Бизнес-моделирование: увидеть скрытое в настоящем, заглянуть в будущее
Картина будущего всегда интересует человека, но в турбулентные времена нам особенно остро хочется понять, как будут развиваться события. Особенно заботят вопросы прогнозирования тех, для кого принятие решений — это игра с высокой ценой успехов и рисков, взлетов или провалов в личной и профессиональной жизни, подъема бизнеса или его краха. В таких случаях стоит обращаться не только к классическим рациональным методам работы с будущим, но и использовать другие инструменты. Об авторском методе, предполагающем использование альтернативных методов моделирования бизнес-процессов, рассказал член Высших экспертных советов кафедр «Коучинг» и «Ментальные практики» Михаил Кларин.
Стандартный взгляд на бизнес-моделирование
Сегодня распространен ряд вариантов работы с будущим, которые предполагают интеллектуальную работу, основанную на аналитической оценке реальности, понятных и видимых феноменов. Среди них, например, прогнозирование, форсайты, проектирование будущего. Аналитические подходы бизнес-моделирования работают там, где возможно пунктиром продолжить наметившиеся тренды, которые поддаются анализу и экстраполяции, либо наметить тенденции на основе собранных сведений. Например, известны данные о системе здравоохранения сегодня, есть представления, как может изменяться ситуация, и это помогает оценить тенденции будущего.
Однако, турбулентные ситуации полны скрытых и внезапно возникающих факторов. Возможности для анализа в таких случаях ограничены, а конкретные данные бывают либо нам недоступны, либо в принципе отсутствуют. В этом случае стоит обращаться к альтернативным методам моделирования.
Как работает авторский метод бизнес-моделирования
Бизнес-моделирование работает с реальностью, в которой присутствует заказчик, в том числе и с ее неизвестными составляющими.
Как правило, ко мне обращаются акционеры, собственники бизнеса, бизнес-партнеры, высшие руководители, предприниматели или инициаторы социальных проектов – те, кто заинтересован в понимании скрытых сторон текущей ситуации и планировании оперативных действий в близком будущем. Например, собственнику бизнеса важно знать настрой топ-менеджеров и деловых партнеров, предприниматель хочет понять реакции потенциальных клиентских групп на новый продукт, возможности привлечь инвестиции, инвестору интересны перспективы проекта. Бизнес-моделирование основывается на той реальности, в которой клиент присутствует сегодня, и с которой столкнется завтра. Ракурс изучения задается деятельным, а не отвлеченно-познавательным интересом заказчика, за этим интересом стоят высокая цена вопроса принятых решений, предотвращаемых рисков и т. п. Я же выступаю не как аналитик, но как проводник к информационному полю, которое часто называют ноосферой или коллективным бессознательным, содержащим нужную информацию.
Сессия по бизнес-моделированию напоминает спектакль – и по формату, и по живости модели. В основе – видение и слова клиента, без привнесенных мной или ассистентами интерпретаций. Сессия стартует в текущем времени, а затем – после специально проделанного мной временного сдвига, развивается в будущем. Будущее разворачивается перед заказчиком не как интеллектуальная конструкция, а как живая картина, как поток своего рода «ветра будущего».
Чего ждать на сессии по бизнес-моделированию
Мы получаем доступ к будущему в горизонте 6–12 месяцев. Рабочая сессия длится до трех с половиной часов, мы делаем срезы ситуации постепенно, слой за слоем. Ассистенты разворачивают действие, которое смотрится как «спектакль» без заданного сценария.
Например, на сессии по бизнес-моделированию проявляется несколько компаний конкурентов, одна из которых на рабочей площадке расположена ближе к компании заказчика. Затем выясняется, что собственники компаний под номерами 1 и 2 – партнеры. Далее, компания №2 отходит в сторону и заявляет: «вот они разберутся между собой, а я посмотрю к кому лучше приблизиться». Мне никто не говорил, какие отношения между этими компаниями, но здесь, в модели, на рабочем поле становится видно, что партнер начал играть в собственных интересах и готов присоединиться к конкуренту. Более того, сам заказчик этого не знал, и только на сессии вспоминает некоторые странные действия партнера несколько месяцев назад и начинает понимать, о чем они говорят. После того, как модель показала происходящее, заказчик сумел увидеть ситуацию полностью.
