Девятишаговая схема изменения
Эта схема описывает весь процесс изменения - то есть все техники НЛП вполне успешно можно разложить по этой схеме. Схема основана на самой общей модели изменения: Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние.
Какие-то шаги могут выполняться сознательно, какие-то бессознательно (например, если большую часть шагов "Шестишагового рефрейминга" сделать сознательными, то получим "Генератор нового поведения"), они могут задаваться явно или неявно (например встраиваться в метафору), определяться клиентом, оператором или принципом.
При этом часть этого процесс обычно относится к сбору информации, и только часть к тому, что обычно называют техниками – пошаговое описание интервенции. В принципе, интервенция может осуществляться не обязательно в таком виде – например в случае использования речевых паттернов воздействия, вроде рефреймингов или пресуппозиций. Схема скорее определяет необходимые вещи, которые стоит сделать и задаёт «направление движения». Если говорить именно о техниках, то они обычно описывают как именно происходит процесс интервенции – в этой схеме это шаги с 4 по 7.
Всю схему можно разбить на 3 блока:
- определение задачи;
- интервенция (вмешательство) – собственно, процедура изменения;
- закрепление изменения.
1. Контекст
Контекст – это ситуации, объединенные по какому-то общему признаку. Например:
- разговор с мужчинами;
- в гостях у друзей;
- полёт в самолёте.
Нам нужно определить контекст с которым мы работаем, потому что АС не может существовать «везде и всегда», оно «включается» в какой-то определенный момент. Если человек боится собак (мышей, пауков, замкнутого пространства), то этот страх включается только когда он собаку видит или о ней думает. Всё остальное время страха нет.
С другой стороны, в одном контексте состояние может считаться полезным, в другом – проблемным. Например, агрессивность может быть полезна во время игры в футбол, но мешать во время разговора с ребёнком.
2. Актуальное Состояние
Что человек хочет изменить в данном контексте. Наша реакция, поведение, мысли, эмоции и т.д.
Контекст: «разговор с мужчинами».
Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».
- Спросить Клиента: «Что именно вы хотите изменить?»
- Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите перестать бояться мужа?».
- Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
- Предложить определить бессознательное.
- Определить исходя из правил: «Перед свадьбой большинство мужчин испытывает страх».
- Перечислить варианты и откалибровать реакцию: «Вы испытываете страх, … раздражение…, злость…?»
3. Желаемое Состояние
Что человек хочет иметь вместо Актуального Состояния в данном контексте. На этом этапе как раз правильно определяется цель, делается предварительная экологическая проверка и т.д.
Контекст: «разговор с мужчинами».
Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».
Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».
Как можно определять ЖС:
- Спросить Клиента: «Что именно вы хотите получить в этой ситуации?»
- Провести Клиента через процедуру выяснения Хорошо Сформулированного Результата.
- Предложить свой вариант и откалибровать реакцию: «Возможно вы хотите просто уметь контролировать уровень своей агрессии в этой ситуации?».
- Спросить бессознательное и откалибровать ответ или получить ответ через заранее установленный сигналинг.
- Предложить определить бессознательное.
- Определить исходя из правил: «Здесь вам просто нужно научиться контролировать уровень своей агрессии в этой ситуации».
- Сделать «растяжку» - предложить попробовать варианты и выбрать более подходящий.
4. Определение ресурса
Сначала нужно определить, что именно нужно добавить в АС для достижения ЖС.
Контекст: «разговор с мужчинами».
Актуальное Состояние: «начинаю заикаться и краснею».
Желаемое Состояние: «чувствую себя уверенно и спокойно».
- Ресурс: «уверенность в себе, умение контролировать уровень спокойствия, убеждение что «я замечательная и привлекательная».
- Это скорее логический шаг. Сделать его можно разными способами. Например:
- Спросить Клиента: «Что вам нужно для …».
- Выяснить у бессознательного Клиента – например, задавая вопросы и калибруя ответы или используя для проверки ответов «О-тест».
- Предложить определить бессознательное – можно предложить явно или просто построить технику таким образом, например как в играх «Нового Кода НЛП».
