Семейное образование – о плюсах и минусах учебы дома
Классическая школа с характерной регламентированностью, строгостью преподавательского состава, значением оценок, домашних заданий и контрольных часто подрывает познавательный интерес ребенка. В редкого школьника не вселяет страх и дискомфорт очередной понедельник и, конечно, в этих условиях новые знания уже не дарят радости случившегося открытия. Для родителей, которые готовы инвестировать ресурсы и готовы к смелым решениям, доступен вариант семейного или домашнего образования. О том, кому и в каких случаях подойдет такая форма образования, ее плюсах и минусах, откровенно рассказала эксперт кафедры «Тьюторство» Наталья Хомченко.
Что такое семейное образование
В нашей стране доступно образование как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций. В первом случае речь идет об очной, очно-заочной и заочной формах, а во втором – о семейном образовании или самообразовании.
Семейную форму не стоит путать с индивидуальным обучением, когда ребенок учится в учреждении, но по ряду причин не может осваивать программу с остальным классом – учителя преподают ребенку предметы школьной программы один на один. Переход на такую форму возможен после прохождения комиссии и получения соответствующего заключения.
Расскажу и о том, чем семейная форма обучения отличается от заочной. При заочной форме обучения ребенок прикреплен к школе, но не посещает занятия в регулярном режиме, при этом он сдает промежуточные аттестационные работы по плану, согласованному администрацией и родителями. Это могут быть еженедельные контрольные, четвертные или полугодовые контрольные работы, а может быть аттестация по каждому предмету только один раз в год. При этом само обучение может проходить со сторонними учителями, либо самостоятельно.
Подчеркну, что индивидуальное обучение организует школа, а семейное – родители. Чтобы учиться в семье достаточно желания родителей и согласия ребенка – заключение особой комиссии в этом случае не требуется. Несмотря на то, что ребенок учится по собственному индивидуальному маршруту, промежуточные и итоговые аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) – не отменяются. На время аттестаций ученик прикрепляется к школе, а освоение программы следующего класса начинается на основании оценок.
Как уведомить о семейном образовании
Чтобы совершить переход на семейное обучение достаточно предоставить заявление в районный отдел образования или другие органы управления образования, а также уведомить школу. Желательно совершить эти действия до начала учебного года.
Когда стоит задуматься о том, чтобы учиться дома
Начну с того, что учеба начинается еще до наступления школьного возраста. Инициирует этот процесс позиция родителя – размышления о природе и сути образовательного процесса, переосмысление собственного опыта. Первыми же шагами в обучении становятся те навыки, даже бытовые, которые родитель передает ребенку – и это происходит до возраста 6-7 лет, когда дети отправляются в первый класс.
Распространены два варианта перехода на домашнее обучение: минуя школу и после того, как ребенок уже некоторое время поучился в образовательном учреждении. И это будут два разных типа взаимодействия с процессом обучения в дальнейшем – сам факт посещения школы влияет на то, как будет строиться образовательный процесс и отношение к учебе. Дело в том, что детям после школы требуется «расшколивание» – переосмысление образовательных ценностей. Стандартные школы постулируют, что оценки, контрольные, домашние задания – это то, ради чего приходят в класс. В итоге дети не стремятся получать новые знания, а работают на дневники и оценочные ведомости. Конечно, известны школы, где этот подход уже переосмыслен, но для большинства школ описанная картина характерна и жива.
Добавлю, что школа способна стать большим ресурсом и открыть перспективу перед ребенком, если родитель вовлечен в образовательный процесс. А вот, если не сложилось со школой, учителями и одноклассниками, да и альтернатив нет, то доступен вариант семейного образования. Таким образом, когда начинать учиться дома и стоит ли это делать, решает сама семья.
Семейное обучение, минуя школу
Родители, знающие об опции семейного обучения, в момент достижения ребенком школьного возраста, задумываются о том, есть ли у них ресурс, чтобы оставить ребенка дома. Помимо времени, потребуются финансовые и моральные ресурсы, да и внутренняя готовность. И если родителей это не пугает, то семейному обучению быть.
Семейное обучение не предполагает оценок – ребенок учится ради знаний, что предполагает осознание того, что мотивирует ребенка. Задача родителя здесь понять как собственные внутренние смыслы, так и ценности и интересы ребенка, а также определить, как выстроить программу для семейного образования. И сделать это так, чтобы ребенок понял, для чего нужна учеба, как потом использовать новые знания. И настройка процесса под интересы ребенка – сложная задача, о которую, к сожалению, часто спотыкаются родители.
