Общедоступная магия, персональный миф и театр внутреннего искусства
"Истинное обновление заключается в отдаче себя во власть мифа". Ежи Гротовский
Общедоступная магия, персональный миф и театр внутреннего искусства
Основа мира - единая глубина бытия и психики. В этой глубине происходят процессы и действуют структуры, порождающие случайности и обстоятельства жизни.
Эта глубина практически недоступна обыденному состоянию сознания, хотя непременно присутствует в душе и жизни каждого человека. Именно она наполняет жизнь самым главным: случайностями, переменами, событиями и совпадениями, чувствами, желаниями, переживаниями. Именно она располагает обстоятельства вокруг нас и располагает нас тем или иным образом по отношению к обстоятельствам. Именно она определяет наши стремления, наши полеты и падения, нашу судьбу.
Мы по праву считаем и иногда называем эту глубину магической образующей жизни.
Представления о том, что именно эта глубина порождает и преображает реальность - соответствуют современной естественнонаучной картине мира, в которой вселенная – единый, целостный квантовый объект всех форм материи и сознания. Величайший и мудрейший знаток психики – К. Г. Юнг – утверждал: «все магическое – психологическое» - и описывал наш мир как систему «чудесных», синхронистических связей материи и сознания. В этой системе события жизни могут изменяться состояниями сознания связанных с этими событиями людей.
Человек, подключившийся к глубинной основе бытия и психики, может «магическим» (= психологическим) образом менять свою и не только свою судьбу, силой своей психики воздействовать на настроения и мысли других людей, а также на объекты и процессы материального мира.
Иными словами: осознанно или неосознанно подключаясь к глубине, мы все «шаманим», хотим этого или не хотим, знаем об этом или не знаем.
Вышеупомянутая «общедоступная магия» - не эксклюзив, а реализация предустановленной в психику каждого человека возможности соединения с «магической» основой бытия и психики. Мы видим, как действует эта возможность, когда «обыкновенный человек» индуцирует счастливые совпадения или «преследующие» его неудачи. И эти неудачи или везения - ни что иное, как ответ «пространства», «трансперсонального поля», жизни, судьбы, Духа - на выстроенную конфигурацию душевной глубины счастливчика или неудачника.
Конечно, если мы опишем «магическое» влияние на обстоятельства и случайности в событийно-фактических терминах, то с вульгарно - материалистической позиции оно может показаться псевдо - духовным шарлатанством. Однако же, с точки зрения современной науки это влияние достоверно, естественно и понятно.
Выдающиеся мыслители и практики цивилизации тысячелетиями посвящали людей в учения о единой глубине бытия и психики и разрабатывали инструменты соединения с ней. Многие из подобных инструментов можно приобрести и сейчас.
Следует, однако, крепко знать и серьезно учитывать, что полезным и удовлетворяющим может быть только «честное», естественное. Соответствующее природе - мира, организма и психики. Столь же естественное, как вкусная и полезная пища, чистая вода, свежий воздух, вдохновенный образ жизни. Противоестественный, «нечестный» (в том числе, «сверхъестественный», использующий «магические инструменты») взлом – или разлом - реальности приводит к катастрофическим последствиям.
Естественная, достоверная, парадоксальная, метафорическая правда о единой магической глубине бытия и психики – а также и возможность, и путь соединения с ней – миф.
Давайте заметим и отметим: все значимые события и перемены жизни – последствия того, что происходит на глубине, в пространстве мифа. Некоторые индивидуумы действуют, подобно героям Курочки Рябы и получают соответствующие результаты. Любовь воскрешает и превращает в прекрасного принца готового погибнуть ради этой любви монстра. Совершающий путешествие героя - восхождение на новый уровень своего Я и жизни - будет успешен, если сможет выстроить дружеские взаимодействия с демонами и помощниками своего мифа. Миф того или иного человека может совпасть или не совпадать с общеизвестным, но в любом случае является персональным мифом данной личности - внутренним порталом соединения с глубиной, условием и средством магических свершений
Миф не только повествует о глубине, но приглашает, провожает, погружает в нее, превращает человека в неотделимую от целого часть магической основы мира.
Условие погружения и превращения – пребывание пребывающего в состоянии ритуала. Ритуальные инструменты упомянутых превращений применяются с древнейших времен и до наших дней. Глубокая искренняя молитва, религиозные обряды, камлание, медитации, практики, выполняемые в местах силы. Человек может в состоянии ритуала войти в миф и стать одним из его обитателей – наряду с «ангелами», «духами», «демонами», языческими божествами – субличностями и архетипами - могущественными, прозорливыми и своенравными сущностями глубины бытия и психики. И - таким образом - получить невероятные магические возможности со-созидания событий и случайностей, настроений и обстоятельств.
Разумеется, магические возможности ритуальных инструментов реализуются только тогда, когда использующий их человек воистину соединен с глубиной бытия и психики. Признаки этого соединения – противоречащая вульгарному материализму, но несомненная, несокрушимая вера в действенность применяемого инструмента – и восприятие ритуальных действий как естественных, правильных, само собой разумеющихся.
С древних времён спонтанные постановки, участники которых импровизировали сюжеты совершаемых действ и свои роли по вдохновенному порыву духа, были не просто мифическими повествованиями о единой магической глубине бытия и психики, но прецедентом совместного, честного, ритуального пребывания на этой глубине. Мистерии древности, духовно-мистические хеппенинги Гротовского, конфессия Якова Леви Морено, в которой «театр спонтанности продолжает начатое Богом сотворение мира» - ярчайшие и замечательнейшие примеры.
Ритуальные пути погружения в миф и превращения в его обитателя - уникальные для каждой постановки Спонтанного Театра Внутреннего Искусства - создаются участниками постановок непосредственно в ходе вдохновенной, инспирированной из глубины импровизации.
При этом, участники постановок не считают происходящее с ними странным, сверхъестественным или недостоверным. Подобно участникам мистерий древности или хепенингов Гротовского, они воспринимают свои состояния и действия как само собой разумеющиеся, несомненные последствия целостного, адекватного пребывания в пространстве мифа
Участники постановок «театра субличностей и архетипов» погружаются в пространство персонального мифа играемого. По чудесному совпадению - невероятному для обыденности, но непременному для магической глубины - в этом пространстве разворачиваются и благополучно завершаются истории персональных мифов играющих. Ритуальные инструменты персональных мифов – сюжет постановки и вдохновенно импровизируемые роли действующих в этом сюжете сущностей – открывают каждому участнику действа путь на глубину. И этот путь – сюжет постановки или исполняемая в ней роль – оптимален и даже беспрецедентен для каждого пребывающего в пространстве данного мифа.
Участники мистерий в состоянии ритуала создают воплощаемый на сцене миф – и уже в процессе его создания являются его частью.
Участники хепенингов создают или творчески трансформируют сегменты своих персональных мифов.
Иными словами - участники постановок Театра Внутреннего Искусства выстраивают из мифической, магической глубины свое и не только свое настоящее и будущее, то есть, чудесным образом творят чудеса своей судьбы