Рустэм Максудов принял участие в Парламентских слушаниях по вопросам восстановительной и семейной медиации
В Государственной Думе прошли Парламентские слушания на тему «Использование медиации и медиативных технологий в социально значимых сферах (восстановительная и семейная медиация)», организованные Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей. В слушаниях принял участие и выступил с докладом заведующий кафедрой «Медиация» Академии социальных технологий Рустэм Максудов.
Участники парламентских слушаний – депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общественной палаты, научных организаций, общественных объединений, представляющих и защищающих интересы семей, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, эксперты – обсудили вопросы, связанные с использованием медиации и медиативных технологий в социально значимых сферах.
Участники отмечали, что институт медиации интенсивно расширяется, опережая существующее нормативное регулирование. Медиация охватывает широкий круг правоотношений в различных сферах жизни. Процедура медиации применяется к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи
с осуществлением экономической деятельности, а также в трудовых коллективах и семье.
Принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» стало важным шагом к внедрению механизма мирного разрешения конфликтов с помощью медиации. Однако он не регламентирует все сферы, например, деятельность медиаторов в образовательных учреждениях, а также восстановительную медиацию.
Таким образом, как констатировали участники, на федеральном уровне отсутствует единый механизм регламентирования применения процедуры медиации во всех сферах правоотношений, где она используется.
В своем выступлении Рустэм Максудов рассмотрел опыт проведения восстановительных программ в работе с детьми и семьями. Он отметил, что одной из проблем современной семейной жизни является то, что молодые люди не получили соответствующих навыков конструктивного поведения в семье. Это связано с разрушением каналов передачи опыта от старших к младшим. В условиях занятости родителей и отчуждения родственников друг от друга «воспитательную» роль берут на себя социальные сети, где распространено психологическое насилие и травля.
Конфликты в семьях также возникают как столкновение различных представлений о ролях супругов, об обустройстве семьи и воспитании детей.
«Многие семьи, сталкиваясь с теми или иными трудностями во взаимоотношениях, не имеют конструктивных средств их урегулирования, и в основном все решают с помощью силового или психологического давления и реже с помощью экспертного знания. Более продвинутые семьи опираются на помощь специалистов, переговоры между членами семьи и достижение консенсуса. Довольно часто происходит замораживание конфликта, когда супруги решают, например, что самое главное, воспитывать детей и нередко пребывают в состоянии постоянной враждебности, что транслируется детям как обычное семейное состояние. В некоторых семьях дети получают опыт, что главным является не выстраивание взаимоотношений между мужем и женой, а вклады в материальное обеспечение детей, и несут этот опыт дальше. Столкнувшись с ситуацией взаимного непонимания, молодые супруги нередко расстаются, не попытавшись наладить конструктивную коммуникацию», – рассказал Рустэм Максудов.
Он отметил, что помочь в таких ситуациях могут квалифицированная психологическая помощь и медиация. По мнению Максудова, инициировать медиацию могут органы правосудия. При этом участие в медиации должно быть добровольным. Необходимо также выстроить нормативное регулирование таким образом, чтобы оно учитывало доступность медиации в различных регионах.
Рустэм Максудов предложил дополнить будущие законопроекты о медиации положением о возможности, а в отдельных случаях и необходимости направления на медиацию в ситуациях, находящихся в компетенции социальных служб.
«Ситуация с большим количеством разводов в России заставляет продумывать не только помощь в плане проведения медиации для супругов, но и различные варианты профилактики будущих разводов. В связи с этим предлагается обучать специалистов проведению профилактических восстановительных программ, направленных на предотвращение будущих деструктивных ситуаций. Важнейшим принципом восстановительного подхода является принцип участия - только тогда люди осознанно и добровольно выполняют те или иные обязательства, когда они участвуют в их составлении», - констатировал эксперт.
По итогам слушаний участники выработали рекомендации:
Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть возможность комплексного развития законодательства в сфере медиации с определением органа государственной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию соответствующей сферы,
- поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность повышения требований к профессиональной подготовке медиаторов и разработки отдельных образовательных программ в зависимости от сферы их деятельности.
Министерству просвещения Российской Федерации: рассмотреть возможность установления отдельных требований к медиаторам, задействованным в службах медиации и примирения в образовательных учреждениях разного уровня и направленности, а также особенностей учета таких медиаторов и соответствующих служб.
Министерству юстиции Российской Федерации: продолжить работу над проектом Федерального закона «О медиации в Российской Федерации» с учетом состоявшегося обсуждения.