Факторы успеха предпринимательства: социальные аспекты и результаты

Общепризнано, что успешный предприниматель, независимо от предметной области приложения своих усилий, отличается от других людей, в том числе и от менее успешных предпринимателей, тем, что он более уверен в собственных силах и более последователен в действиях. В ходе изучения вопроса автору статьи пришлось столкнуться с исследованием, в котором достаточно убедительно было показано, что более успешные предприниматели не обязательно должны быть более уверенными, последовательными и компетентными [6]. Основные различия, согласно автору статьи, заключаются в первую очередь в «качестве мотивации», наборе личностных качеств, связанных с мотивированностью деятеля, отношением к поставленной цели и желаемым результатам. Как это ни странно, но выводы данной статьи подтверждаются исследованием конкретных примеров социально-политического предпринимательства, в обилии изложенных в работе Давида Борнстейна [4] и некоторых других источниках. Наиболее успешные предприниматели представляют собой людей, наиболее мотивированных на достижение долгосрочных целей, представляющих для них безусловно высокий, жизненно важный интерес и смысл. Соответственно, они стремятся к более систематичному поиску возможностей, позволяющих добиться целей, предупреждении и преодолении препятствий, отслеживании результатов, планировании и организации деятельности. Такие предприниматели максимально озабочены качеством создаваемых результатов и эффективностью деятельности в целом. Они более преданы людям, которых они набирают в свои команды, и партнерам. Наконец, для них долгосрочные перспективы возобладают над перспективами, выгодами и интересами краткосрочными.

Отталкиваясь от упомянутой статьи и от результатов исследований конкретных примеров социально-политического предпринимательства, автор настоящей статьи сформулировать следующие шесть основных факторов успеха:

Готовность к самокорректировке,

Умение делиться успехом,

Готовность противостоять сопротивлению устоявшихся политических структур,

Способность применять междисциплинарный подход,

Готовность к незаметной продолжительной работе,

Наличие сильных этических стимулов деятельности.

Имеет смысл более подробно остановиться на каждом из сформулированных факторов успеха социально-политического предпринимательства.

Готовность к самокорректировке. В виду того, что для успешного социально-политического предпринимателя безусловной доминантой поведения является цель и ее достижение, то сама последовательность действий по ее достижению уже отходят несколько на второй план. Успешные социально-политические предприниматели с готовностью и легкость изменяют ранее запланированные действия, гибко адаптируясь к изменяющимся условиям. Это качество может показаться простым и банальным, но тем не менее, данный фактор не случайно оказался на первом месте из всего списка. В практике управления большими и сложными инициативами действительно бывает сложно что-то менять в ходе деятельности. Конечно, после того как поезд отправился со станции, повернуть на 180 градусов очень сложно. Для этого необходимы холодный рассудок, чтобы увидеть и признать свои собственные ошибки, смелость для принятия достаточно сложного решения, чтобы объявить всем участникам, что то, что делалось до последнего момента, было не совсем правильным. Планы работ имеют не очень хорошую особенность, связанную с тем, что снижают вариативность поведения. План в силу своей однозначности программирует поведение людей, что приводит к дополнительным сложностям при необходимости изменить ранее принятый план действий. Причем, чем масштабнее задача, тем большей инерционностью характеризуются планы и плановое мышление участников. Однако, доминирование конечных целей, а не отдельных планов действий должно позволять успешному предпринимателю вовремя признать несоответствие планов окружающим условиям или допущенные просчеты, исправить их и с не меньшей энергией продолжать реализацию проекта. Примерами такого поведения могут служить Вероника Хоза [8], когда она обнаружила, что ее модель домашних медицинских центров, сосредоточенных только на ВИЧ-инфицированных, не соответствует социальным потребностям, и затем изменила модель на общие медицинские домашние центры, или Дж.Б.Шрамм [4], когда он увидел, что его модель обучения студентов, желающих получить ученую степень, но не имеющих возможность это сделать, требует серьезного пересмотра и более систематичного масштабирования, чтобы иметь действительно политически значимый эффект, и отозвал свои предложения по учебным программам из многих штатов.

