Основы сторителлинга: введение в искусство рассказывания историй
Сторителлинг — действенный инструмент взаимодействия и донесения информации до аудитории. Сегодня его результативно применяют в ряде областей человеческой деятельности. С английского языка понятие сторителлинг переводится как искусство рассказывания. Сторителлинг присутствует в мифах, сказках, театральных постановках, кинофильмах и других формах искусства. Рассказы всегда были популярны среди людей, так как дают шанс почувствовать себя участниками событий и испытать сильные эмоции.
Основа сторителлинга — способность вжиться в роль другого человека, пережить его чувства. Люди даже не осознают, когда сами применяют этот метод в повседневном общении. Это делает сторителлинг естественным способом передачи информации, вызывающим больше доверия, чем прямая реклама. Поэтому такой формат повествования сегодня используется в маркетинговых стратегиях и публичных выступлениях, но также находит применение в самых разнообразных сферах жизни. Например, применение таких приемов обогатит взаимодействие бизнеса с клиентами и поможет продвигать товары и услуги.
В новой статье Академии социальных технологий расскажем, в чем сила такого инструмента и как строить историю, чтобы завлечь слушателя и приковать его внимание к информации.
Влияние сторителлинга на восприятие информации
Сегодня люди постоянно сталкиваются со значительным количеством данных, поступающих из разных источников. Из-за этого им становится сложно сосредоточиться на чтении текстов, и они часто ограничиваются поверхностным просмотром, скроллингом страниц. Особенно ярко эта проблема проявляется среди молодых людей. Поскольку ежедневно человек соприкасается с большим числом сведений, способность воспринимать и запоминать новые данные снижается. Это стоит учитывать, когда предстоит донести информацию другим.
Бывают ситуации, когда важно завладеть аудиторией и приковать взгляды людей, в таком случае на помощь приходит сторителлинг. Это не просто повествование, а искусство создания увлекательных и запоминающихся рассказов, помогающих завоевать публику и побудить ее прислушаться к транслируемой идее.
Вот почему этот инструмент показывает серьезные результаты:
- Во-первых, когда человек слушает завораживающие рассказы, активируется работа мозга сразу на нескольких уровнях. Для обработки услышанного мозг задействует воображение, мышление, память и иные когнитивные процессы.
- Во-вторых, повествование способно вызывать сильный эмоциональный отклик у слушателей. Оно побуждает смеяться, плакать, удивляет или заставляет пережить спектр эмоций. Эти эмоции делают информацию более личной и важной для каждого отдельного человека, содействуя лучшему усвоению и запоминанию полученных сведений.
- В-третьих, истории формируют связь между аудиторией и рассказчиком. Слушая рассказ, люди вовлекаются, начинают сопереживать герою, идентифицировать себя с ним. Это создает чувство общности и содействует установлению доверия, что также помогает информации лучше усваиваться.
Мозг научился моментально распознавать рекламу. Человек сразу меняет канал во время рекламных блоков и замечает начало рекламной вставки в подкастах. Мозг автоматически включает режим обороны и заявляет: «Это мне не нужно». Рука тут же тянется к пульту или кнопке перемотки. Сторителлинг способен обойти эти защитные механизмы.
Люди выросли на сказках, легендах и преданиях, поэтому подсознательно доверяют этой форме подачи материала. Однако то, какой эффект произведет рассказ, зависит от многих факторов. В том числе от содержания, стиля повествования, аудитории и контекста. Например, если сюжет не соответствует интересам или ценностям аудитории, есть вариант, что его проигнорируют или неправильно поймут.
Выделяют четыре типа сторителлинга, все они представляют собой уникальный способ построения рассказа:
- Трансформация героя
Это наиболее простой и распространенный тип повествования. Он демонстрирует развитие персонажа до и после конкретных событий в жизни. Например, пьеса «Гамлет» Уильяма Шекспира, где герой борется с внутренними демонами и сомнениями. После того как его отец погиб при загадочных обстоятельствах, Гамлет начинает претерпевать трансформацию.
- Сквозь препятствия
Здесь акценты делают на процессе, этот вид сторителлинга помогает показать сложный путь героя. Например, история Фродо Беггинаса из «Властелина колец», когда хоббит из Шира получает задание уничтожить Кольцо Всевластия. Описание испытаний, которые проходит персонаж, вызывает отклик у читателей и слушателей.
