Как стилисту работать с клиентом – взгляд профессионала
Профессия стилиста требует чуткости и деликатности – часто стремление наполнить мир красотой и преобразить клиентов до неузнаваемости не приводит к удовлетворению ни самого стилиста, ни окружающих. И для тех, кто только делает первые шаги в стилистике, и для опытных экспертов, стремящихся к развитию, крайне важным становится мнение лидеров индустрии с профессиональной квалификацией, насчитывающей десятилетия успешной работы. Специально для блога Академии социальных технологий заведующая кафедрой «Имидж и стиль» Инесса Трубецкова поделилась собственными наблюдениями о том, как стилисту работать с клиентом.
Что стоит знать о профессии – прежде, чем задумываться о том, как стилисту работать с клиентом
Стилист – профессия удивительная. Судите сами: ты видишь, как преображается человек, его жизнь и мироощущение, а главное – чувствуешь причастность к этой трансформации. Дело в том, что те, кто обратился за помощью и поработал со стилистом, почти сразу начинают ощущать себя по-другому. И, если психолог работает с внутренним миром и психикой, чтобы достигнуть изменений, то мы преображаем внутренний мир, меняя внешний вид, и происходит это очень быстро.
Вот только на заре моей профессиональной деятельности в нашей стране не было ни школ, ни информации… Даже профессиональной поддержки в виде, например, сообщества таких же, как и ты увлеченных профессией, не было! А ведь профессия стилиста – это не только подбор образа и формирование гардероба, но и общение с клиентом: выявление запроса, понимание ценностей, почему стоит обратить внимание на ту или иную вещь, как она работает самостоятельно и в комплекте, как воздействует цвет и так далее.
В чем заключается повседневная работа стилиста
Работа стилиста – это не только шоппинг: походы по магазинам; мониторинг, выбор и покупка вещей, аксессуаров и обуви; составление образов; ведение и погружение в гардероб клиента; но и работа со стилем, цветовой палитрой и образом в целом.
Отвечая на вопрос, как стилисту работать с клиентом, я рекомендую изучать, что уже куплено и разместилось на полках шкафов. Дело в том, что иногда в ходе ревизии гардероба достаточно исключить неподходящие вещи или оттенки, собрать новые образы для того, чтобы увидеть себя другим и начать новую жизнь.
Кроме того, предстоит объяснить клиенту, как использовать различные сочетания вещей и цветов, предлагать не бояться экспериментов и непривычных решений. Поэтому, помимо шоппинг-сопровождения, стилисты проводят имидж-консультации, на которых клиент знакомится с подходящей палитрой цветов, особенностями собственной фигуры и внешности в целом. Такое погружение помогает делать впоследствии правильный выбор: подходящие фасоны одежды, аксессуары и украшения, обувь, а также прически и даже макияж. В итоге человек понимает, что работает на его успех, а что стоит убрать из гардероба.
В моем случае, рабочий день складывается не только из повседневной работы с клиентами, но и образовательной деятельности. У меня своя Школа стиля, предлагающая курсы и практикумы не только для профессионалов – стилистов, которые делают первые шаги в профессии или нарабатывают опыт, но и для женщин, которые хотят выглядеть стильно и неотразимо. Поэтому появляется и организационная нагрузка, и преподавательская: составление и ведение курсов, презентаций, проверка домашних заданий и так далее.
И, конечно, не могу не сказать об издательской деятельности. Мы в соавторстве с Наталией Георгиевной Найденской выпустили уже 13 книг для профессионалов и тех, кто интересуются красотой, стилем и модой, гардеробом, цветом и дресс-кодами. Добавлю, что работа над каждой книгой представляет собой продолжительное приключение-исследование – на протяжении года погружаешься в тему, узнаешь детали и нюансы, а затем сама книга собирается в понятную и привлекательную для читателя форму.
Что клиент ожидает от стилиста
Клиенты ожидают преображений! В некотором смысле люди наделяют меня и моих коллег способностью творить волшебство. Однако чудеса не случаются сами по себе. Дело в том, что на первой встрече клиент часто начинает говорить шаблонными фразами, которые не дают представления о том, каких изменений и в какой сфере жизни хочется достигнуть. Ситуация осложняется, когда клиент только начинает знакомство с миром моды, стиля и красоты. А ведь внутреннее намерение уже сформировано, и задача стилиста распаковать это ожидание. В таких случаях помогают визуальные средства, с помощью которых становится проще рассказать об эмоциях, которые вызывают те или иные образы. Поэтому, говоря о том, как стилисту взаимодействовать с клиентом, рекомендую составить визуальные подборки или мудборды – на первых порах это поможет найти общий язык и прояснить запрос.
Стилисту также требуется понять, что требует изменения во внешнем виде клиента, и как сделать так, чтобы конечный результат был принят клиентом и не стал источником дополнительного стресса. Стоит учитывать, что любые, а тем более кардинальные изменения – это сильнейший стресс, поэтому предлагаю придерживаться принципов плавной и последовательной работы, а не резких изменений образа. Лучше двигаться маленькими шагами, чтобы новая жизнь простраивалась и принималась органичным образом, а клиент имел время принять себя и осознать новый образ, а иногда и обрести новый смысл жизни.
Как стилисту работать с клиентом и преуспеть
Стилиста-новичка часто заботит вопрос: где найти первых клиентов. Проблемы же начинаются, когда клиенты появляются... Делающий первые шаги в профессии стилист полон мотивации: знания переполняют и распаляют горящее желание преобразить мир и сделать окружающих красивыми. И здесь часто возникает неосознанное общение с клиентом с позиции назидания и воспитания, даже, когда такого запроса не звучало и появляется большое количество непрошенных советов. Но не каждый клиент ждет их.