Интересно, что многие исследователи феномена предпринимательства, в том числе и социально-политического характера, замечают, что готовность к самокорретировке является таким качеством, которое отличает более молодых предпринимателей от более опытных, уже добившихся серьезных успехов. Это качество уменьшается со временем, в течение которого предприниматель был привязан к своим идеям, моделям, концепциям. Более того, предприниматели склонны к тому, чтобы терять устойчивую и живую связь с окружающей их средой по мере того, как их организации развиваются и растут. Обычно развитие организации сопровождается формализацией и бюрократизацией информационных процессов. Если на первоначальных этапах социально-политический предприниматель получал информацию в основном через свою социальную сеть, то на этапах зрелости организации он отдает все больше и больше предпочтение формальным, административным структурам, которые придают устойчивость деятельности организации, но одновременно с этим делают информационные потоки чрезвычайно медленными. Предприниматель отказывает от использования в качестве своего социального компьютера неформальные отношения в рамках социальной сети и переключается на формальные отношения в организации. Информация по формальным управленческим канала течет медленнее, проблемы выявляются с опозданием, и с еще большим опозданием вырабатываются ответные решения по этим проблемам. На этом этапе развития социально-политической организации от предпринимателя требуется особенная настойчивость, граничащая с «упертостью», чтобы остановить и развернуть движение поезда в нужном направлении. Коррекция в этом случае будет сопровождаться большими потерями времени и денег на переобучение многих людей. Кроме этого, будет сказываться влияние необратимых затрат на решение об изменение. Дело в том, что уже сделанные инвестиции (не обязательно только финансовые, но и временные) будут склонять предпринимателя продолжать ранее выбранный путь действий. И чем больше было вложено, тем сложнее будет пересмотреть стратегию развития, несмотря даже на очевидную тупиковость прежней стратегии.

Умение делиться успехом. Как неоднократно указывает Давид Борнстейн в своем описании примеров социально-политического предпринимательства [4], «действительно нет пределов для ваших свершений, если вы не заботитесь о том, кто больше всего достоин признания и чести». Для социально-политических предпринимателей умение делиться успехом, умение вовлекать в успех проекта, располагается на критическом пути к самому успеху. Чем больше предприниматель разделяет успех с другими, тем больше люди будут помогать ему, тем самым увеличивая вероятность успеха проекта для всех. Умение делиться успехом вытекает из мотивации предпринимателя, так же как и готовность к корретировкам. Если социально-политический предприниматель заинтересован в конечном итоге в осуществлении изменений в обществе, а не в приобретении дополнительного статуса, как это происходит в политической деятельности, и не в присвоении добавленной стоимости, как это имеет место в экономической деятельности, то и успех проекта не представляется ему его собственностью. Наоборот, успех проекта используется предпринимателем как механизм мотивации других участников инициативы, быть может не имеющей столь четкой мотивации на конечные цели. Однако, если действительным намерением деятеля становится получение признания и чести за произведенные в обществе изменения, то умение делиться успехом будет только мешать добиться  этого. Но этот же мотив поведения не будет позволять вовлекать в проект новых людей и заражать своей мотивацией.

Готовность противостоять сопротивлению устоявшихся политических структур. О противоположности предпринимательского и институционального подходов уже много говорилось в настоящей статье. Из этого вытекает, что предприниматель должен быть готов выступать в качестве инициатора и лидера изменений, которым будут организованно и подчас яростно сопротивляться уже сложившиеся политические институты и силы. На эту тему ярко и убедительно однажды высказался классик политической мысли Н.Макиавелли в известной своей книге «Государь». Он говорил, что для инициаторов изменений «трудность же состоит прежде всего в том, что им приходиться вводить новые установления и порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, на чьей стороне – законы; отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом. Когда приверженцы старого видят возможность действовать, они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло, почему, опираясь на них, подвергаешь себя опасности.» [1]