- Ряд сюжетных линий вокруг объекта
Такой метод сторителлинга требует больше усилий для реализации, но зато представляет субъекта или объект с разных точек зрения и в различных контекстах. Например, сюжет сериала «Звездный путь». Он повествует о приключениях экипажа космического корабля «Энтерпрайз», исследующего галактику, устанавливающего контакты с инопланетными цивилизациями и сталкивающегося с различными опасностями и проблемами.
- Противопоставление
Аудитория наблюдает за двумя сценариями. Например, фильм «Матрица», где есть два параллельных мира: реальный мир, где люди живут в упадке и страданиях, управляемые машинами, и виртуальный, где люди пребывают в иллюзии благополучной и комфортной жизни.
При создании повествования полезно поставить себя на место героя. Стоит представить себя в роли персонажа, чтобы точнее передать его эмоции и переживания.
Главные компоненты успешного рассказа: из чего состоит история
Структура сторителлинга напоминает структуру литературного произведения и использует схожие методы воздействия на читателя. Авторы создают увлекательные повествования, которые обычно включают в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В таких произведениях, как правило, присутствуют конфликт и герои, через которых раскрывается главная тема и идея произведения.
Чтобы создать увлекательный и последовательный рассказ, важно следовать правилам:
- В числе главных моментов — создание интересного героя. Грамотно проработанный образ помогает установить контакт с аудиторией, делая ее частью рассказа. Важно, чтобы герой был близок и понятен аудитории. Например, персонаж совпадает со зрителями по возрасту, профессии или находится в ситуации, знакомой аудитории. Такой подход поможет вызвать эмоциональный отклик и вовлеченность.
- Построение сюжетной линии. Сюжет создает структуру и направление повествования, делая его логичным и понятным для аудитории, определяет развитие персонажей, раскрытие конфликтов и решение проблем, ведущих к кульминации и развязке. Правильно заданная линия повествования поддерживает интерес и создает напряжение, стимулируя зрителя или читателя продолжать следить, как развиваются события.
- Важно вызвать у аудитории эмпатию и вовлечь ее в происходящее. Только так получится удержать внимание до конца и создать условия, в которых читатель будет вместе с персонажами искать выход из ситуации, анализировать ее и, возможно, предпринимать действия для развития сюжета.
- Определите главную идею. Наличие большого числа смыслов в сообщении запутает и перегрузит аудиторию информацией, в таком случае сторителлинг не принесет ожидаемого эффекта. Поэтому важно четко обозначить главную мысль, соответствующую поставленной цели. Стоит удерживать внимание аудитории на главной идее на протяжении рассказа. Для этого начните с описания проблемы и продолжайте повествование, периодически возвращаясь к ней.
- Создайте интригу. Истории, вызывающие удивление, запоминаются лучше всего. Например, люди ценят книги с неожиданными поворотами сюжета, что делает детективы такими популярными. Поэтому стоит добавить в текст или видео элемент непредсказуемости и яркости.
- Стоит использовать детали, они помогают читателю визуализировать описываемую картину. Некоторые детали крайне важны, ведь без них невозможно достичь понимания болей и потребностей целевой аудитории. Создавайте рассказы с учетом этих особенностей. Не путайте детали с излишними уточнениями, текст не стоит делать перегруженным.
Таким образом, сторителлинг представляет собой тщательно продуманную концепцию, включающую в себя эмоционально насыщенный рассказ, в котором гармонично сочетаются мультимедийные элементы. Важно, чтобы сюжет такого рассказа мотивировал к конкретным действиям.
Значение героя, сюжета, конфликта, развития сюжета и разрешения
Важно подчеркнуть, что не каждая история представляет собой сторителлинг. Хорошо, если рассказ соответствует конкретному шаблону: начинается с яркого конфликта и заканчивается решением проблемы целевой аудитории. Другая черта сторителлинга — эмоциональность, которая остается в памяти читателей.
Как правило, рассказ в формате сторителлинга подчиняется законам драматургии: он включает начало, развитие и завершение. В серьезных проектах стоит опираться на трехчастную структуру. Кроме уже упоминавшихся элементов, сюда входят трудности, драматические вопросы и сюжетные повороты.
Чтобы сделать повествование увлекательным и запоминающимся, необходимы три главных элемента:
- Экспозиция. Это начало, где происходит знакомство с главным героем. В сторителлинге важно представить героя зрителю, показать его окружение и обстоятельства, в которых разворачиваются события. Это дает представление о мире и персонажах, создавая основу для дальнейшего развития повествования. Нужно доходчиво объяснить зрителям, что происходило с самого начала и какие события привели к возникновению конфликта. Даже если сюжет изображен в одном кадре, есть вариант показать, кто этот персонаж и чем он занимается, через окружающую обстановку и детали.