Описанный поведенческий паттерн стирается с обретением опыта, далее же рекомендую держать в фокусе следующие составляющие:
- Повышать уровень квалификации, изучать новые тенденции, общаться с коллегами.
- Не допускать выгорания, постоянно отслеживая собственное состояние – как эмоциональное, так и физическое.
- Не терять желания делать людей красивыми – для дающей и помогающей профессии важна энергия желания, которая и привлекает клиентов.
Поделюсь личным примером, который, надеюсь, проиллюстрирует, как стилисту работать с клиентом. Мой первый клиент появился, когда я еще не занималась предоставлением услуг, мы в то время писали первые учебники и книги для стилистов, я вела курсы – то есть была скорее теоретиком. Тогда ко мне обратились друзья, попросившие помочь собрать образы для мероприятия. Выяснилось, что и для мужчин, и для женщин остро стоял вопрос построения счастливой личной жизни. И те, и другие, уделяя львиную долю времени работе и построению карьеры, упускали личные отношения. Метаморфозы произошли, когда изменился гардероб. Для представительницы прекрасного пола мы сформировали женственные образы – включили в них юбки и платья, уместные и для бизнес-среды, и в то же время обращающие внимание на ее природное очарование. И положение дел на личном фронте изменилось в кратчайшие сроки – ей сделали предложение руки и сердца.
Сложность заключается в том, что не всегда клиент готов озвучить истинные желания, и для этого требуется искренний и доверительный диалог, иногда не один. Вообще, доверие – важнейшая составляющая нашей профессии, о которой стоит помнить тем, кто задумывается о работе с клиентом. Иногда в процессе разговора озвучиваются такие вещи, в которых сложно признаться друзьям, близким, а иногда и самому себе. Также, как и в медицине обязательно сохранять врачебную тайну, так и в нашей профессии – соблюдать конфиденциальность наших клиентов и публиковать только с их согласия. Этим правилом стоит руководствоваться с первой встречи. Кстати, по этой причине многие стилисты не выставляют на всеобщее обозрение все свои портфолио – сохраняя закрытость личного пространства клиента – иногда это плата за доверие между стилистом и клиентом.
Как стилисту работать с клиентом – технологии
Как правило, в среднем продолжительность сопровождения клиента стилистом для создания эффективного гардероба – полгода-год. В идеале, чтобы клиент, обратившийся за консультацией, составлением Карты стиля или lookbookа, экстренным шоппингом под мероприятие (деловую или туристическую поездку), становился постоянным. Дело в том, что работа со стилем требует комплексного подхода – у каждого возникают разные жизненные потребности: создание бизнес-гардероба, формирование сезонных гардеробов, добавление модных трендов, подготовки к тематическим мероприятиям с фиксированным дресс-кодом и так далее.
Расскажу о некоторых из технологий, которые использую в работе.
Как происходит шопинг с клиентом
Шоппинг с клиентом, как правило, происходит непосредственно в магазинах. Работа разбивается на следующие этапы:
- Стилист заранее приезжает в магазин и проводит пред-шоппинг, осматривая подходящие вещи. Чтобы сэкономить время клиента, стилист посещает магазины, собирает, отвешивает или фотографирует предварительные образы.
- Благодаря этой подготовке, клиент за 2-3 часа примеряет уже составленные и проработанные образы. Примерка часто сопровождается фотографированием комплектов, чтобы потом было легче ориентироваться в гардеробе.
- Далее – за чашечкой кофе мы смотрим фотографии и определяем, что подходит по запросу и бюджету, а с чем стоит пока подождать.
- В завершении - непосредственная покупка подходящих комплектов самим клиентом.
Что такое карта стиля
Карта-стиля – это помощь при консультировании и понимание клиентом собственного ведущего стилевого направления. В своей работе использую собственную авторскую методику «Круг стилей», обозначенную четырьмя базовыми векторам стиля: классика, спорт, романтика, драма. Сегодня определить вектор стиля очень просто - для этого разработан двухминутный тест. Каждый вектор подсказывает внутренний мир клиента, доминанты в понимании и чувствовании себя. Понимание подходящего клиенту вектора стиля, помогает подобрать образ, который будет на 100% комфортен и поможет раскрывать себя. Например, одному нравится милитари, другому – классические образы, а тем, кто любит проявляться ярко, добавляем драмы – эстетику вамп или другие провокационные элементы. Если клиент – приверженец романтики, подбираем элементы мягкой эстетики, гламура и так далее. Составить Карту стиля невозможно без понимания внутреннего мира клиента, который и диктует выбор цветов, ткани, фактур, рисунков. Такой подход – ключ к составлению гармоничного гардероба, вещи в котором великолепно сочетаются, так как соответствуют одному или близким по смыслам стилям.
Профессиональные сообщества для развития стилистов
Сегодня нет дефицита профессиональных сообществ: одни сконцентрированы на профессиональных компетенциях – организуют конференции и другие образовательные мероприятия, в том числе рассказывающие о том, как стилисту работать с клиентом, другие создают красивые инфоповоды в профессии и дарят эмоциональный опыт: клубы, премии, красные дорожки. На мой взгляд, все должно быть: и развитие, и промо, и наполняющее по духу общение с единомышленниками.
Расскажу о нашем сообществе – кафедре «Имидж и стиль», действующей на базе Академии социальных технологий. Стилисты, которые проходят отбор на кафедру, подтверждают экспертность на основании оценок уже зарекомендовавших себя профессионалов, с определенным весом и авторитетом в индустрии. Мы стремимся, чтобы каждому, невзирая на профессиональный уровень и продолжительность работы, было комфортно в Академии. В частности, например, работаем над запуском системы поддержки, предполагающей индивидуальный вектор дальнейшего профессионального развития, в том числе и посредством программ дополнительного образования и прохождения соответствующей сертификации.