Способность применять междисциплинарный подход. Независимость от давления традиционных политических структур позволяет не только высвободиться от превалирующих взглядов на проблемы, но и дают возможность социально-политическим предпринимателям использовать необходимые ресурсы нетрадиционным, новым способом. Действительно, одной из современных задач социально-политического предпринимателя заключает в нахождении новых сочетаний социальных, политических, экономических и информационных ресурсов, которые бы дали намного больший эффект, нежели традиционные сочетания в рамках устоявшихся институтов. Предприниматель здесь выступает как «социально-политический алхимик», которые соединяет в новые комбинации первичные элементы – человеческие идеи, опыт, умения, энергию с материальными ресурсами, отличающиеся от традиционных для общества структур и организаций.

Социально-политическое пространство обычно самоорганизуется по каким-либо факторам единства – сходности интересов, выполняемых работ, культуры, опыта, умений, наконец, территориальной близости. Университеты подразделяются на факультеты, государственные учреждения на департаменты и агентства, экономика на отрасли, хозяйственные предприятия на отделы, и так далее. Социально-политические предприниматели стремятся воссоздать из этого раздробленного пространства некие целостности, организованные исходя не из разделения, а исходя из объединения вокруг конечных целей и результатов. Социально-политические предприниматели таким образом воссоздают целостность социально-политического пространства, дезинтегрированного современными технологиями, научной и хозяйственной специализацией. Так уже упомянутая Дж.Биллимориа обнаружила необходимость создания единой телефонной службы для уличных детей именно в силу того, что государственные медицинские и милицейские учреждения никак не могли между собой согласовать предпринимаемых усилий по данной проблеме.

Готовность к незаметной продолжительной работе. Данный фактор успеха во многом связан с умением делиться успехом, точнее сказать с общей установкой, в силу которой социально-политический предприниматель отдает больший приоритет реальным свершениям, а не публичному признанию. Многие социально-политические предприниматели тратят несколько лет на то, чтобы постепенно продвигать свои идеи, оказывать влияние на людей в рамках социальной сети и в ходе большого количества личных встреч. Именно эта незаметная работа позволяет им создать необходимый социальный капитал, важность которого в социально-политических проектах сложно переоценить. Часто предприниматели получают признание только после многих лет работы в полной неизвестности для широкой публики.

Д.Борнстейн приводит пример известного в Соединенных Штатах Америки Джона Вулмена, человека, который сумел убедить сообщество квакеров освободить своих рабов [борнстейн]. Дж.Вулмен издавал свой журнал, в котором на протяжении долгого времени популяризировал свои идеи и убеждал других людей, тратя на это свое личное время и недюжинный публицистический талант. В своем исследовании событий, сопровождавших освобождение рабов в Америке, Амелия М.Гуммер пишет, что «Дж.Вулмен оказал далеко идущее социальное и этическое влияние на все американское общество. Однако, его личная скромность не позволяла ему признаться даже самому себе в своей роли в этих великих событиях» [5].

Наличие сильных этических стимулов. Как отмечал Й.Шумпетер [3], предприниматели заинтересованы не в прибыли. Ими движет желание «выиграть конкурентное сражение» и «радость творчества». Аналогичное высказывание применимо к социально-политическим предпринимателям. Но к этому еще следует добавить этическую сторону их деятельности. Как и экономический предприниматель, социально-политический предприниматель желает создать новый, лучший порядок, воплотить мечту о «новом прекрасном мире». Но социально-политический предприниматель описывает свое видение «прекрасного мира» исключительно с точки зрения общественного блага, в то время как экономический предприниматель неминуемо отталкивается от своего личного положения. Тот же Й.Шумпетер в качестве одного из мотивов деятельности предпринимателя приводил желание создать свою династию, свой личный мир. Новый мир социально-политического предпринимателя заведомо принадлежит всем без исключения и им можно пользоваться без каких-либо финансовых ограничений.

