Представления, которые создают мир
О ЧЕМ ЭТОТ ТЕКСТ?
В этой статье описывается предпринятая мной попытка самомоделирования. Смоделированная способность имеется едва ли не у каждого человека, поэтому мне не пришлось искать для изучения особо талантливого ее носителя. В то время, как традиционно НЛП исследует паттерны гениев, меня заинтересовали механизмы саморегуляции, присущие каждому человеку.
Я предположил, что получив понимание того, как функционирует психика человека повседневно, можно лучше понять и те особые способности, которые демонстрируют выдающиеся люди. Думаю, с этим невозможно не согласиться, поскольку способности талантливых людей являются естественным продолжением внутренних процессов, присущих всем людям.
НАШ МИР СОЗДАЕТСЯ НАШИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
Вначале своего исследования я пришел к необходимости найти (интегративное) понятие для описания процесса того, как мы “создаем свой мир”. Это должно быть понятие, имеющее реальное чувственное содержание, которого, к сожалению, нет в энелперских понятиях, таких как “карта” или “фильтры”.
Я решил, что “представления” идеально подходят на роль такого понятия, потому что их можно на чувственном уровне обнаружить в себе, они являются для нас и картой, и фильтром, и они, безусловно, содержат в себе все фильтры, о которых говорит НЛП: репрезентативные системы, убеждения, язык, внимание...
Чтобы объяснить, что я имею в виду под представлениями, предлагаю обратиться к следующему примеру. Вспомните, как вы собирали грибы. Если вы это делали в течение всего дня, то после окончания сбора у вас перед глазами еще долго появлялись образы грибов. Эти образы – часть вашего представления о грибах. Это фильтры, которые помогали вам в течение дня отыскивать их среди листьев и травы.
У всех людей есть представления о предметах, которые их окружают, об отдельных событиях, о себе, о жизни в целом, а также о делах, которыми они занимаются. В представлениях заложены обычные реакции человека на данные предметы, события и дела. Например, реакция матери на плачущего ребенка содержится в ее представлении о плачущем ребенке.
Достичь успеха и в каком-либо деле нам помогают наши представления об этом деле. Именно с помощью представлений мы настраиваем свое состояние перед тем, как начать действовать. Наши представления – это то, что мы должны совершенствовать, если хотим улучшать свои результаты.
ОСОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Какой опыт содержится в наших представлениях? Существует ли он или "представления" - это только слово, за которым ничего нет в действительности? Как заметить в себе представления?
Сначала мысль о том, что "универсальный" фильтр, включающий в себя все другие фильтры, должен существовать, пришла ко мне лишь теоретически. Однако очень быстро я нашел в своем опыте то, что соответствует этому фильтру. Я приведу пример, а вы попробуйте найти подобный пример в своей жизни.
Ситуация. Мальчик живет вдвоем с матерью. Но вот однажды мать приводит в дом чужого мужчину. Она говорит, что этот чужой человек будет жить здесь. Идет время, разгорается один конфликт за другим. Мальчику кажется, что в их доме поселилось чудовище. Один из конфликтов приводит к серьезному разговору с матерью. Она просит, объясняет или приказывает относиться хорошо к отчиму. Мальчик любит мать и поэтому чувствует себя зажатым в угол. В страшно тяжелом состоянии ему приходится принять факт присутствия отчима в своей жизни, найти в нем позитивные черты, о которых говорит мать. И тогда напряжение уходит. Уже на следующий день всем становится легче, а мать видит заметное изменение в поведении и реакциях сына. Конфликты прекращаются.
Что в это время происходит в мальчике? Сначала он расстроен, он хочет изменить факт, который его не устраивает. Но поняв, что ему придется с ним смириться, он обращается внутрь себя и находит представление о желаемом (или привычном) для него способе жить, и трансформирует его в соответствии с реальностью, которую осознал.
Несколько выводов из приведенного примера. Люди меняются во время кризисных переживаний. Они меняют свои значимые представления тогда, когда им приходится принять новые факты. Чем значимее для человека его представление, тем труднее признать необходимость его изменения.
