Чем тьютор помогает взрослым
Развитие навыков и освоение новых знаний требуется не только детям, взрослые так же нуждаются в совершенствовании. Вот только часто освоиться во всех доступных для развития возможностях и принять верное решение трудно. Причиной тому и объективные факторы в виде нагрузки и усталости, и набор личных причин: непонимание собственных интересов, страх изменений, неуверенность в себе. Справиться с этими и рядом других проблем помогают тьюторы. В этой статье Академия социальных технологий расскажет, чем тьютор помогает взрослым.
Зачем записываться на консультацию к тьютору
Не только школьникам, абитуриентам и студентам принесет пользу обращение к тьютору. Тьюторское сопровождение взрослых помогает улучшить знания и навыки в различных областях, найти новые интересы и структурировать познавательную деятельность. Отдельно стоит отметить необходимость работы с экспертами этого направления для тех профессионалов, которые заинтересованы в смене трека карьерного развития.
Дело в том, что жизнь взрослого человека полна обязанностей и обязательств, лежащих как в поле работы, так и в личном пространстве. Задачи, проекты, спорт, домашние дела и забота о родственниках занимают не только время, но и расходуют энергию. В итоге освоение новых знаний становится балластом – если человек не чувствует в них острой необходимости и не видит практической пользы, то и обходит курсы, дополнительное образование и вузы стороной.
Не облегчает задачу физическое и эмоциональное утомление, а в некоторых случаях апатия, выгорание и депрессия. Человек и чувствует, что выбрал не тот профессиональный путь, но и не способен решиться на изменения. Кроме того, накопившаяся усталость снижает способность к концентрации, поэтому новая информация, даже полезная для карьерного развития, воспринимается в качестве дополнительного раздражающего фактора и не усваивается вовсе.
Но и это не все проблемы, которые поджидают взрослых на пути к парте, учебникам и экзаменам. Расскажем о них подробнее.
- Сложившиеся привычки и убеждения – люди часто думают, что учеба и новые знания – это категории, доступные только для молодежи. Не играют на пользу и сложившиеся модели мышления и поведения, что затрудняет само принятие того, что привычные процессы можно выполнять иначе.
- Нежелание возвращаться за парту – учебный опыт воспринимается с негативом: стресс от экзаменов, необходимость выполнения дополнительных заданий, соблюдение дисциплины. В этой связи возвращение в учебную аудиторию дается с трудом.
- Отсутствие мотивации – новые знания потребуют применения на практике, однако, если функционал, выполняемый человеком на работе, этих знаний не требует, то и мотивации к обучению нет.
- Отсутствие поддержки профессионалов, целей и планов развития – совершенствование требует системного подхода – как в части набора осваиваемых дисциплин, так и в отношении ритма и наполненности учебных курсов. Добавим также, что в условиях разнообразия образовательных продуктов сложно сделать правильный выбор и определиться с подходящим и обоснованным вектором развития.
- Недооценка собственного потенциала – когда жизнь уже сложилась – сделаны первые шаги по карьерной лестнице, построен дом и создана семья – человек начинает думать, что знает о себе все и понимает, чего можно от себя ожидать. Здесь же возникает и сомнение в собственных способностях, которое не дает сделать выбор в пользу развития и освоения нового.
А между тем знания устаревают – появляются и новые подходы, и новые технологии, которые способны радикально изменить результаты работы и карьерные перспективы. Кроме того, и у профессионалов встречаются пробелы в фундаментальных знаниях, которые для дальнейшего развития будет полезно устранить.
Поэтому особенности тьюторского сопровождения взрослых и заключаются в создании работающих подходов и стратегий, которые помогают взрослым эффективно справляться с обучением и осваивать новое. Далее же в этой статье речь пойдет о том, чем и как тьютор помогает взрослым.
Когда сложившиеся личности обращаются к тьюторам
Тьютор помогает выстраивать тьюторанту четкие, реалистичные и достижимые цели. На сессиях оцениваются уже достигнутые клиентом результаты, полученные знания и навыки. На основе этой проработки определяются области, требующие внимания и усилий.