В своей книге Д.Борнстейн [4] приводит любопытное признание социально-политического предпринимателя из Бразилии Фабио Роса. На вопрос «Почему вы работаете над общественными проектами?» он ответил:

«Я стараюсь изменить небольшую часть нашего мира, так чтобы мне нравилось в ней жить. Любой проект представляет для меня какое-то значение, только если он делает людей счастливее и природу более уважаемой, если он дает надежду на лучшее будущее. Это душа моих проектов.

Оглядываясь назад, я много раз спрашивал сам себя этот же самый вопрос, так как у меня были возможности заниматься чем-то более легким. Но то, что я делаю, только это делает меня счастливым. И еще я считаю, что настойчивость и упорство – это хорошие качества, и мне хочется видеть, что я ими обладаю и их совершенствую.

Работая над своими проектами, я действительно мечтаю о новом мире. Мои проекты всегда обновляют и усиливают мою веру в достижимую гармонию в жизни, в возможность преодолеть бедность. С нашими знаниями, способностями и культурой мы можем улучшать нашу общую жизнь, не разрушая при этом природного и культурного окружения. Когда люди работают сообща, они становятся могущественными, и это могущество имеет своим источником дружбу. В конечном итоге, в мире есть гармония, спокойствие, оптимизм.

Другим общечеловеческим мотивом в моей деятельности является то, что все мои проекты практически реализуемы. Даже если в моем видении есть романтизм, все проекты направлены на практические результаты, улучшающие реальность.

Насчет денег. Действительно мне нужны деньги. Деньги чрезвычайно важны для моих проектов. Но смысл у денег есть только в том случае, если они помогают людям решить их проблемы и создать мир, который я описывал выше. Мои проекты помогают другим людям стать богаче, и некоторым образом это богатство возвращается и ко мне. Реализация проектов, которые позволяют реализовать мои мечты, вот действительное счастье. А деньги это только средство, которое облегчает их реализацию.» [4]

В чем причина и источник такой этической мотивации? При формулировании определения понятия социального предпринимательства, чаще всего мотивация возникает от осознания неэффективного равновесия в системе на примере кого-либо из близких друзей и родственников. Но Б.Дрейтон [4] отмечает, что этическая мотивация передается посредством личных примеров. В своих интервью он обнаружил, что в большинстве случаев существовал близкий человек, например, отец, дядя, дедушка, руководствовавшийся высокими этическими принципами и разделявший нравственные ценности. От такого близкого человека социально-политический предприниматель обычно и получает основной «заряд» этической мотивации. Дж.Дженсен, представитель организации «Ашока» в Венгрии, замечал, что этическая мотивации может переживать на физическом уровне. Активный социально-политический деятельность чувствовал физически неприятные ощущения, подчас буквально боли, если он не принимал участия в значимом для него общественном проекте. Дж.Дженсен пишет, что «они говорили, «я просто должен это делать; ничего другого делать я не могу»»[4].

Хотя достаточно сложно до конца выяснить, как и почему же некоторые люди становятся социально-политическими предпринимателями, достаточно просто идентифицировать их, в первую очередь по их сильной этической мотивации служения общественным задачам. Задача любого здорового общества и всех общественных сил состоит в том, чтобы найти таких людей, организовать их деятельность, обеспечить их информационно и интеллектуально для повышения эффективности поиска новых возможностей, предоставить им научно-обоснованные методы управления, содействовать финансированию их проектов, в самом общем смысле, помогать социально-политическим предпринимателям делать то, что они делают.

 

Литература

Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990

Стиглиц, Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003

Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. - М.: Прогресс, 1982

Bornstein, D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas, Oxford: University Press, 2004

Gummere, A.M. “The early Quakers in New Jersey”, in The Quakers in the American Colonies, ed. Rufus M.Jones, London: Macmillan, 1911

McClelland, D.C., «Characteristics of Successful Entrepreneurs» // Journal of Creative Behavior, 1987, 21

Monnet, J. Memoirs, New York: Doubleday and Co., 1978

Rosenberg, T. «How to solve the world’s AIDS crisis?» // The New York Magazine, 2001, January 28

Yunus, M. Banker to the poor: Microlending and the battle against world poverty. New York: Public Affairs, 1999

Еще в Ленте Смотреть все