Поскольку я помню много ситуаций, в которых мне приходилось трансформировать свои представления, попробую описать свой внутренний опыт. Я воспринимал представления как своего рода “синестезии”: чувство и смутный образ, на фоне которого могли появляться мысли в словах или готовность к каким-то действиям. Представления я воспринимал как нечто целое, поэтому, когда трансформировал их внутри себя, они менялись целиком.
Осознать свое представление легче всего, если в какой-то ситуации мы испытываем трудность или негативное переживание. Если в эти моменты мы бкдем придерживаться мысли, что что-то внутри нас поддерживает эту трудность (переживание), то мы довольно скоро найдем в себе ее источник. Это будет какое-то наше представление, связанное с данной ситуацией.
Как еще можно осознать свое представление?
Выберите, о каком (значимом для вас) предмете вы хотите узнать свое представление. Подумайте о том, что такое этот предмет для вас. Какой он? (назовите как можно больше его качеств). С какими чувствами связан у вас опыт взаимодействия с этим предметом? Что вы можете, а чего не можете во взаимодействии с ним? Эти вопросы помогут вам настроиться на представление и осознать его. Вы сможете лучше рассмотреть и прочувствовать свое представление, если закроете глаза. То, что будет в этот момент в вашем внутреннем внимании, это и есть ваше представление. Если быть точнее, то это – осознаваемая его часть, потому что представления обычно осознаются не полностью, всегда имеется подсознательная их часть.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Представление нельзя изменить произвольно так же легко, как воображаемый образ предмета. Потому что представление – это не только образ, и это не только наши мысли о данном предмете, это нечто гораздо большее... И в то же время, для обозначения этого мы употребляем одно слово “представление”, чтобы подчеркнуть, что оно является единым целым. (И что обращаться с ним надо как с единым целым.)
Если мы настроимся на какое-либо представление описанным выше способом, то мы обязательно заметим, что в него включены и образы, и слова, и чувства, и еще многое другое... Представление как клубок, в котором переплетены все составные части опыта. Нам надо увидеть их единство, чтобы и описывать, и иметь дело с ними как с единым целым.
Если же мы будем воздействовать лишь на какую-то часть представления (только на ощущения, на внутренний образ, на мысли или на действия), то мы не увидим его целиком и, следовательно, не будем уверенны, что изменятся все остальные его части.
На одном из тренингов я услышал запомнившуюся мне метафору. Психологическое состояние – это паутина с множеством нитей. Мы тянем за одну из них и не знаем, сколько еще нитей ее держат. Поэтому результат изменения состояния не может быть гарантирован.
Красивая аналогия, но мне не понравился вывод. Меня не устроила мысль, что невозможно отыскать в себе того единого, что является целым. И уж тем более мне трудно было представить, что если это целое человек будет знать, то не сможет на него воздействовать напрямую. А после того, как я стал находить в себе значимые “синестезии”, которые здесь называю представлениями, я убедился, что был прав.
Если уж говорить метафорически, я бы сравнил человека со скульптором, который создает композицию из связанных между собой фигур. Фигуры в композиции – это представления. Вся композиция – это мир, в котором человек живет.
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ?
Представления есть у каждого из нас. И мы постоянно создаем и изменяем свои представления, хотя обычно делаем это неосознанно. Поэтому лучшие уроки изменения представлений мы можем получить из осознания собственного опыта.
Представления возникают из пережитого нами опыта – это естественный путь их формирования. Обычно, когда мы имеем дело со знакомой ситуацией, мы обращаемся к образу того, что было с нами раньше. В этом образе содержится все то, что мы знаем о данной ситуации. От него зависит, что в ситуации мы ожидаем увидеть и что мы реально увидим.
Представления могут корректироваться после каждой новой встречи с ситуацией. Изменения представлений фиксируются выводами, которые мы делаем из пережитого опыта (хотя они могут происходить и тогда, когда сознательно никаких выводов мы не делаем).
