Кто и как учится в профессиональном сообществе
Около 15 лет я занимаюсь профессиональным развитием тренеров, методистов, внутренних экспертов. Последние 3 года к списку добавились еще и школьные учителя и преподаватели ВУЗов. Что я замечаю? Характерные особенности, которые важно учитывать, проектируя программы развития разных целевых аудиторий.
Так, например, тренерские группы отличаются живостью и запросом на высокий темп и динамику обучения. Важно обеспечить программу возможностью каждому получить обратную связь, наполнить ее эмоциональными заданиями и интересными дискуссиями, в которых каждый сможет высказаться и поделиться впечатлениями и идеями. Экстраверсия, демонстративные черты характера, склонность к импровизации и творчеству будут учтены, если вы запишете тренеров на видео и позволите разобрать мастерство каждого в интересном фасилитационном формате, предложите обсудить сложности, которые встречаются на группе и представить эти сложности и методы их решения в творческой форме. Представляя теорию – ищите «фишки», используйте форму и пространство, и помните – чем больше практики и диалога – тем лучше. Самое трудное в работе с тренерами, пожалуй, показать им что не они, а группа в центре учебного процесса, научить тренера держать фокус внимания не на себе, а на участниках, передавая именно им главную роль в тренинговом процессе.
Методисты и методологи, по моему опыту, сильно отличаются от тренеров. Перед вами – люди, склонные к анализу и системе. Здесь королем программы будет крутой контент и умение представить его четко, емко и наглядно. Методисты, безусловно, оценят изящную подачу контента, использование визуализации и метафоры, качественный методический материал. И при этом основное для методистов – это система, четкие задания и развернутая обратная связь. Самое трудное в обучении методистов – показать связь между бизнесом и концепцией, увести от проектирования микродизайна в создание идеи программы, обоснованно работающей на бизнес-результатом.
Внутренние эксперты и преподаватели – это самая разношерстная группа. В зависимости от культур компании, уровня экспертов в корпоративной иерархии, опыта преподавательской работы группы будут очень отличаться. Запросы будут очень разными – от «мне страшно преподавать», до «развлеките нас и сильно не грузите – мы и так все умеем и знаем». И при этом у всех внутренних преподавателей есть одна и та же черта – все внутренние эксперты тяготеют к подробному изложению материала, объемным лекциям и громоздким слайдам. Помню, 15 лет назад в одном банке для изменения стиля работы с группой даже понадобился learning by doing – ездила с преподавателями прямо на их занятия, чтобы убедить, что можно, нужно и интересно включать в работу активные форматы обучения.
В заключении поговорим об учителях. Эта целевая аудитория отличается от всех прочих самым радикальным образом. Вас точно будут слушать. Вас точно никогда не перебьют. И вам будут улыбаться. А еще в образовательных конференциях «модно» обращаться к ценностям. Глаза увлажняются и лица становятся мечтательными, если выступающий обсуждает потребности ребенка, романтизирует профессию. Вы встретите понимание, если обратитесь к отечественным ученым 20 века. Вас с увлечением будут слушать, если вы говорите о приемах или находках, которые облегчают работу на практике. И при этом есть одно серьезное «но». Учителя не знакомы с когнитивной психологией и необихевиоризмом (этих направлений просто нет в педвузах). Профессиональное образование тоже не готовит учителя к работе с коммуникативными навыками и навыками личной эффективности. Поэтому учителя совершенно не привыкли к изменению личных поведенческих стратегий. Вот почему они с радостью изучат 5 подходов к предоставлению обратной связи, увлеченно обсудят установку на рост и развитие, но для того, чтобы получить правильную формулировку, вам нужно будет спроектировать не один и не два цикла Колба, соорудить очень детальную лестницу навыков и заложить хороший и продолжительный посттренинг.