Личность и ее трансформация в ИИПТ (интенсивных интегративных психотехнологиях)
Личность — сложная многоуровневая система коммуникации, биоэнергоинформационного обмена со средой; именно качество коммуникации определяет уникальность каждой отдельной личности. В целом, потенциал развития человеческой личности предполагает ее полную открытость и свободу обмена, накопления, перераспределения всех возможных видов энергии и информации.
Нарушения, конфликтные зоны личности — это зоны, в которых нарушено общение, свободное течение естественных процессов. Следовательно, прогрессивным путем развития личности будет путь уменьшения раздробленности, внутренней непротиворечивости, движение к целостности. Увеличение раздробленности личности на конфликтующие между собой «субличности» является путем регрессивным, ведущим к ее распаду, поскольку удерживает биологическую и психическую энергию во внутренних конфликтах, вследствие чего личность оказывается как бы «выключенной» из естественной коммуникации с миром, социумом.
Основными процессами в функционировании психической реальности являются процессы организации, т. е. образования новых структур. Уровень организованной сложности, количество взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека, как саморефлексируещей целостной системы, возрастает в ходе эволюции.
Поскольку психика является самоорганизующейся динамической системой, адекватным описанием ее может быть только процессуальное описание. Процессы развития и функционирования в самоорганизующихся системах тождественны. Это означает, что психика имеет качество трансформации, внутреннего изменения как инвариантное, имманентно присущее ее существованию. Рассмотрим подробнее внутреннюю структуру личности.
Личность состоит из совокупности подсистем, которые обозначаются «Я». Подсистемы «Я» обозначаются как «я». Это устойчивые констиляции, сгустки человеческого опыта, формы, с которыми человек идентифицируется.
Среди этих идентификаций выделяется два класса:
- биогенетическая самоидентификация
- социогенетическая самоидентификация или «Я» отождествление.
Среди биогенетического «Я» отождествления ядерным является представление о собственной телесности. К социогенетической — базовая самоидентификация, которая включает в себя видовую, кастовую, социально-этническую. Вторичное самоотождествление касается статусов, которые занимает человек, ролей, которые выполняет человек, и некоторых общих характеристик, качеств личности с которыми осознание идентифицируется.
Подсистемы «Я» — «я» идентификации отличаются между собой:
- по содержанию:
- по значимости и объему занимаемого пространства в структуре личности;
- мерой устойчивости.
Личность не знает до конца внутреннего пространства самоидентификации и реальное «Я» занимает меньшее пространство чем «Я» потенциальное.
На первом этапе изменения личность движется к потенциальному «Я». Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности.
Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива трансформации. Реализуется кризис стабильности. Все есть, но невыносимы само постоянство и стабильность. Именно это состояние вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность в изменении. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны заявляет о себе тенденция к хаосу, дестабилизации. Личность, которая "застревает" в кризисе стабильности сила эволюции (или сила хаоса, изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (психодуховный кризис).
Когда при достижении «Я потенциального» личностью осознается потребность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она целостна. Остается единственная возможность трансформации — через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не Я».
Любому «Я» в человеческом сознании, в том числе и бессознательной его части существует противоположная структура, которую можно обозначить как «не Я». Личность представляется как "уникальная мозаика дуальностей", а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не Я».
Трансформация и дальнейшая эволюция личности приводит в поход в «не Я», и этот поход сопровождается разрушением границы между «Я» и «не Я», в результате которого образуется третье пространство внутри личности, которое обозначается, как «Равностность» или неотождествленность.
Смысл интеграции и терапии в ИИПТ заключается не в том, чтобы поворачивать колесо «Я — не Я», а в том чтобы полностью слить пространство между «Я и не Я» в зону «Равностности», осознать конфликт между «Я и не Я», «Так» и «Не так», и открыто принять то, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлексируемо, что дает человеку вместо жесткого ограничения гибкий выбор.
Проворачивание колеса «Я — не Я» не имеет смысла, потому что жесткая бинарная структура личности остается, меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Из точки «Равностности» возможно входить и в «Я» и в «не Я», и когда большое количество значимых фрагментов «Я» и «не Я» сливаются в пространстве «Равностности», остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается, как самая благородная самоактуализация в социуме.
Кризисное состояние личности — определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. Кризисное состояние также обуславливает дисбаланс нервно-психического и соматического состояния клиента.
Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека: 1) соматическом;
2) нервно-психическом; 3) дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности; 4) социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.
Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.
Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.
В работах физиолога Г.И. Косицкого показано, что стресс развивается по определенным закономерностям, проходя через ряд определенных этапов.
Первая стадия - мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью, - нормальная рабочая стадия. Мобилизируя ресурсы психики, человек может адекватно справиться с возникшей проблемой. Можно сказать, что в этом случае стресс выполняет роль наиболее быстрого и эффективного приспособления к изменившимся условиям, высокие нагрузки приводят к тренировке организма.
Вторая - фаза «стенической отрицательной эмоции» развивается в случае, если проблема осталась неразрешенной вследствие недостаточной мобилизации ресурсов, недостаточной внимательности на первой стадии. Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия.
Третья фаза - «астенической отрицательной эмоции». Возникают отрицательные эмоции, носящие астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.
Последняя стадия - невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию стойких органических нарушений.
