Роли директора в психодраме онлайн
Заведующий кафедрой «Психодрама» Виктор Семенов, члены Высшего экспертного совета кафедры Зауре Тулебаева и Александра Долженко, а также Виктор Зарецкий сформулировали некоторые вопросы, касающиеся изменения роли директора в психодраме онлайн. Поиск ответов на эти вопросы расширит наши возможности проведения психодрамы в онлайн реальности. Академия социальных технологий предлагает вашему вниманию результаты исследования.
Терапевт
- Что и как может компенсировать отсутствие непосредственного живого контакта?
- Каковы ограничения в построении психотерапевтического процесса?
- Каким образом их можно компенсировать в онлайн работе?
- Что нового вносит онлайн пространство для построения эмпатического контакта?
- Какие особенности Теле в онлайн реальности?
- Какие новые терапевтические приемы возможны в онлайн пространстве?
Аналитик
- Какой информации мы лишены в онлайн работе и каким образом можно ее компенсировать?
- Какие новые возможности предоставляет интернет?
- Как исследовать протагониста в естественной среде его обитания?
- Как влияет дополнительная визуальная информация (собственное Изображение и фон) на директора и участников группы?
- Какие собственные предметы протагонист выбирает на роли дополнительных Я и при построении сцены?
- На каком основании происходит выбор дополнительных Я?
Режиссер
- Как изменяются психодрама-техники при работе онлайн?
- Какие особенности кинорежиссера мы можем использовать в ходе нашей психодраматической работы (монтаж, звук, свет, экспозиция, фокусное расстояние и другое)?
- Какие новые роли могут быть полезны?
- Как меняется игра дополнительных Я и протагониста в онлайн реальности?
- Какие специальные онлайн средства можно использовать для введения в роль?
Нам предстоит еще освоить эту новую директорскую роль кинорежиссера. Классическая психодрама основывается на театре, онлайн реальность дает возможность получить навыки кинорежиссера.
Групповой ведущий
- Что вносит интернет реальность в групповую динамику, какие особенности?
- Как изменяются роль ведущего в онлайн терапии?
- Какие специальные навыки необходимы для управления группой?
- Какие специальные инструменты существуют на разных онлайн платформах?
- Каким образом происходит обучение? Что необходимо для овладения этими инструментами?
- Каковы особенности групповых ситуаций и возможные пути их онлайн решений?
- Какие существуют специальные приемы компенсирующие отсутствие физического контакта между участниками группы?
Технический директор
- Какие возможности для проведения психодрамы дают различные интернет платформы?
- Как организовать свое рабочее место (технические возможности камеры, микрофона, компьютера, колонок и т.д.)?
- Что необходимо для обучения техническим навыкам клиентов и участников группы?
- Какие дополнительные средства связи необходимы для повышения безопасности?
- Как роль технического директора влияет на исполнение других директорских ролей?
Совершенствование платформ и появление новых расширяет возможности проведения психодрамы. И надеемся, что мы сможем в будущем сформулировать необходимые требования для создания специальной программы для проведения психодрамы онлайн.
Стадии становления психодраматерапевта онлайн
В ходе нашего исследования мы проанализировали, что происходило с нами, как менялись наши роли и отношение к психодраме онлайн. Это позволило нам сформулировать стадии, которые проходит психодраматист в ходе освоения психодрамы онлайн.
- Отрицание возможности психодрамы в онлайн пространстве.
- Знакомство с интернет площадками (зум, скайп, миро и так далее)
- Прямой перенос офлайн навыков в онлайн работу.
- Трудности, напряжение, удивление, растерянность, паралич спонтанности.
- Понимание, что психодрама онлайн - это другая реальность.
- Вопросы – в чем разница и в чем сходство.
- Развитие новых навыков.
- Возвращение спонтанности.
- Рефлексия опыта психодрамы онлайн.
Понимание этих стадий дает нам возможность составить схему обучения с учетом тех трудностей, с которыми мы сталкивались на каждом этапе.
Опубликовано в «Возможности и ограничение психодрамы онлайн» под редакцией Манфреда Яннике, Герды Меверс и Йоханны Ольбердинг для Европейской Ассоциации Психодрамы 12.03.2022 г. на русском, английском и немецком языках.