Потенциал традиционных практик разрешения конфликтов в современных восстановительных технологиях (на примере Дагестана)
Исторический опыт социальной коммуникации актуален тем, что детерминирован естественными общественными условиями, выверен временем, а потому имеет назидательный эффект и значение. Конфликтные отношения в социальной коммуникации заслуживают особого внимания и подхода, так как являются атрибутом социальной динамики, источником изменений в обществе. Естественный баланс конфликтных отношений является признаком позитивной социальной динамики, и напротив, их чрезмерность – симптомом деструктивных процессов.
Конфликты в классическом дагестанском обществе были детерминированы разными причинами и факторами, в числе которых существенными были: 1) значительный дефицит материальных ресурсов; и 2) излишне развитое чувство собственного достоинства у горцев. Так, по сведениям Начальника Области в 1865 г. в Дагестане было зарегистрировано 274 случаев убийств и поранений[1].
Дефицитом ресурсов была обусловлено отношение горцев к социальной справедливости, касательно которой наиболее емко выразился Имам Шамиль: «Всякое подобие несправедливости, всякое ничтожное, но неправильное действие из глубины души возмущает горца, который с качествами хищного зверя питает в себе глубокое чувство правдивости. Это чувство или дает ему возможность умирать без ропота и боли, или же подвигает его на самые кровавые эпизоды…»[2].
Подобная картина существенно не изменилась накануне революции 1917 г. Если были острые социальные конфликты, то соответственно сложились адекватные способы их разрешения. Самым популярным способом и адекватной ментальности горцев формой разрешения конфликтов стал маслаат.
Маслаат – третейская, посредническая технология разрешения конфликтов, которая получила распространение в Дагестане вместе с исламской религией, а затем трансформировалась наряду с местной социальной средой и до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Основные принципы маслаатского разрешения острых социальных конфликтов в традиционный период следующие:
- компенсация материального ущерба пострадавшей стороне;
- обязательное возмещение морального ущерба потерпевшей стороне и достижение морально-психологического баланса между сторонами конфликта;
- публичность обряда примирения;
- третейский, независимый и беспристрастный характер представителей маслаата;
- поэтапность, последовательность процедуры маслаата с учетом психологического состояния пострадавшей стороны;
- совместная трапеза за счет виноватой стороны;
- эффективность: нерушимость маслаата после ее достижения.
Все эти принципы / технологии примирения-маслаата взаимосвязаны, взаимообусловлены и направлены на достижение общей цели.
После установления советской власти уже партийными органами в Дагестане были учреждены комитеты по маслаату, которые функционировали вплоть до 50-х годов и примирили все враждующие тухумы. В продолжении всего советского периода в каждом джамаате продолжали действовать представители маслаата, к мнению которых негласно прислушивались органы правосудия.
Безотносительно времени основные идеи и главные технологии маслаатского разрешения конфликтов сохраняют свою актуальность и их возрождение возможно и эффективно в современной восстановительной практике.
В одном прецеденте анализировать все технологии маслаатской практики сложно и невозможно и потому рационально рассмотреть каждый из них на отдельном случае.
Наглядный случай относительно компенсации материального ущерба пострадавшей стороне имел место в Дагестане в начале 2000-х, когда по вине чиновника из органов правопорядка в автокатастрофе погибла женщина, которая с супругом направлялась в столицу обустраивать сына в ВУЗ. Виновная сторона взяла на себя все расходы, в том числе, похоронные, обустройство сына пострадавших в ВУЗ, полное излечение супруга с санитарно-курортной реабилитацией и т.д. На этой основе стало возможно установление морально-психологического паритета и достижение восстановление отношений между сторонами. В результате данной восстановительной технологии виновная сторона избежала судебного разбирательства или он был сведен до минимума.
Однако, материальная компенсация не является самоцелью и во многих случаях на этом не акцентируется внимание, а возмещение материального ущерба, как эффективная восстановительная технология, призвана создать благоприятный психологический фон, является демонстрацией такого желания. Описанный случай с восстановительной технологией не является единственной, где решение носит ситуативный характер и зависит от многих факторов, в том числе от материального состояния пострадавшей стороны.
Не менее важным в процедуре примирения является технология компенсации морального ущерба потерпевшей стороне, как самого важного условия достижения морально-психологического баланса между сторонами конфликта и соответственно, примирения. В классическом дагестанском обществе этот принцип играл важную роль, что было обусловлено развитым чувством собственного достоинства горцев. Однако, отношение к «Ego» с течением времени не претерпело изменений и в настоящее время этот фактор является важным в понимании межличностных отношений в социальной коммуникации.
В современной практике медиации и восстановительных технологиях доверие к личности медиатора и его психологический контакт со сторонами конфликта играет ключевую роль. Искусство медиатора в том, чтобы суметь создать ситуацию, когда конфликтующие стороны почувствовали, что именно каждая из них оказывается в выигрышной положении в результате разрешения конфликта предлагаемым способом. Подобная технология является особенно эффективной при решении семейных конфликтов, а также при инцидентах, в основе которых материальные интересы.