В процессе изменения представлений соблюдается баланс сознательного и бессознательного. Изменение представления происходит только, если мы сознательно готовы это изменение понять и принять. Поэтому обычно изменению предшествует наше сознательное решение как-то иначе отнестись к переживаемому опыту. Это с одной стороны. С другой стороны, представление невозможно привести к заранее задуманному виду. Подсознательная его часть обязательно сыграет свою роль, что будет обеспечивать экологичность изменения.
Чтение книг, общение и размышления подготавливают условия для изменения представлений о себе, но не являются достаточными для изменения. При всей значимости нового осмысления себя, сила привычного будет брать верх над нашим разумом, пока мы не изменим свои действительные представления, приобретенные нами на опыте.
Я полагаю, НЛП может помочь как в осознании, так и в изменении представлений. В НЛП есть модели, помогающие понять способы, которыми люди пользуются для изменения своих представлений. И есть навыки, которые помогают усовершенствовать эту способность в себе. Изучая НЛП, мы продвигаемся к пониманию того, как мы “создаем свой мир”. И это дает нам не только новые пути решения проблем, но и развитие способности к обучению, к достижению успеха, к саморазвитию, к позитивным преобразованиям в жизни...
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
Что такое проблема? Как представления человека приводят к возникновению проблем? Как решать проблемы? Какие возможности дают нам представления для решения психологических проблем?
Три человека рассказали мне о своих проблемах в работе. Первый, как он утверждал, вначале намеревался преуспеть в своем деле. Но произошло так, что он все больше убеждался в своей неспособности выполнить работу на том уровне, к которому стремился. И его проблема состояла в большом количестве негативных мыслей и чувств относительно своей работы.
Для решения проблемя можно было бы поискать ограничивающие убеждения, которые стоят за данными негативными мыслями и чувствами. Или же, если будет обнаружено какое-то травматическое событие в прошлом, связанное с этими чувствами, можно провести технику изменения личной истории или реимпринтинг.
Но также я предолагаю, что корень проблемы содержится в нынешнем представлении человека о его работе (или о себе в связи с работой). Я не сомневаюсь, что провести обнаруженные воспоминания через изменение личной истории будет полезно. Но после этого необходимо провести и трансформацию его нынешнего представления о работе, чтобы оно стало более позитивным.
Другой человек рассказал мне, что он многого добился в своей работе, но его проблема заключается в чувстве скованности, которое у него всегда возникает при общении с деловыми партнерами. Это чувство мешает ему стать еще более успешным.
Здесь также можно поискать причину в прошлом, добавить в найденную прошлую ситуацию ресурсы, перепрожить ее по позитивному сценарию. Другими словами, сделать технику изменения личной истории, и тогда у клиента появится альтернатива испытывать более позитивные чувства в переговорах.
Но также я считаю необходимым определить, с каким представлением клиента связано данное чувство скованности. А после проведения изменения личной истории, вернуться к этому представлению и убедиться в том, что оно изменилось, либо трансформировать его, чтобы у клиента гарантировано возникало новое чувство, а не альтернатива между старым чувством и новым.
Третий человек был недоволен тем, что не может побороть лень, и слишком инертен, при том, что его работа требует энергичных усилий.
Можно подумать, как усилить мотивацию клиента, или поискать, не стоит ли за его ленью какое-нибудь внутреннее ограничение.
Но я бы предпочел попросить клиента описать, как он представляет свою работу. Я бы заметил противоречия в его описании того, что является для него желаемым (или приемлемым) в работе. А затем предложил бы произвести изменение этого представления.
В своем опыте я заметил, что изменение представления происходит гораздо легче после того, как сознательное решение проблемы уже найдено. Техники НЛП, хотя и не всегда изменяют представление, могут послужить к тому подготовкой, потому что, по крайней мере, всегда помогают осознать решение проблемы.
Эти примеры показывают, и я ежедневно в этом убеждаюсь, что источником проблемных ситуаций, которые тревожат людей, являются их представления. Эти представления не соответствуют новым требованиям, которые ставит перед человеком жизнь, или новым его целям. Они не позволяют человеку быть таким, каким ему нужно быть (или каким он хочет быть).
