Бизнес-модели будущего – как меняются компании в цифровую эпоху
Тотальная цифровизация меняет бизнес – сегодня компании для поступательного развития требуется быть готовой к изменениям и регулярно предлагать новые для рынка решения. Последние три-четыре года показали, что, если организация не готова изобретать себя заново и совершенствовать собственную бизнес-модель, то ее будущее находится под угрозой. О том, каким будет будущее бизнеса и зачем задумываться о том, как менять компанию, уже сегодня, читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое бизнес-модель
Бизнес-модель – это логика, согласно которой выстраивается деятельность компании, направленная на получение прибыли. Она описывает продукты или услуги, целевой рынок и ценностное предложение, отличающее компанию от конкурентов.
Для успеха бизнеса крайне требуется понимание того, что и как продавать, кому и за какую плату, а также ценность этого предложения для потребителей – это и описывается в бизнес-плане.
Кроме того, этот документ определяет требующиеся для старта бизнеса затраты, источники финансирования, маркетинговую стратегию, прогноз доходов и издержек. В некоторых компаниях бизнес-модель также содержит исследования конкурентной среды.
Создание бизнес-модели – обязательное условие для рентабельности бизнеса. Впрочем, выбранную модель стоит периодически пересматривать, чтобы соответствовать требованиям рынка и меняющимся условиям внешней среды. Известен опыт, когда организации после совершенствования стратегического видения, обретают путь к процветанию за счет создания новых источников дохода и оптимизации текущих бизнес-операций. В таких случаях бизнес-модель становится движущей силой, которая помогает трансформироваться с учетом требований времени, и создавать компанию будущего.
Добавим, что наработки, о которых идет речь, также используются для привлечения инвестици.
Типы бизнес-моделей
Расскажем о распространенных типах бизнес-моделей, благодаря которым сегодня достигают успеха предприниматели:
- Розничная торговля – компания – последнее звено в цепочке поставок, так как приобретает продукцию у производителей или дистрибьютеров, а также напрямую взаимодействует с клиентами.
- Производитель – компания отвечает за разработку и изготовление готовой продукции, а также продает товары дистрибьюторам, розничным продавцам или покупателям напрямую.
- Плата за обслуживание – компания взимает с потребителя стоимость за использование услуги в конкретный временной период, что часто регулируется соглашением или устными договоренностями.
- Обслуживание по подписке – компания предоставляет потребителям продукт или услугу, оплату за использование которых требуется совершать регулярно, например, раз в месяц.
- Freemium – клиенту предоставляется бесплатный, но ограниченный доступ к использованию услуги. Доступ к 100 % возможностей или получению премиального сервиса происходит после оплаты со стороны клиента.
- Франшиза – предприниматель приобретает доступ к бизнес-плану, процессам и товарным знакам компании, чтобы самостоятельно продавать продукт или услугу под лицензией. Помимо стартового платежа предприниматель выплачивает регулярные лицензионные сборы.
Бизнес-модели нового времени
Другая популярная бизнес-модель – создание экосистем. Речь идет о работе на нескольких рынках одновременно. Пример такого подхода – интернет-гиганты, управляющие маркетплейсами, сервисами доставки еды из магазинов и блюд из ресторанов, услугами такси, а также ведут бизнесы и в других нишах. Еще один пример – банки, которые помимо традиционных финансовых услуг, предоставляют клиентам другие сервисы: от обучения и развития до возможности покупки квартир в построенных ими же жилых кварталах. Польза такого подхода заключается в снижении расходов на привлечение новых клиентов, а также их удержании за счет преимуществ, которые предоставляют все сервисы компании в сумме.
Кроме того, известна и бизнес-модель по типу экспансии. Возьмем компанию, которая начинает функционировать в одном из городов областного значения. Со временем и при условии успешного развития дел, рынок этого отдельно взятого города становится мал для компании, в результате чего принимается решение об открытии представительств и филиалов и в других городах. Новые точки при этом выдерживают заданный первоначально стандарт, а также внедряют лучший опыт, апробированный конкурентами в городах присутствия. Благодаря правильно выстроенному информационному обмену и установке на рост, совершенствуется вся компания.
Эволюция бизнес-моделей – какие тенденции повлияли на изменение подходов
Серьезнейшее влияние на трансформацию бизнеса оказал технологический скачок и развитие интернет-среды. Только за последние 10-15 лет люди:
- Стали мобильнее – устойчивый и быстрый интернет-сигнал сегодня доступен практически в любом месте и в любое время, что позволяет быстро совершать онлайн-покупки и бронировать услуги. Впрочем, подключены к сети не только люди, но и устройства – гаджеты не только загружают требующуюся для функционирования информацию из интернета, но и взаимодействуют друг с другом.
- Получили неограниченный доступ к информации – 100 % данных, которые могут понадобиться человеку, под рукой в любую минуту времени. Кроме того, развитие облачных сервисов открыло безграничный доступ к хранению личной информации и коллективному использованию информационных массивов.
- Стали налаживать связи через социальные сети, которые используются для общения, взаимодействия и влияния друг на друга.
