Как создать эффективную систему наставничества
Наставничество представляет собой инструмент для адаптации сотрудников под специфические требования бизнеса. Принцип работы прост: опытный сотрудник передает знания другому профессионалу в персональном формате, адаптируя учебную программу под конкретные цели и задачи. Основу процесса составляют опыт наставника, персонализированный подход и продуктивное взаимодействие. Особенно актуален подход в компаниях, ориентированных на развитие, и в отраслях, где важны знания и компетенции в узких сегментах.
В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим, почему бизнесу необходима программа наставничества и как правильно организовать этот процесс внутри компании.
Зачем компании менторская программа
Чтобы стать истинным мастером в своем деле, недостаточно просто усвоить теорию — требуется пройти путь ученичества рядом с наставником. Этот древний принцип находит применение и в современном бизнесе. Ряд предприятий уже внедрили наставничество, делая это либо осознанно, через формализованные программы, либо интуитивно, следуя традициям передачи опыта.
Роль ментора заключается не только в передаче профессиональных знаний. Он помогает новому сотруднику быстрее влиться в коллектив, освоиться в корпоративной среде и глубже понять ценности компании. Наставник готов поделиться советом по любому вопросу — будь то тонкости общения с клиентами или местоположение кофейного аппарата. Главная задача такого подхода — интегрировать сотрудника в рабочий процесс, минимизируя возможные трудности и дискомфорт.
Преимущества менторства:
- Снижение затрат на подбор и адаптацию персонала. В условиях дефицита кадров время поиска подходящих кандидатов увеличилось в полтора раза, и эта тенденция продолжает усиливаться. Менторинг помогает сократить расходы на рекрутинговые процессы и повысить результаты новичков.
- Минимизация рисков адаптации. Новичок в среднем выходит на уровень рентабельности через три месяца работы. Наставничество ускоряет этот процесс, помогая ему адаптироваться и стать полноценным членом коллектива.
- Рост производительности. Чем больше опыта у сотрудника, тем лучше он разбирается во внутренней кухне и результативнее работает. Наставничество содействует ускоренному накоплению профессиональных навыков.
- Формирование крепких коллективов. Через менторство возможно создание сплоченных команд, где опыт передается от старших коллег младшим, что укрепляет корпоративную культуру и улучшает результаты совместной работы.
Наставничество представляет собой гибкий формат корпоративного обучения, отличающийся высокой степенью персонализации, релевантностью передаваемых навыков требованиям компании, ускоренной адаптацией новичков и развитием их лояльности к работодателю, а также повышением экспертизы и возможностью переквалификации опытных работников.
Таким образом, оно выгодно не только бизнесу, но и самим сотрудникам, которые получают карьерный рост и увеличение доходов благодаря быстрому развитию компетенций.
Разница между наставничеством и коучингом
Коучинг и менторство — две распространенные методики развития личности, предполагающие интенсивное руководство и сопровождение. Несмотря на результативность обоих подходов в достижении личных и карьерных высот, между ними есть различия в стратегиях и конечных результатах.
Коучинг представляет собой процесс формирования доверительного партнерства между коучем и клиентом, направленный на раскрытие внутреннего потенциала и достижение целей. Коуч помогает человеку понять собственные мотивы и ценности, разработать стратегию действий для воплощения в жизнь желаемого результата. Используя вопросы и специализированные техники, коуч стимулирует клиента к самоанализу и поиску решений, одновременно поощряя ответственность за действия.
Наставничество, напротив, характеризуется более директивным подходом со стороны ментора. Ментор, как правило, обладает серьезным профессиональным опытом, умениями и наработанными практиками, которые готов передать. Внимание здесь уделяется передаче накопленного опыта, предоставлению рекомендаций и конструктивной обратной связи, направленных на ускоренное развитие менти.
Главное различие между коучингом и менторством кроется в уровне вовлеченности и самостоятельности клиента. В коучинге клиент занимает центральную позицию, сам формулирует цели, разрабатывает планы действий, осознает собственные ресурсы и принимает полную ответственность за личное развитие. В наставничестве ментор играет более активную и направляющую роль, предлагая конкретные рекомендации и инструкции.
Тем не менее несмотря на эти различия, обе методики преследуют схожие цели: развитие личностного и профессионального потенциала, определение приоритетов и реализацию намеченных планов. И коучинг, и наставничество базируются на активном слушании, постановке уточняющих вопросов и поддержке, чтобы помочь человеку раскрыть сильные стороны и преодолеть препятствия на пути к достижению целей.