Человек ощущает проблему, как расхождение между действительным и желаемым (или действительным и необходимым). Хотя правильнее было бы сказать, что это расхождение между двумя его представлениями – вынесенным из прошлого и нарождающимся новым. Решение проблемы – это трансформация прежнего представления таким образом, чтобы новые требования были в нем учтены.
ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Что меняется в человеке в процессе обучения? Чем отличается знающий человек отнезнающего? Тем, что у знающего более полное и точное представление об изучаемом предмете. Таким образом, обучение – это формирование представления, и большего успеха в обучении достигают те, кто умеет это делать эффективнее.
Представление – это ответ на вопрос “что есть этот предмет (для меня)?”. Для того, чтобы сформировать свое представление о чем-либо, полезно сформулировать определение этой вещи. Определение задает основу представления – абстрактный образ, который будет дополняться и трансформироваться по мере приобретения новых знаний и опыта относительно этого предмета.
Формирование представления – это, в основном, бессознательный процесс. Сознательно в процессе обучения мы можем только стимулировать его некоторыми учебными действиями.
Обычно, обучаясь, мы получаем новую информацию извне (читаем, слушаем чьи-то объяснения) или анализируем собственный опыт. Как при этом мы используем наши представления? Описанный далее процесс можно воспринимать как пошаговое упражнение.
- Во-первых, мы настраиваемся на представление (такое, какое у нас есть в данный момент). Это важно.
- Во-вторых, новую информацию или сделанные из опыта выводы мы встраиваем в это представление.
Мы сознательно выискиваем в своем представлении ту часть, к которой относится полученная информация, и как скульпторы прикрепляем к имеющейся фигуре новый кусок глины, придавая ему необходимую форму.
Либо, если новая информация не во всем соответствует нашему представлению, мы опускаем ее в свое старое представление как в резервуар, чтобы она сама нашла там себе место, и тогда ее встраивание происходит бессознательно. - Сознательно в это время лучше всего сфокусироваться на вопросе, “каков же этот предмет в действительности?”, и одновременно обращать внимание на чувства, появляющиеся в процессе встраивания нового знания. Важно дождаться появления гармоничных ощущений в теле.
- Следующее сознательное действие – заметить, как изменился образ представления. После успешного изменения некоторые части представления могут приобрести четкость или переструктурироваться, или же к образу может добавиться новая часть.
ВЗАИМНАЯ ПОДСТРОЙКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБЩЕНИИ
Многие люди умеют хорошо устанавливать контакт и общаться еще до того, как узнают приемы отзеркаливания и подстройки. Как объяснить эту их способность? Что они в действительности делают для установления контакта?
“Карта не равна территории”. Это значит, что люди имеют разные представления о мире, в котором они живут. В процессе общения люди стремятся понять представления друг друга. Желание увидеть и почувствовать представления собеседника приводит к установлению контакта.
Вы можете использовать отзеркаливание и разные другие виды подстройки, о которых говорится в НЛП. И это создаст необходимые условия для понимания представлений ваших собеседников, либо иллюзию такого понимания.
Но также я думаю также, что, если в общении вы не пользуетесь приемами подстройки, а просто искренне стремитесь понять представления собеседников, то этого вполне достаточно, чтобы быть очень контактным человеком.
Представления – это интегральное понятие. Они проявляются не только в содержании сказанного, но и в том, как говорит человек, с какими эмоциями, и как при этом движется его тело. Зачастую именно поступки человека особенно ярко заявляют о его представлениях.
Предлагаю вам в качестве упражнения следующую процедуру.
- Выберите малознакомого человека или того, с кем у вас пока нет контакта.
- Предложите тему для обсуждения. По ходу разговора старайтесь понять, представить и почувствовать его представление по обсуждаемой теме. Сопоставляйте это представление с его эмоциями, его тоном голоса и его поступками, известными вам. Это поможет вам уточнить представление и быть уверенным в правильном его понимании.
- Согласитесь с этим представлением хотя бы на время беседы или продемонстрируйте, что понимаете его.
- По известным вам признакам заметьте уровень контакта, которого вы добились.
- Переходите к ведению собеседника, добавляя от себя в его представление что-то, не противоречащее ему.
Борис Салихов, 2003 г.