"О профессии бизнес-тренера"
Итак, поговорим о профессии бизнес-тренер:
Зачем она нужна?
Насколько востребована?
Где ее можно получить?
Какие требования к кандидату на получение этой профессии?
Как состояться бизнес-тренеру без опыта работы?
Все по порядку. Сначала краткая историческая справка. Профессия бизнес-тренер – достаточно молодая. К нам в РФ она пришла одновременно из Европы и США в период развала СССР и утраты «железного занавеса». Т.е. в 1991 году, как информационная помощь зарубежных коллег молодому развивающемуся государству. Стало быть, на сегодняшний момент, этой профессии в нашей стране всего 28 лет, как и нашему государству РФ. Ровесники.
За рубежом профессия бизнес-тренер возникла в период окончания Второй Мировой войны, как конверсия военных знаний об искусстве подготовки кадров и развития персонала. Был тогда мощный социальный запрос развивать разрушенную экономику многих стран. И возникла профессия бизнес-тренер. Цель этой профессии – быстро обучить персонал и повысить его эффективность. Под задачи бизнеса. Поэтому и все обучение краткосрочное, интерактивное. Почти без отрыва от производства. И что очень важно, прикладное. Бизнес-тренер учит только тому, что сделает сотрудника эффективным для реализации бизнес-задач. И не более того. И поскольку в тот период времени на гребне волны была поведенческая психология, то и вся методологи обучения сотрудников исходит именно из поведенческой или бихевиористской психологии и ее базовых принципов к человеку.
Принципы следующие:
1 – мы не можем внешне наблюдать внутренний мир человека
2 – мы можем наблюдать лишь поведение человека и регистрировать результаты его деятельности
3 – именно поэтому все внимание обращаем на то, каике внешние стимулы вызвали ту или иную поведенческую реакцию человека. И учим именно этим цепочкам: стимул, ведущий к успешному поведению + реакция, создающая нужный результат
Таким образом бизнес-тренер на заре возникновения этой профессии учил прежде всего алгоритмам успешного поведения.
А как узнать, какой стимул к какой реакции приведет? И будет ли результат? Где брать эти успешные цепочки Стимул-Реакция? Бихевиористы отвечали: «Из опыта. Методом проб, ошибок и случайного успеха». Вот почему профессия бизнес-тренер изначально была высокооплачиваемая. Потому что туда была вложена стоимость ошибочных проб. Целые лаборатории и творческие коллективы трудились над тем, чтобы придумать кейсы, практики и алгоритмы, ведущие к формированию успешного поведения за короткий промежуток времени.
Сейчас много чего изменилось. И уже не только поведенческая психология входит в обучение взрослых людей на рабочих местах. Есть целая наука андрогогика. Точно также, как педагогика – обучение детей, точно также андрогогика – обучение взрослых. С той лишь разницей, что в ВУЗах на педагога обучают 4 и 6 лет (бакалавр и магистр соответственно), а на бизнес-тренера несколько месяцев в специальных школах подготовки бизнес-тренеров.
Какие знания входят в профессию бизнес-тренер?
Это прежде всего методология обучения взрослых. С помощью каких методов обучать взрослых людей быстро и эффективно, как их вовлечь в учебный процесс и как управлять группой? Ведь у взрослых, в отличие от детей, уже сформировано критическое мышление. Это дети верят на слово всему, что им скажет учитель. А взрослый человек прежде всего экзаменует бизнес-тренера. Сидит, слушает и думает: «Да кто ты такой, чтобы меня учить?!» Поэтом у важно уметь и авторитет установить, и симпатию-доверие вызвать. И все это за 10-15 минут самого начала обучения. Иначе можно получить необучаемую протестующую группу. Саботаж взрослых учащихся – это явление типичное. Которое показывает не столько уровень самих учащихся, сколько недостаточную профессиональную компетентность бизнес-тренера.
Также в профессиональные знания бизнес-тренера входит диагностика потребности компании в обучении, умение грамотно найти точку приложения обучения к повышению эффективности персонала. А также умение написать сценарий нового тренинга, который бы реально увеличил результативность персонала. Если тренер владеет этими знаниями, то его уже называют тренер-методолог. Таких тренеров-методологов всего около 15% от всех тренеров. Потому что для этого важно развивать методологическое мышление. Такое мышление развито далеко не у всех тренеров. Почему? Потому что сама профессия возникла стихийно. Ее не было и до сих пор нет в ВУЗовском образовании. Крупные федеральные компании не ждали, когда внешние тренерские школы создадут достаточное количество специалистов, умеющих учить взрослых людей. Они сами создали корпоративные университеты и учебные центры. И в них тоже дают профессию бизнес-тренер. Но дают ее усеченно. Чаще всего из корпоративных университетов выходят так называемые тренеры-мультипликаторы. Их научили конкретным 2-5 программам тренингов. Они умеют вести тренинги только по готовым написанным кем-то другим сценариям тренингов. Через них бизнес мультиплицирует самые востребованные в компании темы и программы тренингов. Это те программы, где много сотрудников, которых всех надо научить. Как правило, это тренинги продаж, тренинги сервисного обслуживания, тренинги по продуктам и услугам. А редкие тренинги, например, для топ-менеджеров, компании предпочитают заказывать бизнес-тренерам извне. Вот поэтому уровень подготовки и уровень зарплаты/гонораров внутреннего тренера и тренера, работающего на внешнем рынке, сильно отличаются. Внешние тренеры дополняют то, что не могут сделать тренеры внутренние. А потому уровень их подготовленности в разы выше. И квалификация выше.
