Блог
17.01.2024

Как улучшить командное взаимодействие: методы совместной работы и разрешения конфликтов

Эффективное командное взаимодействие гарантирует вовлеченных и внимательных к работе сотрудников, готовых подойти к выполнению дела с инициативой и творческим видением. Руководителям, заинтересованным в руководстве коллективами, которые достигают поставленных целей в сроки, а иногда и превосходят ожидания и ключевые показатели, стоит вкладываться в укрепление командного взаимодействия. О том, как поднять групповую эффективность до максимума, читайте в новой статье Академии социальных технологий.

В чем заключается продуктивное командное взаимодействие

Динамика современного бизнеса и развития деловой среды требует от коллективов особой гибкости и готовности работать в самых турбулентных условиях, не теряя при этом продуктивности и способности к креативному и нестандартному мышлению. Ритм, с которым команда двигается вперед, определяется руководителем, поэтому развитость управленческих навыков прямо влияет на показатели командного взаимодействия:

  • Четкость общения – коммуникация и способность членов команды взаимодействовать – это обязательная составляющая, которая удерживает коллектив. В таких группах общение выстраивается по принципам открытости и прозрачности.
  • Общие цели – понимание и разделение членами команды установленных для бизнеса целей гарантирует планомерные и скоординированные усилия каждого сотрудника по их достижению.
  • Фиксированные роли – каждый сотрудник должен понимать, что от него требуется и какой функционал он выполняет для воплощения целей.
  • Готовность к развитию – сильные команды руководствуются четкой установкой на рост и стремлением к освоению новых знаний, навыков и практик, которые будут иметь решающее значение для успеха бизнеса.

Что мешает крепкому командному взаимодействию

Часто команды сталкиваются со сложностями, которые мешают достигать пика продуктивности и не позволяют раскрывать потенциал полностью. Среди них, например, отсутствие четких измеримых целей – в таких условиях сотрудники не понимают над чем и для чего работают, а также какие достижения будут свидетельствовать об успешности работы. Рассредоточенность усилий также приводит и к снижению мотивации, ведь непонятно, по какому курсу и к каким берегам плывет корабль, который представляет собою коллектив.

Построение доверия: как доверие влияет на командную работу и как его укрепить

Доверие, хотя и редкая для корпоративного мира категория, но от того не менее значимая единица для укрепления командного взаимодействия. Эффективные команды отличает высочайший уровень доверия, так как в них царит атмосфера честности, способности к открытым и продуктивным дискуссиям и обсуждениям, сплоченность по отношению к сложным и проблемным профессиональным ситуациям, требующим группового решения. Отсутствие доверия также приводит к тому, что сотрудники ставят в приоритет собственные цели и интересы, а не то, к чему стремится коллектив и бизнес. В итоге на стыках интересов часто возникают недопонимания и сложности, а руководителю приходится сосредотачиваться на предотвращении конфликтов, но не управлении рабочим процессом.

Чтобы улучшить атмосферу в команде, лидеру стоит стать образцом для подражания – начать доверять подчиненным, становиться ближе и заслуживать доверия окружающих. Будьте тем вожаком, за которым хочется идти, на которого можно положиться, который доступен для совета и помощи в трудной ситуации. Здесь потребуется открытость и готовность проявлять себя как человека, чье поведение не предполагает внезапных вспышек эмоций, неконтролируемых и непредсказуемых реакций.

Стимулирование коммуникации: какие подходы помогают улучшить коммуникацию в команде для лучшего взаимопонимания

Первое правило сильного командного взаимодействия – достаточная и полноценная коммуникация между лидером и сотрудниками, а также сотрудниками между собой. Поэтому не игнорируйте усилий по налаживанию взаимодействия между подчиненными, активно принимая личное участие в этой коммуникации. Обеспечьте не только рабочие каналы, но и личные – встречайтесь для празднования важных и памятных дат, достижений. И, конечно, не стоит забывать, что общение – это дорога с двусторонним движением, а значит, требуется предусмотреть каналы и инструменты обратной связи, предоставить которую вправе не только начальник в адрес подчиненных, но и наоборот. При этом рекомендуется давать эту обратную связь регулярно, обеспечивая ее своевременность, а также руководствоваться принципами конструктивности. В итоге повышается информированность персонала, снижаются риски возникновения проблем, которые возникают при недостатке общения.