- Предложить варианты и откалибровать реакцию: «Может вам нужно спокойствие …, или уверенность в себе…».
- Жестко задать, в зависимости от АС и ЖС, например как в «Быстром Лечении Фобий».
- В рамке «как если бы» добавить ресурс и посмотреть результат: «Если бы вы добавили туда наглость, было бы это вам полезным?»
- Обратное перепроживание – представить, что уже достиг ЖС и выяснить, как именно это сделал.
- Посмотреть, как это делали другие: «Знаете ли вы людей, которые достигли этого? Как вы думаете, что им помогло?»
5. Доступ к ресурсу
После того как ресурс определён, нужно получить к нему доступ. Знать о том, что «нужно спокойствие» и «переживать спокойствие» – это разные вещи. Скорее всего, нужное состояние, умение у человека есть, просто в другом контексте.
В НЛП считается, что у человека либо уже есть нужные ресурсы, либо он может их создать. Если человек говорит, что ему нужно спокойствие, скорее всего он хотя бы раз в жизни это состояние испытывал. И его можно опять пережить. Либо это состояние можно создать. Итак, как можно осуществить этот шаг:
- Предложить Клиенту вспомнить и войти: «Вспомните, когда вы испытывали счастье. А теперь войдите в эту ситуацию».
- Просто предложить войти: «Испытайте радость прямо сейчас».
- Создать образ ресурса и проассоциироваться с ним: «Представьте себе состояние сосредоточенности в виде некоего образа. А теперь втолкните этот образ внутрь себя».
- Представить себе человека (вещь, животное), у которого есть этот ресурс и ассоциироваться с ним: «Представьте, что вы лев. Пройдитесь, подвигайтесь. Что вы чувствуете, о чём думаете, как воспринимаете ситуацию?»
- Поместить в ситуацию, где будет нужная реакция.
- Попросить бессознательное
- Создать навык доступа к ресурсу – например, прошкалировать состояние.
- Изменение метафоры: «Представь ярость в виде шара. Меняй его размер до тех пор, пока он не будет тебе подходить».
6. Внесение ресурса
Следующий шаг - нужно внести ресурс в заданный контекст и «закрепить» там. Чувствовать спокойствие лёжа дома на диване это одно, а при разговоре с агрессивно настроенным собеседником – совсем другое.
В НЛП есть большое количество приёмов, при помощи которых можно внести и закрепить ресурс в заданном контексте.
- Просто предложить поместить ресурс в нужное место: «А теперь внесите это мастерство в ситуацию».
- Использовать якоря.
- Использовать «Сдвиг субмодальностей».
- Взмахнуть – создать образ ресурса и быстро заменять им образ, запускающий АС.
- Предложить сделать это бессознательное.
- Сознательное использование ресурса в контексте: «Каждый раз, когда общаетесь с женой, тренируйтесь удерживать состояние на нужном уровне».
- Проассоциироваться с образом: «А теперь возьми образ части внутрь себя».
7. Проверка работоспособности
После внесения ресурса в контекст, нужно проверить – получено ли желаемое состояние. В идеале нужно опять оказаться в заданном контексте и посмотреть на реакцию. Но в большинстве случаев достаточно просто мысленно представить себя в ситуации, в которой раньше возникало Актуальное Состояние.
Если вы получили Желаемое Состояние в нужном контексте – то идёте дальше.
Если нет – Желаемое Состояние не достигнуто или достигнуто частично – думаем, что нужно изменить, чтобы достичь цели. Как можно проверить:
- Спросить Клиента: «Ну как, получилось?»
- Спросить бессознательное Клиента.
- Попросить представить ситуацию и откалибровать реакцию: «Представь, что ты общаешься с начальником».
- Разыграть ситуацию, где раньше было АС.
- Поместить в контекст – если была фобия лифтов, покататься с ним на лифте.
- Проверить якорь на АС – если результат достигнут, якорь разрушается.
- Оценить конгруэнтность Клиента в контексте – в случае удачи конгруэнтность возрастёт.
8. Экологическая проверка
На этом шаге исследуются последствия изменения. