Корпоративный коучинг – нужен ли вашему бизнесу коуч
Коучинг – это инструмент, который помогает личностям знакомиться со своими уникальными природными данными и сильными сторонами, совершенствоваться, ставить цели и достигать их. Применяется этот инструмент и в бизнес-среде – корпоративный коучинг, основываясь на бизнес-потребностях и текущем положении вещей в компании, дает ценную обратную связь лидерам и командам, руководствуясь которой компания выходит на иной уровень деятельности, поднимаясь на все новые и новые высоты. О корпоративном коучинге, повышающем эффективность работы компании и улучшающем качество работы сотрудников, и пойдет речь в этой статье Академии социальных технологий.
Что такое корпоративный коучинг
Корпоративный коучинг или бизнес-коучинг – это вид консультирования, который помогает раскрывать талант и потенциал сотрудников в соответствии с ценностями компании, что будет гарантировать плановое развитие бизнеса и его успех.
Работа коуча не похожа на бизнес-тренинги и семинары – она заключается в открытом диалоге с клиентом, а не прямой передаче знаний. Эксперт, задавая вопросы и слушая клиента, а также считывая невербальные проявления, заостряет внимание клиента на тех моментах, которые тормозят его развитие. Коуч ведет себя подобно зеркалу, помогая идентифицировать проблемы и разобраться в происходящих процессах.
Дело в том, что человек лишь в редких случаях способен объективно оценить себя самого, эксперт же создает условия, в которых клиент, основываясь на собственном жизненном и профессиональном опыте, получает доступ к полной картине, расширяя видение и мышление. С этого-то и начинается путь самосовершенствования – человек изучает грани своего потенциала и фиксирует убеждения, которые не дают раскрыться на 100%, а также сильные и слабые стороны, не позволяющие получать стабильный результат.
В ходе этой работы клиент понимает, какие личные особенности и каким образом воздействуют на то, как он проявляет себя в решении рабочих вопросов. Таким образом, личное развитие благоприятно влияет на саму компанию и приносит пользу команде, которая выражается в конкретных финансовых результатах и бизнес-показателях.
Варианты корпоративного коучинга
Как правило, корпоративные коучи работают с представителями топ-менеджмента и высшего руководящего состава, ключевыми сотрудниками и подразделениями компании. Выделяют следующие виды корпоративного коучинга:
Коучинг руководителей или executive-коучинг – проводится для руководителей высшего звена, владельцев бизнеса, а также сотрудников, которые определяют видение и цели организации. Как правило, сессии посвящаются вопросам улучшения навыков менеджмента и развития лидерских компетенций.
Командный коучинг – коуч работает с коллективом, фокусируясь на повышении эффективности совместной работы и сплочении команды. Сотрудники осознают техники конструктивного общения, управления конфликтами, учатся получать и давать обратную связь. Кроме того, этот вид коучинга будет уместен для коллективов, столкнувшихся с проблемами, например, саботаж изменений среди отдельных сотрудников.
Конечно, приведенные выше варианты корпоративного коучинга – весьма условны, так как в некоторых случаях применяется микс видов, гарантирующий достижение желаемого результата. О том, как и в каком формате будут проходить сессии корпоративного коучинга, эксперт договаривается с заказчиком предварительно. Например, для руководителя будут уместны индивидуальные встречи, а для команд – групповые собрания, с возможностью обсуждения отдельных вопросов один на один или в малых группах.
Зачем компании обращаются к корпоративному коучингу
Внимание к вопросам развития персонала – не новая тенденция для бизнеса. В условиях дефицита профессионалов, а также роста расходов на подбор, найм и адаптацию нового персонала, раскрытие потенциала уже трудоустроенных в компанию сотрудников становится важнейшей задачей.
Добавим, что события последних трех лет, вызвавшие турбулентность на рынках, свидетельствуют о том, что желание сохранять статичность воздействует на бизнес губительно – глобальная трансформация внешней среды требует симметричных действий. В противном случае компания не только утратит достигнутые позиции, но и окажется на грани краха. Не приведутк успеху и необдуманные скоропалительные решения, которые в спешке и беспокойстве часто принимают собственники. Однако полагаться на собственное чутье или сформулированное когда-то видение в нестабильных ситуациях – крайне опасная затея.
Правда заключается в том, что каждый руководитель сталкивается со сложностями и трудноразрешимыми загадками, только вот обсудить их практически не с кем. Подобные диалоги с подчиненными способны уничтожить авторитет, а обращение к статьям и бизнес-литературе даст методологию работы с кризисами, но не рабочие предложения, которые позволят нормализовать ту или иную конкретную ситуацию. Тогда на помощь приходят коучи – в пространстве безопасного диалога с экспертом клиент получает необходимое видение для создания стратегии преодоления трудностей и ее внедрения. Происходит это за счет работы с мышлением, а также трансформации модальности восприятия действительности, основанной на проблемах и сложностях, на модальность возможностей и роста.
Работа с коучем в подобных обстоятельствах становится катализатором и личного развития руководителя, и развития бизнеса.
Но не только лидерам требуется корпоративный коучинг! Сотрудники и команды, которые они формируют – двигатель прогресса, к которому стремится компания, а значит, развитие потребуется и им. Применение техник командного коучинга поможет воздействовать на коллектив, побуждая сотрудников выходить за рамки своих ролей, стремиться к плодотворному сотрудничеству и вкладываться в результат. Корпоративный коучинг для команд используется для оттачивания навыков совместной работы, управления конфликтами и поддержания должного уровня мотивации.
