ИИ и обучение: как технологии меняют подход к образованию
Использование искусственного интеллекта стало катализатором перемен, приведя к трансформации ряда традиционных процессов, в том числе и образовательных практик. Начиная с персонализированных учебных программ и заканчивая автоматизацией рутинных задач – искусственный интеллект открывает новые горизонты для преподавателей и слушателей. Конечно, наравне с преимуществами, появляются и до того неизвестные риски и вызовы. О перспективах и проблемных вопросах образования будущего, основанного на использовании искусственного интеллекта, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Как применяется искусственный интеллект в обучении
Все чаще провайдеры образовательных услуг полагаются на искусственный интеллект для анализа больших объемов данных, что улучшает стратегии преподавания и повышает качество обучения. Так, например, становится гораздо легче выявлять тенденции в успеваемости слушателей и проблемы в образовательных методиках.
Но и не только! Виртуальная реальность, поддерживаемая искусственным интеллектом, открывает новые горизонты для учебного процесса, позволяя участникам погружаться в симуляционные среды и получать практические навыки в безопасных условиях. И это крайне востребовано для производств и отработки навыков безопасной эксплуатации тех или иных агрегатов.
Получают преимущества и преподаватели, которые теперь создают инновационный контент с меньшими временными затратами, сразу адаптируя материалы и методологию к потребностям аудитории. Это особенно важно в корпоративном секторе, где обучение должно соответствовать специфическим задачам бизнеса.
Слушателям же теперь все чаще доступны виртуальные помощники, отвечающие на вопросы, предоставляющие дополнительные материалы и рекомендации по прокачке дефицитных для них знаний.
Адаптивные образовательные системы
Адаптивные образовательные системы, построенные с применением искусственного интеллекта, представляют собой платформы, создающие персонализированные образовательные маршруты. В результате слушатели получают знания, соответствующие их задачам, способностям и карьерным планам. Такие системы меняют подход к обучению, делая его гибким и эффективным.
В основе таких разработок лежит анализ данных: уровень знаний, скорость освоения материала, интересы и даже предпочтительные способы получения информации. На основании собранной информации формируется индивидуальная траектория, учитывающая сильные и слабые стороны учащегося.
Так, слушатели получают задания и видеоуроки, уже соответствующие уровню знаний со степенью сложности, ориентированной на показатели успеваемости, с возможностью изучать сложные темы в собственном темпе. Подобные нововведения снижают стресс, который часто вызывает учеба, а также повышают качество усвоения материала и мотивацию.
Расширяются и условия для самостоятельной работы за счет использования рекомендованных материалов и заданий. Например, в части изучения иностранных языков современные платформы анализируют, какие ошибки делают пользователи, и предлагает задания, помогающие улучшить конкретные языковые навыки.
Роль преподавателя в эпоху ИИ
Эпоха искусственного интеллекта трансформирует позицию преподавателя в образовании, которые теперь становятся фасилитаторами – посредниками и советниками в получении знаний, но в меньшей степени их источниками. Они направляют слушателей в освоении информации и помогают подопечным критически осмысливать материал, а также правильно применять знания на практике.
Кроме того, в таких условиях способность поддерживать и мотивировать учащихся становится все более значимой. А это значит, что преподавателям предстоит сконцентрироваться на развитии навыков менторства и коучинга.
Другие изменения в роли преподавателя связаны с объемом доступной сегодня информации, и это принимает критическое значение в отношении взрослых слушателей – профессионалов, получающих дополнительную подготовку или повышающих квалификацию. Теперь задача преподавателя – разрабатывать гибкие программы с применением технологий, которые позволяют учиться в удобное время и в удобном темпе, а также с учетом других – профессиональных и личных – обязательств.
Наконец, остается только надеяться, что за людьми останется задача создания культуры обучения – позитивной учебной среды, подталкивающей к постоянному совершенствованию знаний.
Интеллектуальные помощники и чат-боты
Интеллектуальные помощники и чат-боты, основанные на искусственном интеллекте, призваны облегчить выполнение задач, будь то управление повседневными делами или помощь в сложных профессиональных проектах. Они способны выполнять команды пользователя на основе как голосовых, так и письменных запросов, помогая в управлении устройствами, поиске информации, установке напоминаний. Обогащают такие помощники и образовательную среду, предоставляя уникальные возможности как для слушателей, так и для преподавателей.
Вот в чем заключается польза для слушателей:
- Персонализированный подход – чат-боты адаптируются к уровню знаний, предлагая точечно подобранный материал, направленный на прокачку слабых сторон.
- Круглосуточная доступность – слушатели получают помощь и доступ к учебным материалам в удобное для себя время. Чат-боты всегда доступны онлайн, отвечая на вопросы, помогая с домашними заданиями и отрабатывая непонятные темы.
- Интерактивность и вовлеченность – чат-боты стимулируют участие в учебном процессе через задания и игры, мотивирующие продолжать учебу и развивать интерес к контенту.
Польза для преподавателей:
- Автоматизация рутинных задач – чат-боты берут на себя проверку домашних заданий, тестирований и сбор статистики. Это освобождает время преподавателей для исследования новых методик обучения или индивидуальной работы со слушателями.
- Анализ данных и улучшение качества преподавания – автоматический сбор сведений об успеваемости, позволяет легче выявлять тенденции и предлагать преподавателям рекомендации по улучшению качества обучения.
- Разработка персонализированных планов обучения – с помощью получаемых сведений преподаватели создают более совершенные образовательные маршрутов.
Перспективы и риски внедрения ИИ в образование
Cтоит ожидать и расширения доступа к качественному образованию – уже сегодня необязательно затрачивать средства на транспорт, размещение, менять собственные графики и планы, чтобы попасть на обучение к интересующему профессионалу или освоить редкую специализацию.
Однако начинают обращать на себя внимание и следующие риски:
- Угроза приватности и безопасности данных – один из основных вызовов заключается в безопасности и конфиденциальности информации об учениках. Хранение и анализ сведений, которыми пользователи обмениваются с искусственным интеллектом, требует строгой защиты и предотвращения их неправомерного использования.
- Снижение роли учителя – есть опасения, что автоматизация образовательных процессов дискредитирует роль учителя. Однако, как показывают примеры успешной интеграции искусственного интеллекта, грамотные преподаватели, которые продолжат профессиональное развитие, закрепят за собой главенствующую позицию – наставников, менторов и мотиваторов.
- Риск неравенства – технологический разрыв может вызывать неравные возможности для обучения при отсутствии у слушателей необходимого оборудования для доступа к образовательным материалам или недостаточной цифровой грамотности, что особенно актуально для представителей старших поколений.
К тому же, возникнут и сложности в интеграции и адаптации технологий искусственного интеллекта в текущие образовательные модели. Да и сам этот процесс потребует времени и инвестиций.
Помимо трансформации технических аспектов, внедрение искусственного интеллекта подчеркивает необходимость развития у слушателей социальных навыков. В мире, где информационные технологии и автоматизация становятся неотъемлемой частью образовательного опыта, умение работать в команде, критически мыслить и адаптироваться к быстро меняющимся условиям принципиально важны. Такой акцент на развитии мягких навыков поможет не только осваивать учебный материал, но и быть готовыми к будущим вызовам в профессиональной и личной жизни.