Психологический комфорт ребенка
Если среди взрослых популярно мнение, что для развития важно выходить из зоны комфорта, то для детей (особенно маленьких) это не совсем и не всегда так. Поговорим о психологическом комфорте детей, который важен для полноценного развития.
Не мешаем цветению
Когда мы садим цветок, то стараемся создать ему условия (поливать, рыхлить землю, обеспечивать тень или наоборот выбираем солнечную сторону). И тогда он в скором времени радует нас цветением. Детям тоже очень важна среда и почва, в которой они раскроют свой потенциал.
В первую очередь для этого ребенку нужна психологическая защищенность, чувство комфорта. Для маленьких детей (особенно раннего и дошкольного возраста), например, очень важен распорядок дня, он дает им чувство стабильности, понимания, что будет происходить дальше. Детям важна спокойная обстановка дома, в семье. Многие из них болезненно воспринимают постоянную спешку, это порождает чувство тревоги, особенно у медлительных, застенчивых детей. Чтобы с этим справиться, можно заранее планировать, когда вы выйдете и сколько времен понадобиться, чтобы добраться до места назначения. Прогулки, игрушки по возрасту, безопасная развивающая среда, семейный традиции – все это очень важно, однако есть еще один базовый элемент, без которого не обойтись.
Эмоциональная связь
Наиболее важен для создания чувство комфорта у ребенка - надежный контакт с близким человеком (чаще всего с родителями). Об этом много пишут последователи теории привязанности. Теория раскрывает механизм того, как ребенок от полной зависимости (новорожденный) приходит к самостоятельности и автономии. В ней привязанность рассматривается как эмоциональная связь с другим человеком в самом позитивном смысле этого слова. Именно она дает ребенку чувство базового комфорта и уверенности. Более того, если у ребенка или с ребенком возникают проблемы в том или ином возрасте, то именно с этого базового принципа - возвращения эмоциональной близости - важно начинать.
Дети, у которых с детства сформирована надежная привязанность в более взрослом возрасте имеют адекватную самооценку, выстраивают зрелые доверительные отношения, способны раскрыть свой потенциал полностью.
Остаемся в контакте с ребенком…
Если вы хотите наладить связь с ребенком сколько бы ему ни было лет (особенно в кризисные периоды – подростковый, в начальной школе и пр.), то старайтесь не командовать им, не приказывать, а управлять его вниманием (завладеть им). Задавайте вопросы, интересуйтесь тем, что важно ребенку, если это уместно, используйте тактильный контакт (сесть рядом, дотронуться, обнять). Помогайте ребенку в его затеях и начинаниях, почаще выражайте веру в то, что он справится. Это поможет ему развиваться в комфортных условиях, быть уверенным в себе, проявлять меньше агрессии в отношениях со сверстниками.
…и с самим собой
При этом очень важно не забывать о себе. Что бы мы ни говорили, какие бы умные советы не давали, ребенок будет следовать не словам, а делам, то есть подражать. Если у взрослых есть увлечения, интересы, любимая работа, встречи с друзьями, время для чтения, походов в кино и театры, то и ребенок, когда вырастет, будет жить полноценной жизнью. Если ребенку в определенном возрасте не по нраву это (он расстраивается и больше хочет проводить времени с родителями), наша задача – помочь ему это прожить и справиться. Не бросить все «ради ребенка» и не осадить его грубым «я взрослый и мне решать, сиди тихо», а показать, что вы понимаете его чувства и готовы помочь их прожить. «У меня есть свои интересы, и я хочу иногда проводить время исключительно для себя, я понимаю, что ты грустишь, и готова помочь тебе это пережить». Это позволяет сохранять эмоциональный контакт, быть внимательным к чувствам ребенка и не забывать о себе.
Комфорт и принятие неудач
Чтобы ребенок мог максимально раскрыть потенциал, ему нужно уметь проживать и преодолевать неудачи, не ломаться под жизненными трудностями. Ребенку любого возраста в разных ситуациях (будь то развалившаяся башня из кубиков, первая любовь или провал на экзаменах), нужны время и поддержка, чтобы смириться, принять неудачу, справиться с эмоциями и «пойти» дальше.
В этот момент ему особенно важно чувство психологического комфорта, возможность раскрыться и пережить свои эмоции рядом с близким человеком. «Хотите, чтобы ребёнок справлялся с жизнью? Значит, всё детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите „Не плачь!“, не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Пусть с вашей помощью учится принимать несовершенство мира, переходить от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью» - пишет Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора». Этот процесс еще называется контейнирование эмоций, когда взрослый на время становится как бы контейнером, вместилищем для эмоций ребенка.
Пока ребенок еще не способен быть полностью самостоятельным (сам себя обеспечивать, жить отдельно), ему для полноценного развития нужен психологический комфорт, он все равно в той или иной мере будет зависеть от взрослых. И лучше, чтобы это были родные люди.
Практические рекомендации:
- Почаще говорите ребенку, что вы им гордитесь, что он дорог вам, что вы любите его не за что-то, а потому что он есть и таким, какой он есть.
- Придумывайте совместные занятия, интересные для всех (это важно, потому что если для вас игра - это мука, вы вряд ли сможете это скрыть).
- Если что-то пошло не так, давайте оценки поступкам, поведению, результатам, а не личности ребенка («это был нехороший поступок» гораздо лучше, чем «только такой несносный ребенок, как ты, мог так поступить»).
- Поощряйте ребенка в его начинаниях. Если он просит о помощи, обязательно помогите, но никогда не делайте за него то, что он в состоянии делать сам.
- Реагируйте по-разному на просьбы ребенка. Иногда соглашайтесь и уступайте, в других случаях отказывайте, в третьих ведите переговоры, в четвертых переводите в игру. Тем самым вы научите его получать разные реакции и расширять свои представления о мире и реакциях людей, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в коммуникации.
Рекомендуем почитать:
- Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка»
- Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»
- Гордон Ньюфельд, Габор Матэ «Не упускайте своих детей»