Институт "фабрик мысли" в проектно-ориентированном управлении социально-политическими инвестициями
Решение серьезных общественных проблем, сложившихся к настоящему времени в Российской Федерации, сопровождается крайне болезненным поиском российскими общественными институтами новых форм и направлений деятельности. После периода полной дезорганизации и деструкции институтов общейственной жизни в стране была достигнута стабилизация за счет частичного воспроизводства отдельных элементов институционального режима, сложившегося в советский период. Все всех положительных сторонах достигнутой стабилизации восстановленные механизмы управления экономикой, социальной и политической сферами существенно препятствуют дальнейшему поступательному развитию. Очевидными являются неэффективность государственных органов, серьезные проблемы в организации экономической деятельности, отсутствие самостоятельной политической активности, направленной на решение конкретных общественных проблем, а не на участие в перераспределении политических ресурсов. Такое соединение проблем в самых различных областях общественной жизни показывает их тесную взаимосвязь и необходимость поиска новых форм управления, которые бы не замыкались лишь на одной сфере, например, на экономике.
С другой стороны и традиционные формы не следует подвергать полному демонтажу. Общество уже попробовало движение по этому пути и ни к чему позитивному так и не пришло. Необходимо признать достигнутое за последние 10 лет состояние стабилизации в качестве достижения положительного, но на данный момент препятствующее трансформации и развитию общества. Не следует разрушать уже сложившиеся общественные институты тем или иным способом, но имеет смысл создавать новые формы как в качестве пока еще незначительных конкурентов, так и в внутри сложившейся структуры общественных инстутитов путем освоения новых форм управления и организации деятельности.
Одним из интересных проявлений новых форм организации и управления как экономической, так и политической деятельностью представляют собой независимые интеллектуальные центры, ведующие исследовательскую и аналитическую деятельность по проектам и программам, финансируемым крупными корпорациями, политическими партиями, общественными организациями, деловыми объединениями, государственными органами. Одним из примеров такого рода интеллектуальных центров являются независимые, чаще всего некоммерческие научно-исследовательские социально-политические организации, которые получили название «фабрики мысли». Согласно канадскому исследователю Э.Линдквесту под «фабриками мысли» можно понимать критическую массу экспертизы, междисциплинарного мышления, направленность на разработку конкретных технологий решения общественных проблем и ориентацию на будущее.
Роль и значимость «фабрик мысли» в политической жизни и в крупном бизнесе зарубежных стран, особенно США, хорошо известна. Опыт функционирования этих институтов характеризуется многими положительными аспектами, соответсвующими сложившимся в России проблемам и задачам. «Фабрики мысли» позволяют адаптировать централизованную систему управления общественной жизнью к реалиям сетевого общества и усложнившимся информационным, экономическим и демографическим потокам. «Фабрики мысли» помогают создавать и развивать наиболее востребованные в эпоху экономики знаний ресурсы – интеллектуальный и социальные капитал. «Фабрики мысли» способствуют интеграции и повышению координации деятельности участников как политической, так и экономической деятельности, тем самым стимулируют выработку новых системных решений, которые востребованы в периоды системных кризисов, т.е. кризисов, охватывающих не отдельных области и отрасли, а всю систему общественных институтов. «Фабрики мысли» способствуют созданию новых форм активной публичной политики, вовлекающей различных социальные группы, силы и элиты, и тем самым повышают обоснованность и адаптивность вырабатываемых решений.
Институт «фабрик мысли» способен высвободить и стимулировать имеющиеся в обществе предпринимательские способности и направить их на решение не только экономических, но и социальных проблем. В своем предыдущем исследовании автор настоящей монографии убедительно доказал, что социально-экономическое и политико-экономическое предпринимательство являются эффективной альтернативы преобладающей на сегодняшний день бюрократической машине, уже не способной гибко реагировать на сложные и комплексные проблемы. «Фабрики мысли» могут стать стартовой площадкой и выступать в роли своего рода «инкубаторов» социальных предпринимателей, обеспечивая их необходимой экспертизой, связями и ресурсами.
Для эффективного управления социально-экономической предпринимательской деятельностью целесообразно использование современной методологии проектного управления. Возможность и целесообразность использования методологии проектного управления обосновывается тем, что в социально-экономической предпринимательской деятельности обнаруживаются все признаки проектно-ориентированной деятельности и, соотвественно возникает основание для эффективного использования методов и инструментов управления социально-экономическими проектами. Но при этом возникает определенная специфика, которую следует учесть и в соответствии с которой необходимо адаптировать систему проектного управления.
Таким образом, настоящая монография посвящена изучению зарубежного и отечественного опыта функционирования и развития «фабрик мысли», а также выработке и обоснованию методических положений по разработке системы управления социально-экономическими предпринимательскими проектами на базе организационных форм «фабрик мысли». Социально-экономические предпринимательские проекты представляют собой проекты, направленные на разработку и освоение социальных инноваций, решающих сразу целый ряд социальных, экономических и политических проблем. Социально-экономические предпринимательские проекты являются проектами, направления и освоения инвестиций в социальный капитал общества. Эффективное управление социально-экономическими предпринимательскими проектами осуществляется в рамках общей системы, построенной на основе переноса теории и практики управления инновационными проектами на практику управления социально-политическими инновациями. Данная система предполагает создание и функционирование проектно-ориентированных центров социально-политического предпринимательства, своего рода технопарков, работающих в различных областях национальной экономической, социальной и политической системы.