Я беру на себя интерпретацию происходящего: структуры, соотношения между действующими фигурами, включая физические расстояния, ослабление или усиление связи, антагонизм, наличие или отсутствие высокой энергетики. Мне становятся видны и отсутствующие элементы, которые заказчик даже не упоминал в рассказе о ситуации. По завершению моделирования заказчик восстанавливает полноту картины, видит то, что упустил или не учел.
Действие выглядит как импровизация, может казаться легким, однако в действительности контакт с информационным потоком основан на духовной, эмоциональной и даже физической включенности. Поэтому для участников такой процедуры бизнес-моделирования – меня и моих ассистентов – обязательна профессиональная гигиена, требуется проделать специальную настройку и выход из информационного контакта.
Кому подойдет метод бизнес-моделирования Михаила Кларина
Как правило, мои заказчики – носители задач с высокой ценой решения и рисков, по которым остро требуется принять решение. Например, когда предстоит инвестировать в тот или иной проект, либо, когда речь идет о значимом социальном проекте, способном повлиять на общество, регион. В таких случаях и достижения, и провалы имеют серьезные последствия. Впрочем, технология применима и к задачам меньшего масштаба, например, для решения вопросов функционирования семейного бизнеса или широкого спектра личных задач. Объединяет эти случаи высокая значимость решений и рисков для заказчика.
Метод требует доверия и принятия особенностей технологии. Чтобы провести исходную проверку, предлагаю заказчику смоделировать ситуацию, которая ему известна, а мне – нет. Так проходит проверка работоспособности технологии. Этот «тест» конкретен. Например, заказчик спрашивает, насколько партнеры готовы включиться в новый проект, зная при этом реальное положение дел. Ассистенты же в ответ на это, не зная ни обстоятельств ситуации, ни предыстории заказчика, дают сфокусированные ответы: например, в конкретном случае один из ассистентов лег на пол в позе эмбриона и замер, что означало полную незаинтересованность в будущем этапе проекта, заказчик подтвердил, что в реальности дело так и обстоит. Если требуется, делаем дополнительные срезы-проверки – их опыт показал, что случайных совпадений не бывает. Только после этого работаем с ситуациями из настоящего, которые не полностью ясны для заказчика, и лишь затем переходим к будущему.
Для успеха такой процедуры бизнес-моделирования важно соблюдение нейтральности: и моей, и моих ассистентов. Только тогда возможно получить чистый сигнал и транслировать точную картинку. Поэтому технология выстроена так, что клиент смотрит со стороны, задает вопросы, ответы на которые получает через действо. Я обеспечиваю эту связь, а ассистенты выступают «приемниками-сенсорами». Случается, что на завершающей стадии я предлагаю заказчику встать на одну из позиций, чтобы почувствовать, какой предстает ситуация «из поля». Но это делается только в рубежные моменты, вне процесса получения сигнала. В противном случае вовлеченность заказчика может внести искажения.
И, конечно, важна готовность заказчика к изменениям, заинтересованность в них, а иначе моделирование окажется безрезультатным. Для меня искренне важна практико-ориентированность бизнес-модели. Поэтому часто рекомендую дальнейшее коучинговое сопровождение, не обязательно со мной, но пост-работа важна. Если «посмотреть в будущее» и вернуться к привычному образу действий, то ситуация будет развиваться без поправок. Будущее требует нашего участия и активного воздействия!
Как проходит сессия по бизнес-моделированию
Работа может начаться и без предварительной встречи с заказчиком – дополнительной проработки не требуется, достаточно общения перед сессией. По определенному протоколу я обрабатываю запрос заказчика и собираю необходимую информацию – элементы ситуации, которые заказчик кодирует буквами или цифрами.
Только после этого приглашаю ассистентов, которым заказчик по своему усмотрению раздает ярлычки с шифрами. Далее я выстраиваю работу, не задавая ассистентам никаких наводящих указаний. Вместе с ассистентами мы настраиваемся на получение сигналов из поля, они говорят и действуют по очереди, иногда делая паузы по моей команде. Так слой за слоем мы погружаемся в текущую ситуацию, иногда я обращаюсь к заказчику, сохраняя диалог с ним. И наконец, я делаю сдвиг в будущее, и мы видим, как будет развиваться ситуация через заданный отрезок времени. Вопрос за вопросом заказчик получает требующиеся ответы. Сессия завершается обсуждением увиденного с заказчиком.
