Мозг в движении: как физическая активность улучшает мышление
Ученые доказали, что физические упражнения полезны не только для тела, но и для ума. Регулярные занятия спортом серьезно влияют на настроение и самочувствие. Для поддержания работоспособности мозга важно периодически снимать накопившееся напряжение. Тренировки станут подходящим инструментом подобной релаксации и восстановления интеллектуальных функций. В новой статье Академии социальных технологий рассмотрим механизмы влияния физактивности на мыслительные процессы.
Связь тела и когнитивных функций
Спортивные тренировки вызывают важные изменения в мозге: улучшаются концентрация, память и настроение, нервная система становится устойчивее к старению. Это связано с особенностями человеческого организма. Мозг человека развивался миллионы лет назад, когда людям приходилось много двигаться каждый день, чтобы выжить. Жизнь стала проще, но мозг остался таким же. Без движения тело чувствует опасность, возникают усталость, плохое самочувствие и тревога.
Человеческий мозг работает благодаря связям между клетками, которые передают друг другу химические вещества и электрические сигналы. Если такие сигналы идут вместе, создаются мозговые волны. Частота этих волн показывает, насколько активны полушария.
Медленные волны бывают, когда люди отдыхают или выполняют привычные дела, например, чистят зубы. Быстрые волны появляются, когда требуется сосредоточиться, запомнить новую информацию или решить сложную задачу.
Ученые выяснили, что занятия бегом, плаванием или катанием на велосипеде, улучшают интеллектуальные процессы. Во время тренировок учащается ритм волн, что помогает человеку лучше концентрироваться, дольше сохранять ясность ума.
Дети, которые занимаются спортом, становятся более быстрыми, внимательными и легче приспосабливаются к переменам. Их разум отличается от тех, кто серьезную часть времени сидит за компьютером и гаджетами.
Регулярная физактивность полезна еще и потому, что укрепляет связь между частями мозга, особенно теми, которые отвечают за память, внимание и принятие серьезных решений. Это важно, ведь именно эти зоны страдают первыми при недостатке движений и старении.
Умеренный спорт позитивно влияет на мыслительные функции. Улучшается кровоток, кислород и полезные вещества поступают в мозг, помогая лучше думать, запоминать и концентрироваться. Также спорт увеличивает синтез гормонов радости — эндорфинов. Они уменьшают стресс, повышают настроение и помогают уверенно решать задачи.
Какие виды спорта полезны для улучшения функций мозга
Занятия фитнесом разных видов развивают главные способности мозга: внимание, умение ясно мыслить и находить нестандартные решения. Играя в командные игры (теннис, футбол), человек тренирует не только силу мышц, но и умение мгновенно анализировать ситуацию, строить планы и предсказывать поведение соперников. Пробежки, плавание или занятия в зале заставляют мозг действовать четко и аккуратно, чтобы избежать травм и ошибок.
Вот польза популярных видов активности:
- Бег
Поможет обрести отличную физическую форму, снизит стресс и тревожность, поднимет настроение. Усиленное кровоснабжение мозга стимулирует рост новых нейронов и сосудов, замедляет старение и поддерживает остроту зрения и слуха, увеличивая объем отделов полушарий, важных для восприятия и обработки информации.
- Плавание
Требует согласованности движений рук, ног и корпуса. Постоянные занятия укрепляют нейронные пути, соединяющие оба полушария, улучшают межполушарное взаимодействие и производительность мозга. Такое улучшение помогает усваивать знания и развивать новые навыки.
- Йога
Объединяет упражнения, дыхание и медитации. Практика содействует укреплению нейронов и улучшению функционирования участков мозга, связанных с памятью и эмоциями. Особенно результативна йога для пожилых людей, поддерживая умственную ясность и уменьшая риск слабоумия и болезней типа Альцгеймера.
Физические нагрузки укрепляют нейросвязи, наращивают объемы зон мозга и формируют прочную основу для повышения эффективности всех когнитивных процессов, включая развитие творческого потенциала. Велосипедные прогулки и тренировки на велотренажере дополнительно активизируют мыслительную деятельность, поддерживают форму и делают голову свежей и готовой к новым достижениям.