Пример:
Молодой фермер Иван до прошлого года не занимался сельским хозяйством. Он вырос и родился в городе. Работа в офисе его угнетала, и когда однажды в соцсетях он увидел объявление о продаже дома в деревне, вдруг понял, что это то, чего он хочет.
- Конфликт или действие. Предстоит продемонстрировать ситуацию, в которую попал герой, что он делает и какие чувства испытывает. Конфликт становится центральной частью повествования, на этом этапе происходят главные события, сталкивающие героя с трудностями или проблемами. Здесь развивается главный сюжет, раскрываются характеры персонажей.
Пример:
После оформления сделки Иван сталкивается с новыми испытаниями. Первый раз он пробует вспахать землю на стареньком тракторе, но тот ломается посреди поля. Находясь в замешательстве, Иван понимает, что предстоит многому научиться. Он вспоминает деда, которого называли экспертом в сфере сельского хозяйства, и решает обратиться к нему за помощью. Дедушка с радостью соглашается обучить Ивана основам земледелия. Вместе они начинают восстанавливать трактор, попутно обсуждая секреты успеха в ведении хозяйства. Через три месяца напряженной работы Иван видит первые результаты собственных усилий: всходы на полях радуют глаз, а трактор работает без сбоев. Но неожиданно появляется новая беда: наводнение из-за сильных ливней грозит уничтожить посевы. Иван укрепляет дамбы и роет каналы для отвода воды. Успешно справившись с этим вызовом, Иван начинает осознавать собственную силу и приобретает уверенность в себе как в фермере. Он понимает, что, несмотря на все трудности, нашел истинное призвание и обрел счастье в жизни на селе.
- Развязка. Это финал, где решаются проблемы и подводятся итоги случившегося. Здесь герои либо получают награду за усилия, либо принимают жизненные уроки, что приводит к окончательному пониманию смысла повествования. К примеру, герой каким-то образом меняется, получает новый опыт или приобретает новый навык.
Пример:
Благодаря упорству и трудолюбию, Иван обретает уважение и признание среди односельчан. Он становится профессионалом, ведет блог и участвует в конференциях, где делится опытом. Однажды на мероприятии Иван встречает девушку Машу, которая мечтает о фермерском деле. Они начинают общаться и вскоре играют пышную свадьбу. Их совместная жизнь наполняется радостью и счастьем. Ферма расширяется, появляются новые постройки и оборудование. Их дети растут в окружении природы и любви к труду. В конце концов, Иван понимает, что его мечта о сельской жизни воплотилась в реальность, и он обрел гармонию и смысл в работе на земле.
Чтобы создать качественный сторителлинг, важно разработать яркий и убедительный образ героя и завлекающий зрителей сюжет, связанный с ним.
Заинтересовать аудиторию и побудить ее дочитать рассказ или досмотреть видео поможет прием захвата внимания в самом начале, используя интригу, знакомую проблему или боль, с которой сталкивается главный герой. Триггерные фразы помогают привлечь читателя уже в первых трех предложениях. При этом важно ориентироваться на проблемы и интересы аудитории.
Эмоциональная составляющая играет главную роль: история должна непременно вызывать у читателя чувства сопереживания, вдохновения и трогать его за живое. Однако главное — это аутентичность. Сторителлинг должен точно быть правдоподобным, честным и убедительным.
Для легкого чтения текста рекомендуется следовать правилу: один абзац — одна мысль. Стоит избегать сложных оборотов и длинных абзацев, содержащих более пяти предложений.
Работа с ритмом, темпом и интонацией для поддержания интереса слушателей
При сторителлинге важна работа над речью, темпом и интонацией, это помогает сделать рассказ более убедительным и запоминающимся, привлечь и удержать внимание аудитории, а также передать эмоции и атмосферу истории.
Вот советы, которые помогут сделать речь понятной и приятной для восприятия:
- Работайте над тембром голоса. Если голос слишком высокий или низкий, это будет отвлекать слушателей от содержания сообщения. Особенно это касается новых людей, которые могут быть не готовы к такому тембру и в результате не запомнят ничего из сказанного, поскольку их внимание сосредоточится на голосе выступающего.
