Интервью для Gameconstructor
Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?
Я занимался дизайном, айдентикой и маркетингом-брендингом. Поэтому у меня трёхпозиционный взгляд на игры – игропрактика, дизайнера и маркетолога. Что, конечно, помогает делать полезные и приятные во всех отношениях игры.
Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?
Любые кроме компьютерных. Больше всего люблю настольные и сюжетно-деятельностные.
Как давно Вы разрабатываете игры?
С 1992 года. Но активная фаза создания бизнес игр потоком – последние два года
Как все начиналось? Почему игры?
В юношестве мне были интересны ролевые игры, я был главным мастером многих игр, главным редактором журналов и сайтов. Параллельно были запросы на игры для бизнеса. Потом колёса завертелись быстрее.
В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?
Конструктор, железная дорога, сам вырезал и делал миры. В частности очень любил корабли эпохи пиратов и первые броненосцы.
Что Вас больше всего увлекает в создании игр?
Радость от создания и последующего оживления мира. Это ни с чем не сравнимое чувство.
Есть ли у Вас любимые темы?
Люблю средневековье, включая японское и античную Грецию.
Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?
Игра должна оставаться увлекательной и не превращаться в унылое бизнес-упражнение. С другой стороны – в любом метафорическом действии должен быть материал для деловой рефлексии (если это деловая игра).
Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?
Если вам хочется жить в мире игры – игра хорошая.
Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?
Я делаю это чтобы порадовать окружающих. К сожалению, для своих получается сделать что-то интересное не очень часто. По названиям — я больше сделал игр, чем сыграл.
Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?
Сложно выделить. Наверное, «Улика». Развлекательная игра и она еще не выпущена широкой аудитории. И ещё не созданная двухколодная по пиратам.
Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?
Обычно я применяю их в чужой. Ведь это же задача бизнеc-игр, так?
Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?
«Голос Будущего» для Qiwi. Будете интервьюировать Демчога – спросите его.
В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?
Живое общение с людьми на минимуме инструментария. Есть в этом что-то от японской лаконичности.
Самый экстравагантный заказ на разработку?
Сделать игру о том, чего ещё нет.
Сколько в среднем занимает разработка одной игры?
Всегда меньше чем хотелось бы. Идеально поработать хотя бы месяц. Иногда приходится делать за неделю. И это очень энергетически затратно.
Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?
Всё зависит от игры. Три раза как минимум.
Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?
Большинство проходит с первой итерации. Но может быть, это только у меня…
Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?
Для детей сделать сложнее. Там всю душу вкладывать нужно.
Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?
Когда узнаете ответ на этот вопрос – сообщите мне пожалуйста. И нам всем в Гильдию.
Как быстро окупаются такие инвестиции?
Если игра была не сама по себе, а была частью процесса, включающего, к примеру, стратегическую или командную сессию – результат для заказчика перекрывает затраты с лихвой.
Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.
Смотрите, насколько он может кастомизировать игру под вас, может ли он быстро войти в ваше понятийное поле – осознать главное и предложить игровую механику достижения этого «главного». Если он стратегически ваш – то и на уровне реализаций всё будет налажено. Даже если понадобится несколько итераций по механикам и контенту.
Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?
Если заказчик невменяем или как человек ведёт себя дурно – могу и не работать. Любая совместная деятельность накладывает «отпечаток», я хочу жить в окружении правильных «отпечатков».
Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?
Что-нибудь что приведёт его в хорошее расположение духа. За полчаса в игропрактике не разобраться, зачем перенасыщать себя ненужной информацией. Лучше настроить себя на разработчика – это будет гораздо эффективнее.
Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.
Выставка в апреле будет. Work, Play & Create 2018. Там и встретимся.
В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?
Мы итак все играем в большую увлекательную игру. Главное понимать её цель и выбирать средства. Из развлекательных – посоветовал бы Каркассон зелёный.
Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?
«Вы просто не умеете его готовить» (с) Почитайте «Лестницу в небо» Хазина.
Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?
Тренд на упрощение будет ещё долго, поэтому игры как таковые только начинают свой победный ход. К сожалению, всё больше будет гаджетных примитивных игр с мелкими дискретами и отсутствием связности. За будущее живых игр и настолок на картоне нужно бороться!
Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?
Основа всех факапов – разное понимание людьми простых истин. Все домысливают по-разному. Старайтесь либо прямо на пальцах всё обсуждать, либо на бумаге закреплять.
Где учиться разработке игр?
Если не брать компьютерные, то, к примеру, у меня. Я периодически провожу тренинги-мастерские. То, что сейчас начинают преподавать в учреждениях на поверку выходит примитивом.
Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?
Тут небеса должны дар дать. Чтобы создавать что-то новое и стоящее. В целом он у многих есть, только в зачаточном состоянии. Если любишь своё дело (любое) это много значит для результата.
Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?
Первичная база образования неважна. Я программист, всю жизнь работаю гуманитарием. Нужно в какой-то момент окрыление по обоим пунктам. Чтобы примитивные глупости не совершать. Сейчас игры сильно связаны с мотивацией, всё больше будут связаны с процессами. По индустрии развлечений – игровое видение даёт основу для реализации и в кино и в тексте, и в мультимедии.
О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?
Очень по-разному. Кто-то пляшет от метафоры, кто-то от чёткого образа результата, кто-то от типа деятельности, кто-то от желания выпендрится перед друзьями. Нам на производстве нужно хорошо знать кто что хочет.
О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?
З. – Что мы получим в результате игры?
Р. – Давайте проведём стратсессию после игры, чтобы игровые инсайты воплотить в бизнес-решения –
З. – Зачем. Нам нужна только игра.
Р. – Вам нужна игра ради игры?
З. – Да, что мы получим в результате игры…
Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.
Образ результата, время и количество играющих, их уровень знаний используемого в игре материала; единство понимания основных опорных терминов и аспектов заказчиком и исполнителем
Что важно учесть, когда сдаешь игру?
Был ли ты на 100% честен перед своей работой – игрой.
С какими задачами к Вам обращаются заказчики?
С разными. Часто в процессе первичного обсуждения я сам ставлю перед игрой задачу, переводя запрос из неявного в явный.
Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?
Катарсис, слёзы счастья, озарение, что делать дальше.
О создании какой игры Вы мечтаете?
Игра во Вселенную.
Какой вопрос Вы бы сами себе задали?
Какого фига ты так мало работаешь для приближения к ответу на предыдущий вопрос!!!