В юриспруденции многих стран, в том числе России, прошение виновного пострадавшей стороной является главным условием смягчения судебного решения и помилования. В современном Дагестане наглядный тому пример, когда при автокатастрофе погибли три женщины и водитель, который уснул за рулем, получил условный срок. Подобный исход стал возможен на основе того, что виновная сторона смогла установить с пострадавшими морально-психологический паритет, которые в ответ подали заявление в органы правосудия о том, что не имеют претензий к виновной стороне.
Или же наглядный и резонансный пример из международной судебной практики, когда Виталия Калоева - убийцу швейцарского авиадиспетчера, суд досрочно освободил из заключения, а прежде потребовал просить прошения у родных жертвы насилия. Подобная технология достижения примирения не является исключительным, носит ситуативный характер, и это при том, что такая восстановительная технология является труднодостижимым в медиации.
В современной практике медиации знание и учет этой восстановительной технологии будет играть ключевую роль в достижении примирения.
Традиционно публичность обряда примирения была обусловлена тем, что имела назидательный смысл и профилактический эффект. Для этого обряд примирения-маслаат совершали после пятничной молитвы на годекане при стечении всего джамаата.
В настоящее время традиционная технология публичности трансформировалась и современные средства телекоммуникации и социальные сети более успешно выполняют эту задачу.
Одним из важных условий третейских судей является независимость и беспристрастность. Как правило, блюстителями маслаата-примирения выступали представители мусульманского духовенства – имамы мечетей, дибиры, чауши. Однако, в каждом джамаате были представители, которые снискали себе репутацию справедливых, обладали опытом публичных выступлений, обязательной характеристикой которых была моральная чистоплотность, а зачастую, совершивших паломничество в хадж. Они наряду с представителями духовенства выполняли роль миротворцев.
В современной практике в роли миротворцев также выступают наиболее влиятельные представители мусульманского духовенства, а также представители, снискавшие себе репутацию уважаемых людей. В этом качестве могут выступать депутаты Республиканского и Федерального уровня, представители органов власти с положительной моральной репутацией и т.д.
В медиативной практике базовыми критериями и условиями являются: добровольность, беспристрастность медиатора и конфиденциальность, которые согласуются с традиционными принципами маслаата, без которых третейский суд теряет суть и смысл.
Обязательным условием маслаатской формы была поэтапность, последовательность соблюдения процедуры примирения, что предусматривало строгий учет психологического состояния пострадавшей стороны. В традиционном дагестанском обществе, как правило, между злодеянием и обрядом примирения проходил год. Это время было необходимо, чтобы создать благоприятный психо-эмоциональный фон для примирения. Такие сроки были вполне обоснованны, так как имели место случаи, когда нарушение сроков ставило достижение примирения под сомнение. Так, в советский период в Дагестане имел место прецедент, когда самонадеянный горец, известный борец направился на мировую в соседнее село по свежим следам автокатастрофы с летальным исходом, погнав перед собой быка. Однако, был прогнан пострадавшим тухумом и процедура маслаата затянулась намного дольше обычного. Или же недавний прецедент в одном из горных районов Дагестана, где между двумя джамаатами произошла массовая драка и в результате погиб молодой человек. Представители виновного джамаата по свежим следам собрали процессию с эскортом до 300 автомобилей и направились на мировую. Близкие родственники категорично отказались от мировой. Без учета психологического состояния близких, досаждать их маслаатом и к тому же, не выяснив всех обстоятельств происшедшего – подобное поведение близкие восприняли как бестактность и оскорбление.
В современной восстановительной практике игнорирование технологией последовательности в сроках примирения во многих случаях также могут иметь обратный эффект. Порою, из-за бестактности и низкой компетентности медиатора процедура примирения может продолжаться годами.
В традиционном обществе маслаат после ее достижения имел безусловно обязательный характер, нарушать который не имел право никто. Так, у кумыков Шамхальства Тарковского тот, кто совершал месть после маслаата, подвергался остракизму. Аналогичные законы существовали во многих союзах сельских обществ. В новейший период в Дагестане не наблюдается ни одного случая нарушения маслаата. Напротив, во многих случаях, отношения после маслаата между сторонами конфликта обретали более доверительный характер. Так, в 60-х годах XX века студент из одного селения Казбековского района похищенную девушку запрятал в доме потомка, с которыми в прошлом состоялся маслаат, так он посчитал будет надежней.
Безусловный эффект маслаата обусловлен комплексным подходом в соблюдении всех ее восстановительных технологий, а также тем, что примирение это результат долгой и кропотливой работы.
Есть случаи неприемлемости маслаата и восстановительные технологии не действуют, например, при криминале с отягчающими обстоятельствами – изнасилование и другие.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что традиционные практики разрешения конфликтов удачно интегрируются в современные восстановительные технологии. Для этого целесообразно маслаатскую и другие традиционные практики разрешения конфликтов изучать и интерпретировать через научную призму, от чего эффект медиации и восстановительных технологий будет существенной. Свидетельством эффективности традиционных восстановительных технологий в современных условиях является деятельность отдела примирения при Муфтияте Республики Дагестан, где ежедневно рассматриваются 1-2 дел по конфликтам и спорным делам.
[1] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис, 1868. Т. I. С. 50.
[2] Руновский А. Записки о Шамиле. М., 1989. С. 112