Если вы хотите стать бизнес-тренером, то что делать? С чего начать?
Тут есть два пути. Путь первый. Пойти работать в крупную федеральную компанию со своим учебным центром или корпоративным университетом. И подать заявление на обучение по компетенции бизнес-тренер. Удобно. Вас научат бесплатно. Да еще, пока вы учитесь, зарплату будут платить. И сразу работой обеспечат. Из минусов – вы пройдете азы профессии, без нюансов, вряд ли станете тренером-методологом. Вам предложат проводить тренинги по уже готовым программам, в которых ничего нельзя менять без специального согласования. Если вы не любите творчество – это даже идеально.
Какими навыками надо обладать, чтобы компания стала вас учить ? Скорее всего, нужно победить в конкурсе кандидатов на обучение. Тут понадобятся и ораторское мастерство, и умение писать эссе о том, почему я выбрал эту профессию, и успешность на той должности, которую вы занимаете. Заслуги перед компанией.
Второй путь – пойти учиться во внешнюю школу подготовки бизнес-тренеров. Школ много. Обучение платное. Качество подготовки сильно отличается. Лучше смотреть рекомендации и общаться с выпускниками школ, чтобы не улетели деньги на ветер. Несмотря на высокие цены, следует рассматривать эти суммы не как затраты, а как инвестицию в себя. Окупается эта инвестиция через 0,5-1 год. За счет того, что вы сами начнете проводить тренинги и получать гонорары, которые гораздо выше, чем зарплата внутреннего тренера в любой крупной компании.
Какие тренинги вести после обучения в одной из таких школ? Здесь действует следующий принцип:
1 – а что вы хорошо знаете, умеете и готовы этому научить других? – выпишите список этих знаний/умений
2 – кому нужны эти знания? Это уже целевая аудитория.
3 – какова платежеспособность тех, кому ваши знания нужны? Именно от ответа на этот вопрос будут зависеть ваши гонорары.
Далее, если вы уверенный в себе человек, то можете открыть ИП и работать самостоятельно. Если же у вас не только нет опыта, но и нет особых знаний, которыми вы можете поделиться с людьми и миром, тогда совет – идите внутренним тренером в компанию. Например, выпускников Международной Школы Бизнес-тренеров ICBT хорошо берут и без опыта работы, потому что школа зарекомендовала себя качественной подготовкой. Кроме того, в государственных компаниях все чаще открываются вакансии бизнес-тренер. Это растущий рынок и для увеличения количества ваканский внутренних тренеров, и для количества заказов на внешнем рынке T&D - «Тренинг и Девелопмент».
Какими же способностями важно обладать, чтобы стать успешным бизнес-тренером?
За годы своей тренерской практики (более 25 лет) и за годы подготовки и передачи профессии бизнес-тренер (более 16 лет) я увидела только две важных способности:
1 – любовь к людям
2 – любовь к обучению и развитию
Профессия бизнес-тренер относится к помогающим профессиям, поэтому первичный мотив – заработать денег – а у тренеров хорошие зарплаты и хорошие гонорары – приводит к профессиональному выгоранию, если нет любви к людям. Люди словно чувствуют подход тренера к ним и либо раскрываются и благодарят, либо закрываются и воюют. И это зависит не от людей, а именно от внутренней позиции самого тренера: давать или брать. Помогать или зарабатывать.
А все остальные способности развиваются. Через обучение и практику. Все остальное – дело наживное. Если, конечно, есть любовь к обучению и развитию.
Сейчас появляется все больше новых смежных профессий: коуч, модератор, фасилитатор, ментор, игротехник, мотивационный спикер. Как они влияют на профессию бизнес-тренер? Не подавляют ли? Не создают ли избыточную конкуренцию?
Я вижу, что профессия бизнес-тренер, как губка, впитывает в себя все лучшее из этих профессий. Бизнес-тренер просто учится этим новым навыкам и включает их в проведение обучения. От этого тренинги становятся только ярче, гибче, современнее. И вот уже к поведенческим навыкам добавляется работа с установками, с мышлением, с осознанностью сотрудников. Вот уже внутри тренингов используются настольные игры и геймификация, модерационные и фасилитационные доски. И чем больше новых профессий в сфере обучения взрослых появится, тем богаче будет профессия бизнес-тренер. И тем востребованнее тренеры. При условии, что сами они тоже любят учиться и добавлять новое в свою деятельность.
Источник