Кто может быть наставником
Наставник — это эксперт, обладающий обширными знаниями и готовый делиться ими для поддержки подопечного в его росте. Эта роль — не формальная обязанность, зачастую ее берет на себя представитель команды, стремящийся вложить время и усилия в новичка. Наставник должен обладать высоким уровнем профессионализма, умением передавать навыки и проявлять эмпатию.
Портрет идеального наставника:
- Разделяет корпоративные ценности и верит в успех организации, избегая действий, которые могли бы нанести ущерб репутации компании.
- Обладает полным пониманием внутренней работы предприятия и схемы взаимодействия подразделений. Благодаря этому он способен давать исчерпывающие разъяснения, когда подопечный сталкивается с недопониманием.
- Использует открытые вопросы для проверки понимания подопечным поставленных задач, стимулируя таким образом критическое мышление и осознанное обучение.
- Берется за наставничество осознанно, понимая важность собственного вклада в развитие нового члена команды. Не воспринимает этот процесс как формальность.
- Демонстрирует терпимость, готовность выслушивать и поддерживать подопечного, создавая атмосферу доверия и безопасности. Новичок должен точно ощущать уверенность в том, что наставник окажет необходимую помощь.
- Оценивает уровень подготовки подопечного, выбирает подходящие методы обучения, составляет план и последовательно его реализует.
Чтобы менторинг был результативным, важно взаимодействие обеих сторон. Наставник создает комфортные условия, где подопечный свободно задает вопросы, даже сложные и личные. В свою очередь, подопечный должен активно управлять процессом, определяя направления работы и фокусируясь на достижении профессиональных или личных целей.
Как структурировать процесс и задать цели
Организация внутреннего института наставничества требует больших усилий по сравнению с приглашением внешнего тренера для классического обучения. Однако такой подход соответствует современным концепциям менеджмента, основанным на принципах адаптивности и практической пользы. Более того, привлечение внешних экспертов, особенно для обеспечения применимости материалов и ориентации на реальные кейсы компании, часто связано с необходимостью погружения в бизнес-процессы.
Для внедрения наставничества в организацию официально рекомендуется закрепить положения данного процесса во внутреннем нормативном документе — Положении о наставничестве. Этот документ должен детально регламентировать критерии выбора наставников, механизмы их мотивации, права и обязанности всех участников, продолжительность учебы, программы мониторинга результатов и параметры оценки.
Прежде чем запускать программу, крайне важно конкретизировать цели и учесть ожидания участников. К примеру, одна компания ставит перед собой задачу снизить уровень текучести кадров, тогда как другая нацелена на повышение вовлеченности сотрудников. Исходя из конкретных целей и ожиданий, формируются необходимые инструменты и устанавливаются KPI.
Главным компонентом программы станет детально проработанная дорожная карта. Этот инструмент поможет наставникам уверенно двигаться вперед, своевременно корректируя действия. Карта включает в себя конкретные задачи наставничества, перечень передаваемых знаний и навыков, рекомендуемые образовательные курсы, а также четкие критерии для объективной оценки работы самих менторов.
Отдельное внимание стоит уделить разработке методов мотивации для менторов. Традиционно в качестве стимулов рассматриваются возможности роста и материальные вознаграждения. Однако для многих наставников мотивирующим фактором станет публичное признание их вклада и достижений. Важно осознавать, что менторы являются ценным ресурсом компании, и их поддержка и профессиональное развитие заслуживают не меньшего внимания, чем развитие тех, кого они наставляют.
Ошибки в менторстве и как их избежать
Для минимизации трудностей при реализации практик наставничества руководителям важно учитывать предыдущий опыт.
В числе распространенных ошибок:
- Недооценка сложности процесса адаптации. Он требует внимательного отношения, регулярных отзывов и личной вовлеченности наставника.
- Переоценка новичком собственных начальных навыков. Важно наличие готовности учиться, интегрироваться в коллектив и перенимать опыт.
- Диктаторский стиль наставника. Навязывание мнений без обсуждения альтернатив недопустимо; наставник не является непосредственным руководителем.
- Отсутствие систематического контроля. Необходимы четкие цели наставничества и регулярные проверки выполнения задач.
- Недостаточная мотивация наставника. Такая ситуация возникает, когда сотрудник вынужден брать подопечного под давление начальства.
- Неправильный выбор кандидатов на роль наставников.
Избежать эти ошибки получится благодаря осознанному и профессиональному подходу руководства к наставничеству, которое становится индикатором успешного развития компании.