Секреты создания обучающей организационной культуры – практические шаги
Сегодня организации часто вкладываются в создание обучающей организационной культуры, которая помогает привлекать, развивать и удерживать талантливых работников. Как следствие, в результате инвестиций в подобную культуру компании удается реализовывать новые стратегии и сохранять жизнеспособность в условиях постоянно меняющейся бизнес-среды. О секретах и целях создания обучающей среды в организациях читайте в новой статье Академии социальных технологий.
Что такое обучающая культура
Обучающая организационная культура – это среда, создавая работодателем, в которой поощряется индивидуальное и групповое развитие, поиск, получение и обмен знаниями. В таких условиях 100% коллектива компании вовлечено в обучение, причем сотрудники делают это и для собственной выгоды, и для блага организации. Работодатель создает атмосферу, в которой люди стремятся научиться лучше выполнять работу, чтобы повысить результативность бизнеса.
Речь идет о мышлении, для которого важна идея непрерывного совершенствования и готовности делиться новыми идеями, навыками и знаниями с коллегами.
Центральная составляющая обучающей организационной культуры – коллективный подход, когда знание не передается по иерархической лестнице сверху вниз, а рождается и распространяется на линейном уровне. Происходит это благодаря развитой культуре сотрудничества и доверия.
Преимущества обучающей организационной культуры
Организации с крепкой культурой развития быстрее адаптируются в условиях турбулентности, за счет того, что располагают действенными технологиями и подходами, позволяющими гибко реагировать на внешние изменения. Расскажем и о других преимуществах, которые дает бизнесу этот подход:
- Укрепление командного духа и мотивации – сотрудники проявляют большую вовлеченность, когда видят, что компания готова инвестировать в них.
- Снижение издержек на поиск, найм и адаптацию новых сотрудников – когда потребуются новые навыки, компания сэкономит средства, используя внутренний кадровый резерв уже подготовленных сотрудников.
- Содействие установке на рост – сотрудники, располагающие новыми знаниями и имеющие более широкий профессиональный горизонт, скорее будут предлагать инновационные решения и неочевидные идеи, способные поменять бизнес.
- Повышение адаптивности и готовности к переменам – обучающая организационная культура готовит людей к постоянным переменам и совершенствованию. В итоге такие коллективы показывают подготовленность турбулентным периодам.
- Сохранение конкурентоспособности и актуальности для потребителей и клиентов – непрерывная культура развития приводит к мобильности компании. Работодателю не требуется изучать тенденции рынка и планировать мероприятия по подготовке сотрудников к использованию новых технологий или трансформации бизнес-процессов с учетом изменяющихся норм. Постоянное обучение дает бизнесу преимущество идти в ногу со временем и гибко изменяться с учетом появляющихся требований.
Как создать и укрепить обучающую организационную культуру
Начиная внедрять новую культуру, убедитесь в том, что планы по развитию персонала соответствуют целям бизнеса и стратегии компании. Посмотрите на выполняемые сегодня задачи и укомплектованность организации сотрудниками, владеющими необходимыми навыками и компетенциями, оцените, как поменяется ситуация в будущем. Определившись с требованиями к коллективу, обратитесь к следующим стратегиям, которые помогут вдохновить персонал на развитие:
- Поставьте обучение в приоритет и демонстрируйте коллективу это устремление. Важно показать, что компания и ее руководство верят в то, что развитие – важнейшее условие для роста бизнеса и благополучия сотрудников. Когда каждый сотрудник будет видеть, что организация ценит и личный, и командный рост, это сработает как сильнейшая поддержка усилий по установлению обучающей организационной культуры. Конечно, это потребует осмысленного проведения обучающих программ, предполагающего совместную рефлексию над новым материалом и возможностью его использования в работе, а также предоставления условий и пространства для роста и задействования новой информации при решении профессиональных задач.
