Виды коучинга – когда рост требуется не только личности
Коучинг за последние годы стал своеобразной палочкой-выручалочкой, помогающей личностям находить и достигать истинных целей, получать удовольствие и наслаждаться каждым прожитым днем. Таким же образом работает и корпоративный коучинг, но только результаты здесь отражаются в конкретных показателях: росте вовлеченности персонала, финансовых показателях и доле рынка. И, если личностный коучинг – инструмент распространенный и неоспоримо нужный, то задачи, которые коуч выполняет при работе с организациями, не до конца очевидны. В этой статье Академия социальных технологий расскажет, как устроены эти два вида коучинга.
Что такое коучинг
Коучинг – это инструмент повышения профессиональной эффективности, а также построения счастливой и гармоничной жизни, который фокусируется на настоящем времени – моменте, который проходит здесь и сейчас. Коуч помогает клиенту найти действенные стратегии и освоить новые навыки, которые будут работать с учетом сложившейся ситуации, а также раскрыть потенциал, разрешив внутренние проблемы. При этом предполагается, что, благодаря участию коуча, человек способен найти ответы на эти проблемы внутри себя. Роль коуча же заключается в помощи клиенту в поиске этих ответов, для чего используется ряд техник: разговор, вопросы, активное слушание, наблюдение и рефлексия.
Коучинг проводится как в личном, так и в групповом формате, будет полезен и личностям, и корпорациям. Вне зависимости от вида коучинга, работа будет включать следующие этапы:
- Изучение ситуации и определение темы или проблемы, над которой требуется работать.
- Поиск идей, которые помогут клиенту прийти к желаемому результату.
- Определение барьеров, которые мешают достигнуть желаемого.
- Определение мер по исключению барьеров и совершение необходимых действий.
- Уточнение ситуации и рефлексия.
В итоге клиент добивается прогресса в выбранной области – на работе или жизни, преодолевая актуальную для себя проблему. Повышается и самосознание – человек или организация начинают полнее понимать ситуацию и видеть раннее скрытые детали. При этом прогресс достигается путем постановки целей – после каждой сессии у клиента появляется список действий и шагов, которые требуется предпринять, чтобы продвинуться в решении вопроса.
Разберемся на примерах двух видов коучинга – персонального и корпоративного – как устроена эта работа и к каким результатам она приводит.
Что дает индивидуальный коучинг
Работа с коучем помогает личностям найти пути личностного и профессионального роста, поднять уверенность в себе. Если человек чувствует себя потерянным или испытывает неуверенность, сессии позволят определить цель и наметить путь движения к ней, а также освоить новые навыки и ускорить обучение. Под руководством личностного коуча человек приходит к глубокому пониманию своей личности.
Коучинг способен изменить жизнь, но только при последовательных действиях со стороны клиента, приверженности работе над собой. Дело в том, что коучинг, как и другая работа по совершенствованию, потребует ответственности. Цель коуча – привести клиента из пункта А в пункт Б, однако, путь этот клиент совершает исключительно сам. В ходе работы человек получает ориентир, движение по которому приносит удовлетворение и радость жизни.
Корпоративный коучинг
Этот вид коучинга предоставляет стартапам, предпринимателям и корпоративным лидерам советы и обратную связь с учетом стоящих потребностей. Кроме того, он становится катализатором создания и достижения планов действий, а также показателей эффективности бизнеса, которые отразятся на финансовых результатах. Не для каждой компании сработают типовые инструкции из бизнес-учебника или советы других, даже опытных, предпринимателей – в некоторых ситуациях универсальный подход не сработает.
К примеру: компания, которая занимается продажей цветов, работает на рынке три года. В начале бизнес приносил быль за счет нескольких магазинов, расположенных в черте города. Рост компании ограничивает сезонность спроса, который увеличивается только в праздничные дни. Собственник начинает принимать импульсивные решения по поддержанию плановой прибыли и в месяцы, когда повышенного спроса не наблюдается: запускает рекламную компанию, расширяет ассортимент цветов, думает над открытием нового магазина. Но эти действия приносят только дополнительные расходы, не увеличивая рентабельности. Коуч в такой ситуации поможет изучить сложившуюся ситуацию и найти пути масштабирования бизнеса: разместить в магазинах мини-кофейни, провести подготовку продавцов, которая поможет увеличить количество покупок, предложить разработать программу абонементов на покупку букетов для декора домов и офисов. Развивать бизнес никогда не было элементарной задачей, поэтому участие профессионального эксперта поможет сократить путь к успеху, сосредоточиться на сильных сторонах и отточить дефицитные области.
Грамотный коуч поможет определить проблемы, мешающие достижению желаемых целей, а также научит принимать разумные решения и сосредотачиваться на проектах, приносящих доход. Индивидуальный и групповой коучинг также прояснит стратегию и цели компании.