Кроме того, влияет на то, какой будет бизнес-модель и другие факторы, например, демографические и экономические показатели.
Это открыло и новые возможности для бизнеса, и создало угрозы. Преуспевающий предприниматель сегодня отслеживает технологические изменения, понимает их природу, а также способен просчитывать последствия. Но и не только! Потребуется готовность к переменам и оперативному уточнению бизнес-модели, стратегическая проницательность и смелость. Дело в том, что скорость происходящих процессов теперь такова, что казавшаяся еще вчера свободной ниша, сегодня уже обрела монополиста.
Не менее важно не бояться экспериментов и рискованных решений, которые, даже при неудачном исходе дела, служат источником ценной информации для дальнейшего развития.
Какие навыки требуются предпринимателям для создания эффективных бизнес-моделей
Расскажем о некоторых из навыков, которые помогут идти в ногу со временем:
- Аналитический склад ума – сегодня как никогда требуется уметь собирать и грамотно анализировать большие массивы данных, чтобы понимать, как улучшать бизнес-процессы.
- Навыки решения проблем – в условиях нестабильности крайне важно выявлять проблему и делать адекватные выборы для ее решения.
- Коммуникативные навыки – новое время – это время сотрудничества и кооперации, поэтому взаимодействие как с внешними, так и внутренними аудиториями помогает найти продуктивные решения.
- Управление проектами и командная работа – бизнес становится сложнее – редкая задача обходится без подключения междисциплинарного подхода и создания многофункциональных команд, поэтому так важно уметь грамотно сопровождать ведение проекта и настраивать совместную работу.
Как технологии влияют на параметры бизнес-моделей
Технологии продолжают развиваться беспрецедентными темпами, меняя отрасли, потребности и поведение потребителей. Поэтому сегодня отслеживание этих трансформаций – ключ к сохранению конкурентоспособности.
Расскажем о факторах, которые особенно влияют на устройство бизнеса. Ярчайшая тенденция цифровой эпохи – развитие искусственного интеллекта и машинного обучения. Эти инструменты помогают автоматизировать рутинные бизнес-процессы и улучшить качество клиентского сервиса. Кроме того, использование подобных технологических решений помогает ускорить и оптимизировать сбор сведений, а также увеличить их объем.
И вот почему это важно: информация давно стала новой дорогостоящей валютой, а их аналитика открывает доступ к улучшению процесса принятия решений, понимания потребностей клиентов и выявления новых возможностей. Благодаря этому маркетинговые компании и рекламные материалы говорят на одном языке с целевой аудиторией, а значит работают действеннее и приносят большую отдачу бизнесу.
Добавим также, что имевший место технологический скачок на 180 градусов перевернул способ, с помощью которого клиенты находят и приобретают товары и услуги. В этой связи бизнес укрепляет присутствие в интернете, уделяет приоритетное внимание вопросам репутации и персонализированного взаимодействия с клиентами. И условия этому только способствуют – никогда еще общение с клиентами и инструменты отслеживания их поведения не были такими доступными и легкими в использовании. Кроме того, теперь компании быстрее получают обратную связь и используют эту информацию для совершенствования продуктов и услуг.
Изменился не только формат взаимодействия с клиентами, но и с партнерами. Онлайн-общение и новейшее программные решения экономят время и средства.
Таким образом, новые технологии приносят предпринимателям новые варианты и для привлечения клиентов, и для оптимизации операционки.
Как создать бизнес-модель
Изучим факторы, которые стоит учитывать, открывая новый бизнес или желая перезагрузить действующий. Определение бизнес-модели начинается с изучения целевой аудитории и рынка, а также стоящих перед потребителем проблем. В результате этой проработки компания понимает, на какого потребителя она ориентируется, создает продукт или услугу, соответствующие потребностям аудитории.
Также будет важно изучить потребность и спрос – в противном случае компании не удастся достигнуть обозначенных показателей, вернуть инвестиции и избежать краха.
Кроме того, компании предстоит подумать о рисках и угрозах, которые могут сопровождать бизнес, а также предусмотреть верные способы ответа на возможные сложности.
Бизнес-модель также учитывает партнеров, с которыми будет взаимодействовать компания: поставщиков комплектующих, соисполнителей и других контрагентов. Порядок взаимодействия с ними, стоимость услуг будут сказываться на доходности бизнеса.
Наконец, после формулирования модели потребуется протестировать ее, например, произведя пробный запуск. По итогам этого запуска рекомендуется провести опрос клиентов, который покажет, готовы ли люди платить объявленную цену за предложение компании, а также определит зону для роста. Добавим также, что результаты анализа обратной связи с потребителями и впоследствии стоит использовать для корректировки бизнес-модели и сохранения конкурентоспособности.
Кстати, не всегда будет верной стратегия изобретения велосипеда. Иногда лучше осмотреться и изучить действия конкурентов, а также их недостатки. В некоторых случаях сработает вариант, когда компания, изучив опыт других организаций, проводит работу над ошибками и предлагает потребителям знакомые, но усовершенствованные товары и услуги.