Научиться управлять голосом помогут упражнения. Они укрепят голосовые связки и сделают голос более приятным для окружающих. Попробуйте следующее: глубоко вдохните, наполните легкие воздухом. Затем, делая выдох, произносите протяжные звуки. Старайтесь, чтобы голос звучал как можно ниже. Надуйте щеки, будто во рту находится шарик для игры в пинг-понг, это даст звукам больше объема при звучании. Если при произнесении протяженного звука «ммм» чувствуете вибрацию в грудной клетке, а также в спине или шее, значит, упражнение выполняете правильно.
- Важно варьировать темп повествования и следить за ритмом собственной речи. Не стоит произносить слова слишком быстро или медленно на протяжении выступления перед публикой. Чтобы поддерживать интерес слушателей, необходимо постоянно изменять темп. Если говорить монотонно, не меняя интонацию и скорость, слушатели быстро заскучают и потеряют концентрацию. Ритм, в свою очередь, отражает внутреннюю активность спикера и должен быть упорядоченным. Ритм важно держать даже при медленном темпе.
- Расставляйте акценты, применяя интонационные приемы. Если речь монотонная, слушатели быстро заскучают, поэтому главные моменты важно выделять интонационно. Также стоит выдерживать паузы. Иногда молчание бывает выразительнее, чем самые громкие и страстные слова. В конкретные моменты паузы скажут больше, чем длинный монолог. Они помогают глубже погрузить аудиторию в сюжет, осмыслить услышанное и прочувствовать историю.
Кроме того, при выступлении на публике или записи видеосюжета на постоянной основе следите за осанкой и контролируйте собственные жесты. По внешнему виду человека сразу понятно, уверен он в себе или ему не хватает уверенности. Если выступающий сутулится, опускает голову или вжимает ее в плечи, теребит в руках бумажку, перекладывает микрофон или мнет пальцы, то уровень доверия к нему снижается. Поэтому при выступлении стоит держать плечи расправленными, поднять подбородок. Не нужно размахивать руками, жестикуляцию применяют только для того, чтобы подчеркнуть конкретные тезисы. Лучше зафиксировать руки на уровне диафрагмы. Улыбка дополнит образ, также важно поддерживать зрительный контакт.
Предстоящее выступления способно вызывать волнение, чтобы все прошло успешно, стоит подготовиться.
- Выполните разминку. Вытеснить кортизол, вырабатываемый организмом при стрессе, поможет адреналин, который выбрасывается при физической нагрузке. Поэтому за двадцать минут до выступления сделайте пять-десять приседаний или прыжков, отожмитесь раз пять от пола или постойте минуту в планке. Достаточно пяти минут интенсивных упражнений, чтобы переключиться и расслабиться. После останется еще десять минут, чтобы отдышаться и настроиться на общение с публикой.
- Нормализуйте собственное дыхание. Когда волнуетесь, дыхание становится частым и поверхностным. Иногда при сильном волнении возникает ощущение, будто воздуха недостаточно. Чтобы справиться с этим, применяйте дыхательные техники. Например, «4-7-8», которая зарекомендовала себя. Для ее выполнения вдохните на счет «четыре», задержите воздух в груди на счет «семь» и выдохните на счет «восемь». Это поможет расслабиться и сосредоточиться. Если занимаетесь йогой, то применяйте дыхательные практики, которые изучили. Они также помогут успокоиться и привести собственные мысли в порядок.
- Выпейте воды. Когда человек испытывает стресс, организм, как правило, выводит жидкость в больших объемах, чем в стандартных ситуациях. Это затрудняет концентрацию внимания и ухудшает самочувствие. Делая медленные глотки воды, человек расслабляется, а нервная система успокаивается.
Подготовка к выступлению требует тщательного планирования и практики. Важно помнить, что хороший рассказ начинается с понимания аудитории и цели выступления. Используйте техники сторителлинга, чтобы создать увлекательную повесть, сюжет которой будет резонировать со слушателями, запомнится людям. Практикуйтесь, обращайте внимание на речь, чтобы выступление было максимально выразительным и эмоциональным.
Сторителлинг полезен в различных областях деятельности, включая бизнес, маркетинг, дизайн, психологию и образование. Лекторы, преподаватели, бизнес-тренеры, коучи, консультанты и учителя активно используют этот метод в работе.
Кроме профессионального использования, сторителлинг является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы рассказываем истории просто ради удовольствия, общаясь с друзьями и семьей.