Без преувеличения скажу: сессии по производят сильное впечатление. Знаю это по себе и вижу по реакции многочисленных заказчиков! Но главное здесь не внешняя сторона вопроса, а ценность сигналов и информации. Мы показываем скрытые слои реальности: невысказанные намерения партнеров, конкурентов; еще не проявившиеся моменты ситуации в сегментах рынка; стремительно произошедшие изменения, которые еще не удалось отследить.
Для решения каких задач подойдет метод
Метод применим для широкого спектра запросов. Приведу несколько примеров.
- Оценка намерений – конкурентов, бизнес-партнеров, топ-менеджмента, управляющих партнеров бизнеса.
- Оценка рыночной ситуации. Возможный вариант запроса: как будет развиваться ситуация, если продать бизнес в России, но рассмотреть варианты выхода на рынки других стран. Либо анализ перспектив продукта или услуги на тех или иных рынках. Важно, что ответы на эти вопросы поступают не из рационального маркетингового анализа, а из информационного поля.
- Оценка замысла и перспектив предпринимательского, инвестиционного, социального проекта, а также того, как он будет влиять на инициатора и ключевые группы, задействованные в реализации.
- Определение необходимых действий, соответствующих стремительно развивающейся ситуации.
- Определение перспектив судебного разбирательства.
- Личные запросы, например, связанные с выбором пути, профессиональным треком.
- Планирование городской среды. Тогда результаты моделирования проверяются социологическими опросами или форсайтами.
- Принятие плановых решений: переезд, покупка квартиры, земельного участка, которые серьезно сказываются на качестве жизни человека.
Такое бизнес-моделирование будущего уместно не только в экстремальных ситуациях, но и для широкого класса задач.
Одной сессии, как правило, достаточно, чтобы снять вопрос заказчика, в редких случаях требуются продолжение. Заказчики, получив информацию, начинают действовать. Практика подтверждает, что ситуация разворачивается в соответствии с моделью. Работа вслепую обеспечивает полную конфиденциальность.
На чем основывается метод
Скажу прямо: это нетрадиционный метод, подразумевающий работу с неизвестным. По образованию я физик и осознаю, что информационное поле — это условное понятие, которое не изучено лабораторными методами, оно неизмеряемо, как поле гравитационное или электромагнитное. А вот технология работы с этим полем мне известна. И это не единичный случай в истории. Например, люди тысячелетиями обрабатывали металлы, не зная молекулярно-кинетической теории, секрет дамасской стали так и оставался неразгаданным. То есть технология вырабатывалась поколениями, хотя и без понимания физики процесса. Кто знает, может лет через 20–30 человечеству станет известна фундаментальная теория, которая описывает процессы, лежащие в основе этого метода моделирования. Пока же я использую эмпирически складывающуюся технологию, проверяю и развиваю ее. И вижу на практике, как она работает.
Консалтинг по-другому
Расскажу о том, как родился этот метод. К его созданию меня подтолкнула расстановочная методология, которая резко контрастировала с теми аналитическими инструментами в бизнес-консультировании, которыми я владел. Прежде, чем предложить бизнес-моделирование рынку, я экспериментировал на протяжении ряда лет. Например, для оценки перспектив выхода на новые рынки я руководствовался массивом данных, которые относятся к стратегическому маркетингу и управлению, матричные схемы. В опыте моих коллег при проведении расстановок для бизнес-среды использовались семейные динамики, такой подход используется и сегодня, но не мной. Дело в разнице задач и способов обращения к информационному полю. Я ставлю задачу не восстановить баланс как гармонию в системе, но баланс как динамичное равновесие в движении, что актуально для бизнеса и для социума.
Моя работа сосредоточена на моделировании будущего с точки зрения бизнеса, организаций, команд, социальных проектов. Конечно, эта работа имеет «побочный» терапевтический эффект, но это не основная цель, так как технологически подход ориентирован на бизнес-консультирование. Для меня это не психотерапевтическая работа, а именно моделирование. И хотя я подхожу к работе с инженерно-технологической позиции, по своей сути это глубоко гуманитарная, человеческая технология. Следующие шаги в развитии технологии – ее отделение от меня как носителя и отработка моделирования бизнес-процессов в системах большого масштаба. И кто знает к каким результатам это приведет!