Последние три стадии входят в зону «НЕ ТАК». Зону «ТАК» и «НЕ ТАК» на стыке перекрывает зона «И ТАК Тоже».
Именно в зоне «И ТАК Тоже» у каждого человека живет внутренний философ, или гениальный психотерапевт, уже хорошо осознавший и принявший мир во всем его разнообразии и выработавший драгоценное качество Равностности.
Смысловые ряды, связанные с зонами «ТАК» и «НЕ ТАК» можно представить следующим образом:
ПОЗИТИВНЫЙ КОНТЕКСТ:
РАССЛАБЛЕНИЕ — ВЕРА — СОЗЕРЦАНИЕ — ЛЮБОВЬ ИЛИ БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ — РАСШИРЕНИЕ СЕНСОРНЫХ БАРЬЕРОВ — РАЗТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ И ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ — ТРАНСЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ " УСПЕХА"-
НЕГАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ :
НАПРЯЖЕНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ) — НЕДОВЕРИЕ — КОНТРОЛЬ — СТРАХ — СУЖЕНИЕ СЕНСОРНЫХ БАРЬЕРОВ (НЕАДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА РЕАЛЬНОСТИ) — ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ — ТРАНСЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ "ЖЕРТВЫ"
Зона «НЕ ТАК» является плодотворной с точки зрения личностного роста, в случае, если будет сформирована установка личности на подробный ее анализ и интеграцию. По мнению гениального русского психолога ХХ-го века Л. С. Выготского, кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Это полностью соответствует представлениям интенсивных интегративных психотехнологий.
Техника холотропного дыхания является наиболее органичной и безопасной для создания стрессовой ситуации, в ходе которой возрастает уровень энергии, и возможно, при соответсвующем уровне внимательности, совершить те эффективные действия, которые приведут к разрядке напряжения между конфликтными зонами внутри личности, долгие годы существовавшие в психике человека и искажавшие ее нормальные взаимоотношения с миром.
В ходе эмпирической холотропной работы выясняется, что дисбаланс личности, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием внутриличностного конфликта. Причиной подобного конфликта могут быть события из личной истории клиента, или иметь более глубокую, трансперсональную природу. Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по-разному: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием «энграмм». Ст. Гроф, как указывалось выше, ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.
В ходе холотропной работы клиент обнаруживает причину, точку в развитии личности, в которой произошел ее внутренний «раскол», в которой создалась некая «стена» между зонами «ТАК» И «НЕ ТАК», в которой развитие возникшего в тот момент стресса пошло по деструктивному для личности пути. Переживание регрессии к этой точке делает возможным направить развитие стресса по пути активной мобилизации сил и внимания на разрешение проблемы. Это и достигается в холотропной терапии созданием поддерживающего контекста для любых возникающих переживаниях дышащего, доведением их до точки предельной интенсивности. Функция психолога во время дыхательного процесса — следовать за характером переживаний клиента, усиливать проявляющиеся процессы и ощущения, способствовать их полному переживанию и проявлению.
Часто переживания, ситуация сопряжены с сильной болью и интенсивными негативными эмоциями без всякого адекватного внешнего воздействия. С одной стороны это говорит о том , что травматический материал поднят из бессознательного, с другой — эти негативные эмоции и сильная боль предстают с интенсивностью, превосходящей пережитое клиентом сознательно. Когда природа и интенсивность сознательного переживания совпадает с бессознательным проблема решается, ситуация теряет негативность и становится частью опыта. Но в том случае, если она переживается во всей целостности психического опыта.
Ряд терапевтических механизмов имеющих место в процессе использования ИИПТ аналогичен известным из традиционных психотерапевтических подходов. Среди них можно выделить процессы отреагирования (катарсиса), эмоциональные и интеллектуальные инсайты, касающиеся личной истории и возникающие при повторном их проживании, а также терапевтический механизм переноса. Эти механизмы в процессе терапии имеют тенденцию интенсифицироваться, и претерпевают некоторые качественные изменения.
Как правило, столкновение с базисным опытом переносится гораздо тяжелее и болезненнее, чем дискомфорт от симптомов в повседневной жизни, хотя здесь много одинаковых элементов. Но зато эта стратегия предоставляет возможность радикального и стабильного разрешения, а не просто подавляет и маскирует подлинные проблемы. Подход значительно отличается от аллопатических стратегий медицинской модели. У него есть параллель в гомеопатической медицине, где основные усилия направлены на выделение существующих симптомов для мобилизации подлинных самоисцеляющих сил в организме.
Последнее замечание С. Грофа заслуживает особого внимания. Интенсивные интегративные психотехнологии в целом, и в особенности метод холотропного дыхания, исходит из вышеуказанной предпосылки о существовании самоисцеляющих сил психики, как самоорганизующейся динамической системы.
Психопатологические проблемы эффективно искореняются не через облегчение эмоциональных и психосоматических симптомов, а через их временное усиление, полное переживание и интеграцию.
Еще раз хочется подчеркнуть, что именно эффективность интеграции обеспечивает окончательное разрешение внутриличностного конфликта. Исходя из вышеописанных концептуальных схем, интеграция является разрушением барьера и обьединением ранее противопоставленных зон психики («ТАК» — «НЕ ТАК, «Я» — «НЕ Я») в единое поле сознание, пространство равностности («И ТАК ТОЖЕ»).