Как выбрать тьютора для ребенка
Чтобы ребенок понимал, в каком направлении двигаться и какие качества стоит развивать, важно разработать четкий план действий. Это поможет ему совершенствовать собственные умения и достигать поставленных целей. Формирование стратегии развития и поддержание мотивации на пути к успеху — задача тьютора.
Тьютор — эксперт, занимающийся с ребенком персонально как в дополнение к школьной программе, так и по отдельному плану в рамках домашнего обучения. Как правило, работая с подопечным, тьютор формирует персонализированные программы, учитывая потребности и особенности каждого ученика.
Название профессии произошло от английского слова tutor, которое переводится как «репетитор», «опекун», «воспитатель». Однако в отличие от репетитора, тьютор не только обучает предметам, но и помогает подобрать подходящие воспитаннику методы обучения, чтобы тот мог в будущем самостоятельно достигать целей.
Феномен тьюторского сопровождения появился как реакция на внедрение инклюзивного образования. Однако сегодня функции этого эксперта гораздо шире.
В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим, когда стоит задуматься об обращении к тьютору и как его выбрать.
В каких случаях необходим тьютор: почему обращение к нему станет лучшим решением
Помощь воспитаннику в осознании себя, собственных талантов и интересов — главная цель тьютора. Также в его работу входит составление учебного плана. Тьютора привлекают, чтобы научить ребенка анализу ситуации, рефлексии над результатами, постановке задач и управлению временем. Это те навыки, что позволят ему продолжать строить собственный путь и будут полезны во взрослой жизни.
Как понять, что нужен тьютор:
- Инклюзивное образование для ребенка
Согласно законодательству, дети с особенностями здоровья, могут также получать образование в общеобразовательных школах, однако им требуется сопровождающий. Тьютор создает ребенку с инвалидностью условия для функционирования в течение дня. Технически он при сопровождении выполняет в школе функции родителя. Помогает перемещаться по образовательному учреждению, добраться в классы, столовую, провожает в туалет и на прогулке. При этом независимо от особенностей состояния подопечного, эксперт создает условия для его включения в процесс получения знаний, формируя самостоятельность как в учебе, так и в построении социальных связей.
- Нет понимания, в каком направлении развиваться
Случается, что школьник испытывает трудности с выбором направления обучения. Например, он интересуется разными предметами: литература и химия, или же не преуспевает ни в одном. Проблема выбора встает у учеников девятых классов, которые нередко выбирают предметы для сдачи ОГЭ случайно, поскольку нет понимания собственного будущего. А ведь вскоре после этого придется принимать решение по предметам для ЕГЭ, что влияет на дальнейшее поступление в университет. В таких ситуациях помощь наставника неоценима. Когда интересы школьника размыты, и он не понимает, чем хотел бы заниматься, эксперт со стороны поможет определиться. В том числе за счет выполнения практических заданий, участия в мастер-классах, прохождения тестов.
- Отсутствует уверенность в будущем
По мере взросления подростки сталкиваются со страхами и сомнениями относительно выбора будущего пути.
Современная образовательная система требует принять решение о профессиональной карьере еще до достижения совершеннолетия. Ответственность за выбор ложится на плечи детей тяжелым бременем. Тьютор поможет определить направление развития и предложит советы по выбору профессии.
- Адаптация к новому учебному заведению
Помощь наставника не будет лишней в том случае, если воспитанник поменял школу в связи с переездом или иными обстоятельствами. Эксперт поможет привыкнуть к новым условиям, сделает процесс адаптации и построения контактов с одноклассниками, педагогами более легким. Также его помощь пригодится в восполнении пробелов в знаниях в том случае, если программа в новой школе отличается;
- Потеря интереса к учебе
Для ряда школьников уроки способны казаться пыткой. На занятиях им скучно, а учителя — надоедают и утомляют требованиями. Время урока тянется бесконечно, и ученик постоянно смотрит в окно. Эту проблему решают путем адаптации учебного процесса к интересам подопечного. Тьютор привьет воспитаннику интерес к получению знаний, демонстрируя их ценность на практике и подбирая отдельную программу. Такой подход помогает увлечь школьника учебой и получать удовольствие от новых знаний. Благодаря занятиям с тьютором, образовательный процесс станет для него увлекательным.
- Требуется помощь в развитии
Эксперт ведет учащихся, которые выбрали собственную программу занятий. Как правило, это талантливые ребята, которые углубленно изучают конкретные предметы, участвуют в предметных олимпиадах на всероссийском уровне, профессионально занимаются искусством, спортом. Таким детям тьютор помогает грамотно планировать собственное время, составлять расписание так, чтобы успевать все.
По сути, в каждом из случаев эксперт становится партнером школьника. Он сопровождает воспитанника в образовательной среде, поддерживает мотивацию и помогает подопечному понять, что он хочет получить от школы и учебных занятий в целом.
Поиск пути: как тьютор помогает адаптироваться ребенку
Главная задача наставника — персональное сопровождение подопечного с самого момента знакомства, создания образовательной программы, учитывающей здоровье воспитанника и потребности, завершая оценкой результата с последующими корректировками.
Для того чтобы помочь школьнику адаптироваться и добиться успеха в достижении целей, наставник решает следующие задачи:
- Создает благоприятную среду для подопечного. Это включает оборудование удобной зоны для занятий и полноценного места для отдыха, адаптацию мебели, освещения.
- Организует воспитаннику доступ к дополнительным ресурсам для занятий. Это и книги, и иные материалы. Также возможно привлечение других экспертов для формирования нужных навыков. Например, педагога по постановке речи, если ребенок хочет выступать на сцене и тренировать риторику.