Кроме того, эта социальная технология прольет свет на проблемы, которые иногда появляются в коллективах. В частности, в пространстве коуч-сессий станут видны силы сопротивления, которые не дают бизнесу достигать целей, например, разночтения в целях и ценностях или сопротивление трансформационным процессам, вызванное страхом перемен.
Как корпоративный коучинг помогает бизнесу
Этот вид коучинга помогает бизнесу раскрыть потенциал коллектива, ведь компанию к успеху приводят не отдельные таланты и гении, а сильные команды с развитыми профессиональными компетенциями и сильными soft skills. Так, сессии корпоративного коучинга помогают бизнесу:
- Снизить сопротивление трансформационным процессам и поддержать изменения, например, внедрение новой стратегии.
- Повысить осведомленность сотрудников о своих сильных и слабых сторонах.
- Развить дефицитные навыки сотрудников, чтобы достигать больших показателей.
- Повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников.
- Развить лидерский потенциал и гибкость.
- Развить эмоциональный интеллект сотрудников.
- Вдохновить сотрудников на достижение видения и целей, которые перед собой ставит бизнес.
- Обучить сотрудников техникам поддержания баланса работы и личной жизни, а также методам противодействия стрессу и инструментам саморегуляции.
Использование этого инструмента приводит к трансформациям, которые прямо влияют на результативность компании. Например, организации, не игнорирующие корпоративный коучинг, могут быть уверены в том, что прилагают достаточно усилий для повышения производительности команды и развития ее потенциала. Кроме того, как правило, в таких коллективах царит сильная культура командного духа и сотрудничества, где персонал с готовностью делится собственными идеями и предлагает варианты совершенствования бизнес-процессов.
С какими запросами приходят к бизнес-коучам
Расскажем о некоторых из вариантов запросов, связанных с разрешением проблемных вопросов деятельности компаний, с которыми работают корпоративные коучи:
- Определение путей роста. Коуч помогает выявить пробел между текущим положением вещей и желаемой перспективой, благодаря чему у бизнеса появляется стратегия и план ее внедрения. Во время этой работы нередко обнаруживаются личные проблемы руководителя, которые мешают продвигаться к цели. Тогда усилия также направляются на раскрытие личного потенциала клиента, который даст импульс и развитию бизнеса.
- Прояснение истинных ценностей. Случается, что сотрудники испытывают разрыв между личными ценностями и корпоративным видением. В таких случаях коуч помогает пройти через процесс согласования личных и корпоративных ценностей.
- Развитие soft skills. Коучинг повышает самосознание и учит саморегуляции – в ходе сессий клиенты понимают, каких социальных навыков им не хватает, чтобы преуспевать.
- Падение результативности. Корпоративный коуч поможет командам преодолевать трудности, чтобы сотрудники смогли эффективнее сотрудничать, продуктивнее работать и достигать поставленные цели в срок.
- Нарушение командной коммуникации. Проблемы с коммуникацией и конфликты способы привести к падению командного духа и снижению производительности, что пагубно сказывается на результативности компании. Корпоративные коучи проанализируют атмосферу в команде, выявят скрытые и укажут на явные конфликты, а также поспособствуют созданию среды, в которой сотрудники смогут объясниться и продвинуться на пути понимания друг друга.
- Дефицит обратной связи. Конструктивная обратная связь – важнейший элемент командного развития, решения сложных задач и улучшения производственных результатов. Корпоративный коуч поможет наладить процесс регулярного обмена обратной связью как между руководителями и подчиненными, так и на линейном уровне, чтобы команда смогла поддерживать конструктивный диалог.
- Восстановление морального духа. Иногда команда теряет энергию, а сотрудники перестают верить в успех, утрачивая стимул к действиям. Корпоративный коучинг обнажит проблемы, вызвавшие такую реакцию, а также предложит инструменты для повышения вовлеченности персонала.
Задачи корпоративного коуча
Коуч не дает готовых решений и советов, а создает условия, в которых клиент самостоятельно находит решения. Дело в том, что озвученные третьей стороной рекомендации, как правило, не работают – для того, чтобы человек встал на путь изменений потребуется осознание и правильное целеполагание. Поэтому в задачи корпоративного коуча, в первую очередь, входят две составляющие: слушать и анализировать сказанное клиентом. Впрочем, внимание уделяется и тому, о чем человек не говорит, но проявляет с помощью языка тела.
Сопровождая клиента на пути осознания, коуч задает вопросы, размышления над которыми позволяют клиенту посмотреть на ситуацию под другим углом, например, обнаружить раннее недоступные решения или трансформировать восприятие обстоятельств. Когда речь заходит об изменении поведения или мышления, коуч предлагает действенные техники и упражнения для обучения новому в безопасной среде. По мере включения новых привычек в повседневную рутину, коуч помогает клиенту оценивать собственный прогресс, что только укрепляет мотивацию к самосовершенствованию.
Резюмируя изложенное в этой статье, отметим, что корпоративный коучинг – действенный инструмент для повышения эффективности бизнеса, что в конечном счете приводит к увеличению прибыльности и конкурентоспособности компании. Эта технология также помогает развивать профессиональные компетенции и личные навыки, в том числе лидерские, гарантирующие рост благополучия сотрудников и уровня удовлетворенности работой.
Конечно, корпоративный коучинг – не волшебная палочка, способная решить все проблемы компании. Однако системная работа по организационному развитию гарантирует плановое развитие бизнеса и его жизнестойкость даже в самые трудные времена.