Использование глины в психотерапии

Глина - плотный трехмерный материал, позволяющий создавать трехмерные образы и затем рассматривать их со всех сторон. Фостер полагает, что мягкость и пластичность этого материала ассоциируются с интимностью контакта, разнообразными телесными ощущениями, что может вызвать сильные переживания, такие как удовольствие, страх, отвращение, сексуальные переживания. По мнению Ленора Штейнхардта, глина также символизирует тело, кроме того - фекалии, грязь, и стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.


Лепка из глины активно используется в качестве терапевтического метода в антропософской традиции, где он получил название пластицирования. Зародившись в начале века, антропософское движение, в лице его инициатора - Р. Штайнера, главной своей темой провозгласило исследование красоты и гармонии сил, существующих в природе, в частности, того, как эти силы действуют и проявляются в каждом конкретном человеке. В данном движении разработаны и успешно применяются техники работы с глиной в лечении соматических заболеваний, таких как нарушение обмена веществ, порок сердца, различные заболевания крови. Благодаря манипуляции с глиной, происходит опосредованное воздействие на мягкие ткани и внутренние органы, а также гармонизация сил, действующих в организме, в том числе и на физическом уровне. Нередко применяется техника лепки с закрытыми глазами и медленное постепенное взращивание форм. Инициируется создание так называемых «живых» форм, в которых ощущается течение и дыхание жизни. Подобным образом устраняются «разрывы», связанные с травматическим и болезненным соматическим опытом.


Иная форма работы с глиной, известная как техника Tonfeld, существует в русле экзистенциальной терапии. Перед клиентом ставится большой деревянный ящик с глиной и после некоторых дыхательных упражнений инициируется создание из нее любой формы. При этом акцента на интерпретации, в ее психоаналитическом понимании, не делается. «В работе с глиной, как и в случае рисования, нас интересует корреляция форм и способов работы пациента с этим материалом, с одной стороны, и с другой - жизни пациента вообще, с типовыми способами его бытия- в-мире» {Летуновский, 2005).
В юнгианской аналитической терапии в работе с глиной внимание обращается, главным образом, на всплывающие архетипические и символические формы, лепка используется как способ проявить содержание индивидуального бессознательного либо тот или иной аспект коллективного бессознательного. «В некотором смысле арт-терапия оказывается ближе к экзистенциальной, нежели юнгианская. Ближе, поскольку истинное творчество - это всегда “встреча с бытием” (Мэй, 2001), а значит и встреча с собственной сутью» (Летуновский, 2005).
В нашем подходе речь идет, как уже говорилось, совсем не об академической скульптуре, где приоритетны высокие эстетические критерии, а, скорее, о форме, пережитой и восчувствованной изнутри. При этом такие критерии, как реалистичность, композиция, правильность форм, теряют свою силу. Значение приобретает один из принципов терапии творческим выражением: «Высокая чувствительность при низком уровне мастерства».
Следует обозначить следующие терапевтические акценты в применении данного арт-материала как в индивидуальной, так и в групповой работе.

  • Настройка на работу (установление контакта со своим эмоциональным состоянием).
  • Установление контакта с терапевтом.
  • Фокусирование и прояснение запроса.
  • Контейнирование.
  • Выражение (придание формы чувствам, конфликтам).
  • Отреагирование эмоций и др.

В качестве основного языка, как описания, так и анализа скульптурных глиняных форм, мы обращаем внимание на следующие моменты:

  • Форма (полая, объемная, плоская и т.д.).
  • Поверхность (однородная, разнообразная, гладкая, неровная).
  • Образ (наличие/отсутствие, конкретность/абстрактность).
  • Метафора. Что напоминает работа? Какие ассоциации она будит (она может быть названа «устремленной», «испуганной», «ленивой»)?
  • Способы взаимодействия автора с работой.
Еще в Ленте Смотреть все