К стандартным психодиагностическим и социологическим инструментам часто предъявляются претензии в обобщении данных, сведении уникальных особенностей личности человека к усредненным моделям и типам. Плюс – с веком интернета, когда многие методики есть в открытом доступе, научиться отвечать на вопросы «правильно» не составляет много труда.
При этом все более повышается интерес к глубинному пониманию человека, его особенностей характера, предпочтений. Работодатели ищут возможность повышать вовлеченность и лояльность своих работников, наилучшим образом настраивать отбор и обучение. Маркетологи собирают все новые и новые виды данных, чтобы как можно точнее настроить рекламные сообщения на восприятие своей аудитории.
Цифровые технологии и искусственный интеллект открывают новые возможности для познания человека и групп людей. Они позволяют оперативно собирать и обрабатывать данные разного формата: цифровой след человека в сети, данные тестов и опросников, статистику и т.д. Это значит, что мы можем исследовать очень широкий круг показателей, продумывать их сами, не пытаясь уместить все свои задачи в узкие рамки предложенных методик. А также мы можем не только описывать реальность и видеть очевидные связи между событиями, но и делать прогнозы на отдаленное будущее – например, определять успешность человека в той или иной профессии.
Как это может применяться на практике? Например, организация не только оценивает вовлеченность своих сотрудников, но и связывает ее с показателями эффективности бизнеса. HR компании на основе данных реальных людей составляет детализированный портрет «идеального работника», соотносит с ним кандидатов в найме, разрабатывает стратегии развития для уже работающих сотрудников. Человеку, ищущему свое призвание, соотнесение с подобными портретами «идеальных специалистов» даст понимание степени его соответствия той или иной профессиональной сфере.
Направление Цифрового профайлинга Академии социальных технологий объединяет исследователей высокого уровня, разрабатывающих и совершенствующих диагностические и аналитические методики для решения самых разных задач для компаний и людей.