О выгорании и вызовах
У коллеги – выгорание. Не могу, говорит, уже на этот чертов консалтинг и этих клиентов смотреть, всё достало.
А я его помню зажигалкой-энтузиастом, и заниматься своим делом пять лет назад ему нравилось.
- Леш, не понимаю, как тебе все это не надоело до сих пор?
- Хм… Ты знаешь, мне кажется, в моем случае все просто. Обучением и консалтингом занялся в 2001-м, и довольно быстро сформулировал такие принципы:
Никакой узкой продуктовой специализации. Работаю с теми нишами, где нужна помощь.
Каждый год придумываю минимум одну новую услугу (в реальности – намного больше).
Постоянно, в фоновом режиме, захватываю новые рыночные ниши.
Так и работаю больше двадцати лет.
Были проекты с застройщиками и риэлторами, нефтепродуктами и IT-разработкой, оборудованием для грузовых автосервисов и домашнего винокурения, водогрейными котлами и железобетонными изделиями, земельными участками, безрамным остеклением и детскими развивающими центрами, ювелирными изделиями, развитием коммерческой недвижимости, рекламными услугами и еще с толпой клиентов из совершенно разных ниш, вплоть до продвижения роботов-продавцов.
Каждый проект – вызов за неделю/день/час въехать в нишевую специфику так, чтобы после твоего вмешательства клиенту похорошело, а не наоборот.
Плюс – прямые эфиры на интернет-телевидении.
Плюс – экспансия сразу в несколько смежных сфер:
обучение публичным выступлениям, продажам, переговорам и управлению персоналом, построение отделов продаж, малобюджетная креативная реклама, траблшутинг, консалтинг, медиация, психология, встраивание навыков и способностей, и так далее и тому подобное.
Такой стиль работы заставляет регулярно учиться, постоянно разрабатывать и перетряхивать свой инструментарий, и в принципе не дает расслабиться голове.
А коллега как пять лет назад оказывал одну и ту же ускоспециализированную услугу по стандартному шаблону, так и сейчас делает.
В очередной раз убеждаюсь – в интеллектуальных услугах узкая специализация – зло.
Да, наверно, с ней можно зарабатывать больше. Если десять лет делаешь проекты только в конкретной нише, рано или поздно станешь в ней «номером 1».
Но только ли в деньгах дело? А не начнет тошнить от них в какой-то момент?
Почему этот нюанс в бизнес-планы не включают?
Рентабельность, отдачу на инвестиции и миллион других параметров считаем, а самый важный – «что делать будем, когда это дело достанет хуже горькой редьки» – нет.
Конечно, бросаться из крайности в крайность тоже не фэншуй. Я не имел в виду, что надо продавать проекты по ремонту квартир, если ты всю жизнь разрабатывал сайты и ремонтировать квартиры не умеешь.
Просто магистральная специализация по принципу «в ее жизни была одна любовь – моряки» оставляет больше простора для диверсификации, развития и ежедневного вызова.
А выгораем мы нередко именно из-за отсутствия вызовов, то бишь из-за недостатка в формировании новых нейронных связей.
Конечно, это не единственная причина проблемы, но из тех, что влияют на жизнь вдолгую, стратегически, – одна из самых важных.