Мишенью работы коуча на корпоративном уровне становится как лидер, так и команда. При этом коучингу руководителей уделяется повышенное внимание – управленческая команда становится проводником перемен, направляющим коллектив по нужному вектору. Коуч также способствует развитию лидерских качеств и настройке мышления, ориентированного на результат.
Коучинг руководителей
Опытный коуч поможет создать условия для освоения и моделирования hard и soft skills, необходимых лидерам для раскрытия не только собственного потенциала, но и потенциала командной работы. Среди них, например:
Soft skills
- Самосознание – некоторые убеждения и поведенческие паттерны лидеров не идут на пользу бизнесу, работа с кочем откроет понимание триггеров и мотиваторов, определяющих поведение в той или иной ситуации.
- Эмоциональное регулирование – в кризисные моменты сотрудники обращаются к лидерам за поддержкой и руководством, что часто предполагает работу со сложными эмоциями.
- Уверенность – руководитель начинает отчетливее понимать стоящие бизнес-цели, этапы и действия, необходимые для их достижения, а также ограничивающие установки, не дающие преуспеть.
- Эмоциональный интеллект – супернавык для руководителя, который предполагает, в том числе достаточный уровень эмпатии, поднимающий взаимоотношения с командой на новый уровень.
- Оптимизм – продуктивный лидер равно оптимистичный лидер, который способен обнаружить зоны роста даже в сложной ситуации.
Hard skills
- Стратегическое планирование и анализ – для руководителя важно быть бизнес-стратегом, поэтому в задачи корпоративного коуча часто входит помощь в создании дорожной карты и пошагового процесса стратегического планирования. В результате руководители и команды осваивают навык планирования, что приводит к реализации блестящих стратегий.
- Аналитические навыки – способность к сбору и работе с информацией – движущая сила компаний-лидеров, без которой планирование и построение карт развития становится безосновательным и не соотнесенным с окружающей обстановкой.
- Навыки устной речи, презентации и убеждения – не каждый руководитель рождается спикером, но эти навыки легко прокачиваются. Когда страх публичных выступлений не дает установить контакт с аудиторией и донести до нее смысл послания, актуализируется потребность проработки коммуникативных способностей.
Кроме того, работая с коучем руководители и сами приобретают навыки коучинга, которые потом смогут применять для развития команд и подчиненных.
К каким результатам приводит корпоративный коучинг
Вот некоторые из преимуществ, которые приносит бизнесу корпоративный коучинг:
- Воплощение видения и цели – коуч поможет ставить реалистичные цели и достигать их за счет правильно построенного плана.
- Обретение перспективы – сессии фокусируют клиента на изменении ситуации за счет внутренней работы по поиску ответов на стоящие вопросы, что дает более широкое видение будущего. В итоге появляется готовность к новым идеям и разумному риску.
- Рост финансовых показателей – увеличение доходов и доли рынка – настройка бизнес-процессов, определение зон сопротивления и системная работа с коллективом приводят к тому, что компания выходит на новую ступень развития.
- Рост производительности – тип лидерства, согласно которому живет компания, влияет на производительность сотрудников. Демотивированная команда с большей вероятностью выполнит неудовлетворительную работу, что повлияет на лояльность клиентов и прибыльность бизнеса. Благодаря прокачке необходимых для руководителя навыков на сессиях с коучем, лидер понимает, как создавать правильную атмосферу в коллективе, способствующую вовлечению сотрудников в рабочие процессы.
- Устойчивость – главная черта сильного руководителя или владельца бизнеса – способность оправляться даже после больших неудач, поэтому коучи обучают клиентов стратегиям усиления собственной устойчивости, в том числе предполагающих позитивный взгляд на мир и работу с когнитивными искажениями.
Как выбрать коуча
Сегодня рынок коучинговых услуг переполнен специалистами, уровень подготовленности которых сложно определить. И далеко не факт, что финансы и усилия, затраченные на сотрудничество с подобными «коучами», окупятся. Доверять процесс личностного и профессионального роста, оптимизации бизнес-процессов стоит проверенным экспертам.
Помимо компетентности, заключая контракт на коучинг, оцените, насколько тот или иной эксперт будет полезен вам или вашему бизнесу, ориентируясь на следующие показатели:
- изучите истории личностей и компаний, раннее сотрудничавших с коучем;
- оцените продолжительность опыта и мировоззрение коуча – возможно, что для консервативной компании, у руля которой стоит опытный и маститый руководитель, советы эксперта, раннее работавшего со стартами, окажутся не слишком уместными;
- убедитесь, что профессиональная специализация коуча соответствует потребностям. Возможно, вам требуется лайф-коучинг, коуч по развитию малого бизнеса или карьерный коучинг, определите, какая задача будет приоритетной и исходя из этого подбирайте эксперта.