Как помочь ребенку быть успешным в цифровом мире
«Цифра» ассоциируется у современного человека не только с математикой. Новый цифровой мир захватил и взрослых, и детей. Особенно остро сложилась ситуация с использованием различных гаджетов (технических новинок — смартфонов, планшетов, ноутбуков, игровых консолей и др.) Сложно встретить ребенка, не умеющего держать смартфон в руках и не умеющего им пользоваться. Сегодня подросток в среднем тратит на «общение» с экранами около восьми часов в сутки. Как сделать так, чтобы дети полезно использовали свои цифровые навыки?
С одной стороны, гаджеты созданы служить человечеству благодаря возможностям, которые они нам открывают.
Плюсы для ребенка от использования гаджетов:
- Обучение и развлечение работают в паре: освоение разных навыков происходит в играх. В них ребенок тренирует память и внимание, развивает зрительное и слуховое восприятие, а также свои творческие способности.
- Помощь в образовании: с помощью гаджетов удобно читать книги, изучать иностранные языки и дополнительные материалы к школьной программе.
- Бескрайние возможности общения: например, ребенок не теряет связь с родителями, где бы он ни был, всегда может позвонить бабуле, быстро связаться с одноклассниками и друзьями, которые живут в других городах и странах.
- Освоение цифровых навыков, так необходимых в современной жизни.
Но, с другой стороны, гаджеты подчиняют человека себе, если не дозировать взаимодействие с ними, они могут вызывать зависимость, особенно у детей.
Минусы от использования гаджетов:
- Проблемы со здоровьем: в особенности, нарушение опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения.
- Эмоциональная и психологическая зависимость: ребенок теряет интерес к другим развлечениям, когда тратит слишком много времени на гаджеты. Если отнять у него любимое устройство, он может начать капризничать и нервничать.
- В Интернете ребенок может столкнуться с потенциально опасной информацией: материалы, содержащие ненормативную лексику, насилие, жесткость и т.д.
- Виртуальное общение мешает освоению ребенком коммуникационных навыков. Вместо реальных друзей у детей появляются виртуальные в компьютерных играх или в анонимных чатах.
Что же делать?
Все в ваших руках
Негативных эффектов от использования гаджетов можно избежать.
Не стоит отучать детей пользоваться гаджетами, их нужно учить правильно с ними жить. У ребенка должно появиться осознанное поведение при использовании гаджетов. Иными словами, нужно научить ребенка вести «цифровой ЗОЖ».
Однажды у Стива Джобса состоялся такой короткий диалог:
- Ваши дети, наверное, без ума от IPad?
- Нет, они им не пользуются. Мы ограничиваем время, которое дети тратят дома на новые технологии.
Смог Джобс, получится и у нас.
Вот некоторые рекомендации:
- Установите правила пользования гаджетами и оговорите их с ребенком, например: можно будет поиграть только после выполнения домашнего задания.
- Контролируйте время использования: оптимально пользоваться гаджетами не больше часа в день.
- Подавайте ребенку личный пример: не «зависайте» в смартфоне у него на глазах. Если родители будут проводить много времени за гаджетами, ребенок тоже потянется к ним. Когда ребенок подходит к вам с вопросом, постарайтесь отложить телефон и уделить ему время.
- Уберите от экранов детей до трех лет, позвольте им развиваться всесторонне. Ведь гаджеты «тренируют» только зрительное и слуховое восприятие ребенка.
- Оградите ребенка от нежелательной информации в Интернете: используйте программы «родительского контроля», расскажите ребенку, почему нельзя заходить на сомнительные сайты или переписываться с незнакомцами. Объясните риски распространения персональных данных, в том числе о членах семьи.
- Не действуйте только запретами. Предложите альтернативу гаджетам: развивайте интересы ребенка оффлайн: читайте книги, играйте в настольные игры, посещайте музеи, вместе учитесь рисовать, танцуйте и т. д.
- Занимайте детей, они не должны быть предоставлены сами себе, в том числе не забывайте нагружать их работой по дому.
- Не «заменяйте» себя гаджетами: общайтесь с ребенком, а не включайте мультики, когда находитесь в дороге или ждете свою очередь к врачу. Расскажите историю, поиграйте в «города», поделитесь мыслями или новостями.
- Используйте цифровые навыки во благо. Для детей разного возраста существует огромное количество приложений для развития внимания и концентрации. Приведем несколько примеров.
Букварио помогает дошкольникам запомнить буквы и звуки, развивает концентрацию внимания.
Память и внимание используется для тренировки зрительной памяти, концентрации и объема внимания у дошкольников.
Грамотей хорош для тренировки правил русского языка у школьников младших и средних классов.
Memorado содержит 600 разных уровней для улучшения памяти, концентрации и логики у подростков.
Рекомендуем почитать
- Дж. Пэлфри, У. Гассер. Дети цифровой эры.
- М. Шпитцер. Антимозг: цифровые технологии и мозг.
- М. Наместникова, В. Ялтонский. Выжить в цифровом мире для родителей. Иллюстрированные советы от «Лаборатории Касперского».
Новак Алексей
Топорова Инна
T&D Technologies