- Нанимайте и развивайте гибких и обучаемых сотрудников. Подбирайте новых членов команды, которые стремятся учиться на собственном опыте и бросать вызов даже неудобным обстоятельствам. Спрашивайте у соискателей, как они разрешали трудные ситуации в прошлом и какой опыт выносили из ошибок, а также уточняйте, как использовали эти новые знания. В отношении уже работающих в компании сотрудников используйте инструменты поощрения, которые помогают сохранять любознательность и открытость. Предоставляйте и другие варианты для обучения и развития, в том числе инструменты менторинга и кочинга. При этом старайтесь обеспечивать доступ к образовательным продуктам всем сотрудникам, не ограничиваясь, например, только управленческой командой или перспективными кадрами. Помните, что обучающая организационная культура предполагает демократический подход – каждый сотрудник вправе развиваться и вносить новизну в повседневную работу.
- Создавайте психологически безопасную среду в коллективе. Для поддержания культуры обучения потребуется доверие и готовность членов команды к сотрудничеству. В таких условиях сотрудники не боятся задавать вопросы и запрашивать дополнительную информацию, а также признавать и учиться на ошибках, не опасаясь репрессивных мер со стороны руководства. Чтобы сотрудники почувствовали такую безопасность, поощряйте руководителей и лидеров признавать ошибки и не стесняться уязвимости – это поможет сотрудникам учиться коллективно, извлекать уроки из неудач, слушать друг друга и делиться мнениями.
- Используйте инструменты обратной связи и поощряйте сотрудничество. Эффективная коммуникация – важное условие для развития сотрудников, с помощью этого инструмента люди осознают зоны личного и профессионального роста, знакомятся со слабыми и сильными сторонами. Начать здесь рекомендуется с культуры общения и проведения тренингов по коммуникациям, которые помогут сотрудникам общаться конструктивно, вести продуктивные беседы и совместно решать задачи.
Следуя на пути к культуре развития, помните, что не каждый сотрудник будет готов быстро воспринять новые ценности – изменение культуры требует комплексной и планомерной работы. Общайтесь с персоналом, выявляйте проблемные моменты и затруднения, поддерживая людей в этом начинании.
Практические шаги к обучающей организационной культуре
Культура развития и обучения требует понимания механизма усвоения новых знаний и навыков взрослыми, поэтому рекомендуем заручиться поддержкой опытных экспертов в области подготовки персонала, которые помогут составить подходящие программы, предусмотреть практические занятия для отработки, а также обеспечить контроль прогресса. Кроме того, предстоит определиться с форматом получения новых знаний. Возможно, потребуется и внутренняя платформа, благодаря которой сотрудники будут получать доступ к базе знаний – хранилищу курсов, семинаров, вебинаров и статей.
Сделайте обучение привычкой! И лучший способ достигнуть этого – сделать процесс легким и увлекательным, приносящим мгновенную пользу и результат в работе. Регулярно напоминайте сотрудникам об образовательных возможностях с помощью различных каналов внутренней коммуникации, рекомендуйте новые курсы и информационные материалы.
Сработает и включение инструментом геймификации. Покажите сотрудникам, чему учатся другие и с каким прогрессом продвигаются. Устанавливайте награды и статусы за прохождение курсов и учебных материалов – пусть учеба станет игрой.
Кроме того, рекомендуется устанавливать сроки и цели обучения, сопровождая эти метрики конкретными показателями, относящимися к бизнесу, чтобы сотрудники видели, как интеллектуальный капитал влияет на результаты компании.
Роль лидера в создании обучающей организационной культуры
На плечи лидера в таких организациях падает задача предоставления сотрудникам необходимого подкрепления, стимулирующего тягу к развитию. Речь идет и о личном примере – потребности лидера учиться, любопытстве и неустанному поиску новых идей, а также в желании делиться знаниями. В такой среде сотрудники смело высказываются и выражают мнения, находятся в постоянном диалоге и делятся альтернативными точками зрения. При этом лидер выражает готовность учитывать эти точки зрения в работе, что заставляет сотрудников чувствовать себя свободнее.
Лидеру также предстоит сформулировать четкое видение и донести его до сотрудников – так, чтобы стало понятно зачем компания начинает такую инициативу. Один из вариантов формулировки подобного видения «Мы стремимся оказывать лучший сервис нашим клиентам, непрерывно осваивая новые практики и инструменты. Вместе с тем компания заинтересована в благополучии персонала и рада предоставлять возможности для совершенствования навыков и развития, как профессионального, так и личного».