- Помогает ученику социализироваться, научиться сотрудничать и работать в команде. Он поддерживает подопечного, когда тот участвует в групповых проектах, готовится к семинарам или другим мероприятиям, которые способствуют развитию навыков общения и сотрудничества.
- Помогает в усвоении учебной программы, подстраивая ее под способности подопечного. Когда ученику тяжело дается материал, он быстро теряет интерес к занятиям. Эксперт же подберет такие форматы подачи знаний, что увлекут воспитанника и помогут легче усвоить сложные для него предметы.
- Поддерживает контакт с родителями, помогая им адекватно воспринимать особенности и таланты школьника, не перегружать его, а найти те области, где он сумеет лучшим образом проявить себя.
Взаимодействие тьютора с учениками проходит в четыре этапа:
- Диагностический этап. Он подразумевает сбор информации о подопечном, изучение интересов, планов ученика. Также на этом этапе важно выявить, в чем воспитанник силен, а какие моменты требуют улучшения, понять, насколько он готов к самоопределению. Для этого тьютор беседует с самим учеником, его родителями, организует тестирование.
- Проектировочный этап. Он включает изучение вариантов решения проблем ребенка, оценку имеющихся для этого ресурсов. Предусматривается создание учебных программ, выбор инструментов для сопровождения, соответствующих личным особенностям учащегося.
- Реализационный этап. Это непосредственно взаимодействие с подопечным, оказание помощи в определении целей, поддержка в поиске решений возникающих у подопечного вопросов и преодолении трудностей.
- Аналитический этап. Предусматривает анализ результатов, оценку того, какой эффект дают принятые меры. При необходимости на этом этапе выполняют корректировку маршрута, опираясь на достигнутые результаты.
Благодаря тьюторскому сопровождению можно не только корректировать интересы ребенка, но и развивать навыки или раскрывать таланты. При работе берут во внимание все особенности школьника, такие как уровень его развития, наличие нарушений, цели и задачи. Только тогда возможно подобрать результативные методы для развития умений у конкретного ученика.
Качества наставника: каким должен быть хороший тьютор
Также для тьютора важны следующие качества:
- Коммуникабельность
Когда тьютор умеет легко находить общий язык с воспитанником, понимает его увлечения и потребности, это поможет построить доверительные отношения и подобрать путь для развития навыков. Кроме того, ему предстоит выстраивать взаимодействие с родителями, делиться информацией о прогрессе ребенка, обсуждать возникающие проблемы и предлагать решения.
- Самоорганизованность
Если кандидат опаздывает на встречи, не умеет планировать собственное время, стоит задуматься, подойдет ли такой наставник. Для тьютора важна самоорганизованность, умение распределять время между задачами, это повышает его продуктивность и качество работы. Организованный тьютор всегда готов к занятиям, имеет под рукой нужные материалы.
- Тактичность и сдержанность
Умение контролировать собственные эмоции важно, чтобы не разрушить доверие ученика и сохранить позитивную атмосферу для обучения. Эксперт, уважающий личные границы воспитанника, сумеет выстроить контакт, избегая ненужного давления или вмешательства в личную жизнь подопечного. Также способность сохранять спокойствие и дипломатичность поможет в сложных ситуациях конструктивно разрешать конфликты.
- Стрессоустойчивость
Работа тьютора предполагает высокий уровень стресса и ежедневные эмоциональные нагрузки. Устойчивость к стрессу поможет эксперту оставаться эффективным и сохранять фокус внимания на работе с подопечным. Наставник часто становится опорой для ученика, особенно в моменты повышенного стресса. В таких случаях способность взрослого оставаться спокойным помогает ребенку чувствовать себя защищенными.
- Практичность
Практичный подход помогает тьютору оставаться реалистом в работе с излишне мечтательными учениками. Это означает, что у наставника получится грамотно и тактично донести воспитаннику, какие у него таланты и в каких направлениях лучше развиваться, а не поощрять несбыточные мечты.
Еще один вопрос, который возникает при выборе наставника, важен ли пол тьютора. На этот счет нет единого мнения. Одни родители уверены, что ребенок будет лучше взаимодействовать с тьютором одного с ним пола. Другие утверждают, что пол не имеет значения, главное — компетентность.
Аргументы в пользу значимости пола:
- Ряду учеников действительно будет комфортнее с тьютором того же пола, они будут более открытыми, особенно когда речь идет о деликатных вопросах. Например, о самооценке, отношениях с противоположным полом или личных проблемах.
- В ряде культур считается, что мужчина лучше подходит для работы с мальчиками, а женщина — с девочками.
- Подопечные будут смотреть на тьютора как на пример для подражания и вдохновения. В этом плане проще себя ассоциировать с человеком того же пола.
Аргументы против:
- Главным критерием при выборе все же должны точно быть профессиональные качества и опыт, а не пол.
- У каждого ребенка собственные предпочтения и требования к наставнику, пол не обязательно станет главным фактором.
- Тьютор сумеет найти подход к каждому ученику независимо от его пола. Такие качества, как эмпатия, терпение, умение слушать и понимать, а также способность мотивировать и поддерживать воспитанника не зависят от пола.
В целом, можно сказать, что пол не станет определяющим фактором в работе тьютора, главное — это профессионализм. Однако учитывая возможные культурные и социальные различия, важно учитывать пол при выборе.
Выбор тьютора для сына или дочери — серьезный шаг, требующий тщательного подхода. Стоит учитывать как персональные потребности ребенка, его особенности, так и смотреть на навыки и личные качества тьютора. В процессе выбора важно оценить образование, опыт, умение устанавливать доверительные отношения с воспитанником. Наконец, родителям стоит помнить, что выбор тьютора требует терпения и готовности к диалогу. Однако в итоге тьюторское сопровождение поможет повысить обучаемость ребенка, даже если у него имеются серьезные проблемы.