Дидактические исследования инновационных практик корпоративного образования
В статье "Дидактические исследования инновационных практик корпоративного образования" рассмотрены вызовы, которые стоят перед развитием дидактики в условиях современной корпоративной образовательной практики: вызовы полисубъектности, «некогнитивных» видов образовательного опыта, связности и сложностности дидактической теории.
Опора на целостный опыт, «живое знание» принципиальны для воспитательного потенциала практик корпоративного образования. Образовательные инновации рассмотрены как становление и развитие культурных образцов в образовании. Инновационные практики корпоративного образования недостаточно исследованы с позиций дидактического знания, в то время как они представляют собой поле для расширения проблематики дидактических исследований. Это поле включает «растворенные» формы образования, а также анализ новых феноменов и понятий. Выделены несколько типов ситуаций корпоративного образования, в которых развиваются инновационные образовательные практики. К ним относятся ситуации «порядка» (когда процессы зафиксированы в правилах), ситуации «упорядоченности» (когда процессы упорядочены, но происходят по сложным правилам), ситуации «высокой сложности», когда число и изменчивость значимых факторов принципиально превышает возможности анализа, ситуации «хаоса/неупорядоченности», где нет устоявшихся практик, которые можно фиксировать, их необходимо создавать и стабилизировать, выходя из ситуации неопределенности.
Многоукладность образования определит важную черту дидактики XXI века — ее вариативность — применительно к разнотипным образовательным ситуациям и практикам. Инновационные практики корпоративного образования — важная составляющая перспективных дидактических исследований XXI века.
Скачать статью >>