Среди других стратегий, которые помогут простимулировать коммуникацию в команде, выделяют:

  1. Регулярное проведен групповых встреч. Часто в постановке задач в формате один на один или при переписке в мессенджерах, а также по электронной почте возникают недопонимания или неправильные трактовки. Командное взаимодействие кратно усиливается на личных встречах, где участники смогут обменяться идеями, запросить дополнительную информацию.
  2. Будьте внимательны к собственному языку тела и тому, как выстраивается коммуникация с подчиненными. Не стремитесь использовать слишком сложные формулировки, запутанные сложносочиненные предложения, ведь задача – укрепить командное взаимодействие, а не впечатлить собеседника интеллектом и словарным запасом. Кроме того, не стоит забывать и о невербалике. Например, общаясь с коллегами, старайтесь демонстрировать языком тела желание услышать и понять собеседника, поэтому избегайте закрытых поз, неоднозначной мимики и жестов. Транслируйте интерес и настрой на сотрудничество, улыбаясь, устанавливая зрительный контакт, кивая и задавая уточняющие вопросы по ходу речи визави.
  3. Цените вклад каждого члена команды. В коллективах, которые славятся уверенным командным взаимодействием, коллеги готовы слышать мнения, которые не всегда совпадают с собственным, активно участвуют в групповых обсуждениях. Конечно, задает тон такой атмосфере руководитель, предоставляющий слово и право быть услышанным каждому сотруднику, не игнорирует идеи, которые, на первый взгляд, кажутся недостаточно уместными. Также лидеру предстоит вовлекать в совместную работу тех участников, которые не стремятся высказываться, боятся или стесняются озвучить накопившиеся мысли. Параллельно с этим требуется создавать безопасную и комфортную обстановку, в которой нет места непринятию, насмешкам и агрессивной необоснованной критике.
  4. Не умаляйте заслуг сотрудников. Открыто выражайте признательность и благодарность за работу, вкладываясь в создание доброжелательной и поддерживающей обстановки.
  5. Ставьте четкие и понятные цели. Определите конечное видение, выражающееся в понятной и измеримой цели – это обеспечит согласованность действий сотрудников и их единое направление. Не менее важно отслеживать прогресс на пути движения к цели, посредством количественной оценки промежуточных результатов. Полученные в результате оценки данные стоит использовать для оптимизации работы, доработки решений, либо определения областей и зон роста, требующих улучшения. Кроме того, предварительные итоги будут работать на повышение мотивации сотрудников – приближение к цели повышает чувство удовлетворенности выполняемой работой и усиливает приверженность общему делу.
  6. Закрепите за сотрудниками роли, функции и ответственность за их выполнение. Начиная работу над новым проектом, распланируйте, кто и за что будет отвечать – каждый должен понимать зону ответственности, как собственную, так и вопросы, по которым стоит обращаться к коллегам. Четкое разделение обязанностей поможет скоординировать усилия, избежать простоев, ошибок и конфликтных ситуаций.

Укрепление командного взаимодействия требует планомерной и системной работы, предполагающей, в том числе, и анализ текущего положения вещей. Чтобы усилия привели к ожидаемым результатам, рекомендуется обращаться к проверенным профессионалам, специализирующимся на вопросах командного менеджмента, укрепления корпоративной культуры и организационного развития. В партнерстве с экспертами удастся не только построить сильную команду, но и разрешить внутренние сложности и противоречие, мешающие совместной продуктивной работе.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все