйте их делиться собственными наблюдениями.
- Будьте доступны для сотрудников и помогайте им справляться с трудностями. Ничто так не разрушает доверие как закрытая дверь руководителя и отсутствие возможности запросить его мнение в отношении реализуемых производственных процессов, поэтому старайтесь быть на связи с подчиненными и предоставлять им требующиеся ресурсы.
- Признавайте достижения сотрудников – отмечайте успехи и достижения команды и отдельных сотрудников, признавая их усилия и вклад в общее дело.
- Уважайте потребность сотрудников в поддержании баланса между работой и личной жизнью. Старайтесь не вторгаться в личное время подчиненных без неотложной необходимости, а отпуская сотрудника в отпуск не докучайте ему регулярными звонками и сообщениями.
- Проявляйте доверие к сотрудникам, делегируя не только задачи, но и ответственность, а также право принятия решений. Кстати, это не только поддержит атмосферу доверия, но и укрепит их уверенность в собственных силах.
Наконец, будьте последовательны, личным примером демонстрируя, что вы – руководитель, которому стоит доверять. Начните с того, чтобы слова и поведение соответствовали делам и результатам. Одно это станет весомым примером для подчиненных.
Стоит признать, что выстраивание доверия в рамках управления командой потребует не только времени и усилий, но и искренней заинтересованности в благополучии коллектива и его членов. Для развития знаний в этой области рекомендуем продолжить изучение идей известных теоретиков в области менеджмента. Например, Питер Друкер подчеркивал важность доверительных отношений между руководителями и подчиненными для повышения производительности и вовлеченности сотрудников. Эдвар Деминг же считал, что доверие способствует к улучшению качества и эффективности работы, приводя к процветанию и прибыльности бизнеса.
Методы мотивации сотрудников
Как уже отмечалось выше, обязательный этап управления командой – мотивация сотрудников. Чтобы система мотивации действительно вдохновляла на большие свершения, важно выстраивать грамотный баланс финансовых и нефинансовых поощрений, а также учитывать индивидуальные мотивирующие факторы.
Как правило, рабочая схема мотивации выглядит следующим образом:
- Материальная поддержка – рыночный уровень заработной платы, премии и бонусы, выплаты при наступлении юбилейных дат и достижении стажа работы.
- Нематериальные поощрения – признание заслуг, в том числе публичное, награды, победы во внутрикорпоративных конкурсах профессионального мастерства.
- Социальные преимущества – дополнительное медицинское страхование для сотрудника и членов его семьи, дополнительные дни отдыха по случаю 1 сентября.
Другой значимый аспект мотивации сотрудников – создание условий для профессионального развития, продвижения по карьерной лестнице и получения новых знаний.
Чтобы лучше понять, на какую мотивацию в большей степени откликается подчиненный, найдите время и узнайте его получше: цели и интересы, семейное и финансовое положение – такое исследование поможет подобрать идеально работающую схему.
Управление конфликтами: практические подходы
Конфликты неизбежны, даже, когда руководитель отточил до мастерства уровень управления командой. Но при возникновении напряжения или недопонимании сильные лидеры не игнорируют проблему, а помогают сотрудникам проработать ситуацию.
Чтобы быстро и безопасно разрешить конфликт, проделайте следующие шаги:
- Определите проблему, поговорив с каждым из участников отдельно.
- Пригласите стороны обсудить инцидент в нейтральной обстановке, подчеркнув, что вы не заинтересованы в поиске виновных, а стремитесь восстановить общение между ними.
- Дайте каждому участнику высказать точку зрения, следя за тем, чтобы общение выстраивалось в уважительном тоне.
- Предложите сторонам озвучить варианты решения проблемы, а затем выбрать наиболее подходящее из них.
- Составьте план действий по исчерпанию конфликта, по мере продвижения по нему регулярно проверяйте, как развиваются отношения между сотрудниками.
Прохождение подобного пути только укрепит команду и поможет сотрудникам в дальнейшем и самим конструктивно разрешать конфликты.
Обратная связь: как делать её конструктивной
Конструктивной обратную связь делает конкретность высказываний и ориентированность на решения. Предоставляя сотрудникам обратную связь, старайтесь в комментариях находить место для обсуждения областей для улучшения. Тогда сотрудник, получив комментарий, не будет оставаться в недоумении и непонимании, что делать дальше с информацией, а будет понимать, что она была озвучена для достижения позитивных изменений. Кроме того, для избежания негативных эмоций и недопонимания тщательно выбирайте время и место для предоставления обратной связи. Не стоит делать это между делом или в присутствии других сотрудников – слишком велики риски не достигнуть желаемого, а только усугубить проблему.
И помните, что в вопросах управления командами крайне важна личность самого лидера – профессионала в управлении, который способен объединять людей вокруг общей цели и сопровождать ее к самым отчаянным вершинам. Подобное мастерство, приправленное управленческими компетенциями, создает прочную основу для успеха!