Кроме того, родителям предстоит привить ребенку навыки, которые, как правило, закладываются в начальной школе:
- Умение учиться.
- Умение планировать собственную деятельность.
- Поиск интересов.
- Рефлексия, анализ и синтезирование знаний и действий – понимание, что и для чего ты делаешь, как эти знания пригодятся в будущем.
К 12 годам, когда формируются соответствующие функции головного мозга, ребенок уже овладевает этими навыками. Однако, эта задача что часто упускается из виду традиционными школами – они и не ставят себе такой задачи. Другое дело, что и не каждый родитель знает и понимает, какие действия требуется совершить. И здесь требуется готовность родителей обращаться за поддержкой, осваивать новые компетенции и, конечно, же учиться процессу организации образования. В этот момент семье на помощь может прийти тьютор, который способен сопровождать процессы, связанные с семейным образованием, а также становление тьюторской компетентности родителей.
Как перейти на семейное образование после школы
Каноническая школа провоцирует ситуацию, в которой ученик принимает значение отсутствующей фигуры – присутствует на занятии, но в процесс не включен. Ребенок отсиживает положенное время – 45 минут, но с внутренней позицией: «А зачем включаться... Осталось 30 минут пересидеть и это закончится, начнется новый предмет. Главное – сдать домашнюю работу, написать контрольную, а прочитать учебник можно и дома». Звучит логично, ведь традиционный подход не учитывает ни интерес ребенка, ни время, которое требуется на разогрев для освоения знаний, ни внезапные творческие мысли.
И тогда в голове школьника появляется мысль: «А зачем это нужно... Пустая трата времени». И происходит это опять же из-за подмены целей: не получить знания, а написать контрольную; не найти собственные интересы – а получить пятерки. Момент, когда ребенок делится этими мыслями с родителями, стоит воспринимать, как сигнал о том, что пора рассмотреть вариант перехода на семейное образование.
Конечно, как уже отмечалось выше, принимать решение стоит после оценки ресурсов, когда будут взвешены все за и против. Не в каждой ситуации будет уместно домашнее обучение, но ведь выбор сегодня велик – доступны онлайн-школы, частные домашние классы, другие варианты.
Задача родителя, ребенок которого уже ходил в школу, усложняется – предстоит снова влюбить ребенка в новые знания; переориентировать процесс на получение знаний; показать, что их можно и нужно адаптировать к жизни. Важно продемонстрировать, что полученные знания пригодятся не когда-нибудь (и, к сожалению, часто приходится слышать фразы: «Да что эта физика – не пригодится ведь даже в жизни»), а уже сегодня!
Добавлю, что семейное образование не исключает обязательных предметов, оценки за которые отражаются в аттестате. Но то, что интересует ребенка, можно и нужно изучать, даже выходя за пределы школьной программы.
Задачи родителя на семейном образовании (H2)
Семейное образование предполагает, что родитель возьмет на себя обязанности выстраивания образовательной программы. И, если в школе над этим работает педагогический коллектив, то родителей эта необходимость часто пугает. Повторюсь, что родитель, имея необходимую поддержку и освоив требующиеся компетенции, способен и на это! Главное – желание выстраивать образовательный маршрут и вовлекаться в него вместе с ребенком. При этом доступны варианты организации этого процесса:
- Учить ребенка самому – тогда родитель становится и организатором обучающего процесса, и учителем. Конечно, здесь нельзя забывать о роли родителя и не допускать смешения этих ролей.
- Организовать процесс совместно с другими родителями – в таком случае группа семей нанимает педагога, который учит детей писать, читать, планировать, анализировать и так далее. Также доступны дистанционные форматы, представляющие собой ту же школу, но на удаленке. Тогда классы формируются из ребят из разных городов и даже стран.
- Приглашение репетиторов и педагогов, специализирующихся в тех или иных предметах и дисциплинах. Этот вариант требует не только финансового ресурса, но и готовности родителя вникать в образовательный процесс, понимать, какие программы существуют и как они компонуются, а также, конечно, уделять пристальное внимание подбору педагогов.
Эти варианты подходят для организации начального образования и первых классов средней школы, а, начиная с 6-7 класса, задача усложняется за счет появления специфических предметов – той же алгебры, или необходимости подготовки к ОГЭ или ЕГЭ.
