Коучинг в организациях
Коучинг в бизнесе – партнерство между коучем и сотрудником компании в процессе решения поставленных задач, которое приводит сотрудника к эффективному достижению целей. Принцип работы коучинга основан на стимулировании человека к осознанным и самостоятельным в выбранном им направлении развития. Эффективность методов и подходов коучинга объясняется тем, что наставник не дает готового решения, не подсказывает и не навязывает собственный опыт, а действует аккуратно через специальные «сильные» вопросы, добиваясь организации безопасного пространства и формируя направление развития специалиста.
Различают внутренний и внешний коучинг в компании. При внутреннем коучинге коуч состоит в штате компании, при внешнем коучинге – является сторонним лицом для организации.
Сегодня довольно распространенной становится тенденция введения в штат организации позиции коуча. Специалисты HR-департаментов все чаще получают дополнительные профессиональные знания и навыки в области коучинга и внедряет их в свою деятельность. К достоинствам такой практики следует отнести то, что коуч в штате все свое рабочее время уделяет своей компании, оказывая ей поддержку: он может работать с целеполаганием, стратегией организации, и с персоналом. Внутрикорпоративиный коуч понимает ориентиры и ценности компании и контекст, в котором приходится решать бизнес-задачи. К негативным проявлениям внутреннего коучинга можно отнести снижение эффективности рабочих процессов за счет возникновения страхов сотрудников по поводу риска поступления информации руководству, а также вероятность манипулирования со стороны коуча. Кроме того, внутрикорпоративному коучу сложно будет работать с топ-менеджерами компании, будучи их подчиненным, поскольку успешный коучинг предполагает партнерские, равные отношения тренера и клиента.
При необходимости прорывного роста компании для бизнес-коучинга целесообразно привлекать внешнего специалиста на конкретный проект на контрактной, временной основе. Для формирования устойчивого навыка и проработки вопросов достаточно несколько коуч-сессий на протяжении 3-5 месяцев работы. В этом случае коучу необходимо познакомиться с компанией, вникнуть в ситуацию, разработать условия взаимодействия.
Существует два варианта внедрения бизнес-коучинга в организацию. В первом случае топ-менеджеры компании и руководители разных уровней обучаются основам коучинга – большей части общению, направленному на воспитание самостоятельности у сотрудников. В частности, руководителей учат выстраивать беседу с подчиненными во время работы, правильно задавать вопросы и ставить цели, в результате которых у персонала вырабатывается инициативность при решении задач, появляется стимул к работе, вырисовывается четкий план действий и понимание порядка его исполнения.
Второй вариант внедрения бизнес-коучинга в компанию состоит в «прокачке» самих руководителей и специалистов внешними коучами. Коуч в данном случае помогает понять работникам любого уровня, какие цели перед ним ставятся, какие возможности и ограничения существуют. Через достижение собственных целей работника, расширение внутренних границ и проработку возможных ограничений организация получает наиболее результативного специалиста.