Почему прогулки усиливают креативность
Американские ученые сравнили творчество людей, которые ходили пешком и оставались сидеть. Результаты оказались впечатляющими: гуляющие предложили вдвое больше интересных идей, чем сидящие. Эксперты заметили, что прогулка сама по себе способна вызвать всплеск творческих инсайтов, что признают и сами художники, писатели и ученые.
Это подтвердили и психологи: оказалось, что простая прогулка вне зависимости от окружения заметно улучшает креативность. И самое интересное — заряд вдохновения сохраняется долгое время после того, как человек вернулся домой или на рабочее место.
Эксперты считают, что ходьба — своего рода особенный отдых для ума. Во время нее мысли свободно блуждают, позволяя глубже задуматься над проблемами. Человек будто путешествует во времени: идет от текущего момента к прошлому опыту и далее в будущее, ставя цели и формируя планы.
Даже первый шаг меняет мозг: моментально растет давление, усиливается приток кислорода, активируются мозговые клетки, управляющие движением, удержанием баланса и ориентацией в пространстве. Обычная прогулка буквально оживляет сознание, соединяя фрагменты разрозненных мыслей и рождая оригинальные идеи.
Самое удивительное свойство ходьбы — она словно открывает двери между двумя состояниями сознания. Когда люди погружаются в воспоминания, работают одни участки полушарий, а когда смотрят вперед — другие. Чередование этих состояний дает шанс взглянуть на старые задачи свежим взглядом, комбинируя неожиданные идеи и находя уникальные решения.
Прогулки важны не только из-за движения, но и потому, что меняют восприятие времени. Научные деятели выяснили: чем быстрее двигаешься, тем иначе ощущаешь течение секунды или минуты. Значит, вставая и начиная ходить, человек автоматически меняет отношение ко времени.
Ритм шагов и новый взгляд на время подстегивают ум и помогают справиться с трудными задачами. Если возникла сложная проблема, полезно отправиться на прогулку. Можно позвать коллег, работающих над той же задачей. Совместная прогулка не должна превращаться в бесконечный разговор о задаче. Лучше расслабиться, поговорить обо всем подряд, лишь иногда возвращаясь к делу. Главное условие успеха — заранее собрать нужную информацию. Ведь великие идеи чаще посещают подготовленных людей.
Что говорят исследования о связи тренировок и обучения
Связь между физактивностью и успехами в обучении давно известна науке. Исследователи стремятся выяснить, каким образом двигательная активность отражается на развитии высших нервных функций, уровне внимания, учебных результатах, памяти, общем самочувствии, настроении.
Так, сотрудники университета Ноттингем Трент проанализировали группу школьников младшего школьного возраста. Было установлено, что физактивность ускоряет формирование памяти, развивает критическое мышление и контроль собственных эмоций. Дети, которые регулярно уделяли внимание спорту, справлялись с решением арифметических задач на 5–10% быстрее, чем те, кто вел преимущественно сидячий образ жизни.
Исследования швейцарских ученых продемонстрировали, что высокая спортивная подготовка положительно сказывается на академической успешности молодых людей. Впрочем, механизм носит опосредованный характер: хорошая форма улучшает исполнительные функции полушарий, а это, в свою очередь, позитивно отражается на способности оперативно перерабатывать информацию и успешно осваивать учебный материал.
Ученые заключили, что умеренные и высокоинтенсивные аэробные тренировки повышают концентрацию, способность к обучению и долговременную память взрослого населения.
Анализ показал, что спорт оказывал серьезное положительное влияние на:
- усвоение материала и запоминание информации;
- стратегическое планирование и эффективное решение задач;
- общие познавательные способности, требующие внимания и концентрации;
- долговременную и рабочую память;
- беглость устной речи.
Эффект сохранялся минимум полчаса, а порой достигал двухчасового периода после завершения тренировки. Наибольший прирост наблюдался, если занятие проходило перед началом учебной сессии. Отдельные единичные тренировки, пусть и непродолжительные, также давали ощутимые улучшения в интеллектуальных показателях. Подобный результат, по мнению ученых, объясняется увеличением притока крови к мозгу, повышением пластичности нейронов и выработкой гормона дофамина.