Предполагается, что в младшей школе ребенок осваивает базовые навыки – умение учиться, и это помогает двигаться дальше – планировать, чему и когда посвящать время; оценивать трудность и объем задач; самостоятельно искать материалы на тему или обращаться за помощью к родителям, если требуется помощь репетитора.
И, в принципе, достижение этого уровня осознанности и самостоятельности говорит о том, что родитель с задачей справился и отлично организовал образовательный процесс.
Теряют ли дети условия для социализации, обучаясь дома
Родители часто задаются вопросом, как компенсировать снижение объема общения и уменьшение количества социальных связей на домашнем обучении – проблема социализации – другое серьезное беспокойство, связанное с этим форматом. Однако, если родители социализированы, располагают широким кругом знакомств, ведут активный образ жизни и в семье постоянно происходят какие-то события, то ребенок социализируется естественным образом.
Да, школа иногда дает дополнительную среду для социализации, но не основную. Понимание того, как взаимодействовать с окружающим миром – закладывается в семье, этому ребенок учится у родителей! Дело в том, что в школе, не в пример семье, количество социальных ролей – крайне мало. И, конечно, стоит учитывать дихотомию интроверсия-экстраверсия – одним детям требуется большее количество людей, а другим – достаточно 1-2 друзей. Для первых школа, конечно, станет средой для проявления, а для вторых – будет только давать лишнюю нагрузку на нервную систему. Поэтому, ориентируясь на психику ребенка, стоит выбирать форму образования и размер класса.
Школой жизнь не ограничивается! Не забывайте о дополнительном образовании: кружках, секциях, студиях. Главное, чтобы эти занятия соответствовали интересам ребенка и содействовали раскрытию талантов. Допобразование делает для социализации ребенка больше, чем образовательная школа. Сравните: 30 детей с неоднородными интересами и ценностями на ближайшие 5-10 лет формируют коллектив, объединенный только местом жительства и именем-отчеством учителя. И вариант дополнительного образования: дети ходят в тот или иной кружок, увлеченные одним занятием, а, значит, их объединяют общие интересы. И вот здесь уже появляется почва для крепкой дружбы. Опять же кружок легко поменять, если не подошел педагог или коллектив, что дает свободу выбора и больший горизонт для налаживания социальных связей. Как правило, на семейном образовании дети уделяют больше ходят в дополнительные кружки и секции.
Как создать условия для семейного образования
Чтобы ребенок увлекся учебой, желателен пример увлеченного взрослого, в противном случае дело пойдет гораздо медленнее и сложнее. Учеба не ограничивается только письменным столом и тетрадкой. Обратите внимание на выездные занятия, образовательные путешествия, экскурсии. Будет полезна любая совместная деятельность и общение с человеком, который любит свое дело. Ребенок, видя горящие глаза взрослого, заражается этой страстью, включается в процесс. А вот где найти таких увлеченных людей – вопрос. Могу только сказать, что дело здесь не в академической степени, а в любви к делу – героем для ребенка способен стать и руководитель туристического кружка, с которыми дети ходили в поход, и соседка, которая увлекается рукоделием.
На этом увлечении, интересе и выстраивается дальнейший образовательный маршрут, который будет легко даваться ребенку.
Когда стоит возвращаться в очную школу
И снова на сцену выходит ресурс родителей. Когда взрослые начинают понимать, что не справляются, когда становится понятным, что задача не выполнена – ребенок не способен обучаться самостоятельно и овладеть этим навыком, находясь дома, стоит возвращаться в школу. Рекомендую также прекращать семейное образование в следующих случаях, когда:
- Нет возможности осваивать сложные предметы самостоятельно.
- Сложно найти квалифицированных педагогов.
- Появляется потребность в специализированных классах, досконально изучающих ту или иную интересующую ребенка дисциплину.
В этих случаях школа дает необходимый ресурс, гарантирующий то, что ребенок поступит в вуз, будет осваивать интересующую профессию.
Подчеркну, что противопоставление детей, обучающихся в школе и дома, видится не совсем уместным. Речь идет о многообразии подходов к получению образования – в каждом из них «зашит» свой ресурс, плюсы и минусы. Стоит рассматривать варианты выбора формата образования, как источник, дающий дополнительную свободу родителям и детям. Добавлю, что государство не ограничивает в количестве раз выбора формата образования – ребенок может в любой момент перейти с очной формы на очно-заочную, заочную либо на семейную и обратно. И это понимание облегчает образовательный процесс, делая задачу получения новых знаний доступнее.