Кроме того, эксперт обсуждает с подопечным его интересы, ценности и долгосрочные цели, в результате чего человек осознает, что для него действительно важно.
Далее устанавливаются цели. Один из возможных инструментов правильной постановки целей – метод SMART, предполагающий, что все сформулированные устремления будут конкретны, измеримы, достижимы, релевантны и ограничены по времени. Крупные цели разделяются на шаги или подэтапы, что позволяет избегать чрезмерных нагрузок и видеть прогресс. Наличие прогресса и позитивных изменений же увеличивает мотивацию и помогает не сбиваться с пути.
Расскажем о других причинах, которые побуждают взрослых записываться на консультации к тьюторам.
- Тьютор и выстраивание карьерного пути – тьютор помогает сформулировать карьерные цели и выстроить образовательный план их достижения, который будет предполагать улучшение профессиональных навыков. Тем же, кто ориентирован на изменение карьерного пути, эксперт поможет сориентироваться в других профессиональных областях, причем найти то, что вызывает живой интерес и соответствует потенциалу тьюторанта.
- Адаптация к образовательному процессу – когда взрослые сталкиваются с нехваткой времени или неспособностью правильно расставить приоритеты, участие тьютора покажет варианты пересмотра личных стратегий. Иногда тьюторы знакомят подопечных и с новыми технологиями обучения, которые помогают достигать наилучших результатов.
- Мотивация и поддержка – эксперт помогает взрослому справиться со сложившимися убеждениями, в том числе и негативными, и управлять стрессом. В результате взаимодействия с экспертами тьюторанты учатся самостоятельно ставить цели и достигать их, а также корректировать видение и не бояться неудач.
Немаловажно и то, что тьютор помогает клиентам мыслить реалистично, опираясь на текущие возможности и ресурсы. Такая стратегия уберегает от разочарования и повышает шансы на успех. Добавим также, что регулярные сессии с тьютором работают в качестве инструмента оценки достигнутых результатов. Если же видимых изменений не наступает, корректируется и стратегия, и план действий. В итоге человек понимает, что делается правильно, а что требует улучшения. И, конечно, в процессе работы могут меняться и цели – они всегда должны оставаться актуальными и достижимыми.
Наконец, тьютор дает клиенту необходимую поддержку, укрепляя мотивацию и уверенность в себе.
Отличие тьютора для взрослых от карьерного коуча
На первый взгляд кажется, что профессии тютора и коуча не имеют отличий. Конечно, две эти социальные технологии располагают общими чертами, но подходы, применяемые профессионалами и акценты в работе, не будут едиными.
Так, например, тьюторы фокусируются на образовании, освоении новых дисциплин, навыков, помогая в разработке учебных планов и установлении целей. Тьютор сопровождает клиента и в образовательном процессе, при этом нередко используются специальные педагогические методики, помогающие осваивать материал. Да, тьютор не возьмет на себя роль педагога или репетитора, но подскажет методы обучения, которые будут подходить клиенту и соответствовать его потребностям.
Мишень карьерного коуча – карьера и профессиональное развитие. На сессиях устанавливаются профессиональные цели, в итоге клиенты видят и реализуют перспективы роста, а также получают большее удовлетворение от работы. Кроме того, в результате этого взаимодействия клиенты получают стратегии продвижения по карьерной лестнице, смены профессии или открытия собственного бизнеса.
Добавим, что часто, обращаясь к коучу, клиент понимает, какая проблема перед ним стоит и чего хочется достигнуть. Коуч же предлагает варианты устранения преград и стратегии реализации намеченного видения. В этом и кроется ответ на вопрос: «Чем тьютор помогает взрослым?». Тьюторы не дают готовых решений, а с помощью специальных техник и инструментов, в том числе и диалога, помогают клиенту познакомиться с самим собой – увидеть свои склонности и желания, найти дело и образовательную траекторию, которые вызовут страсть и желание трудиться.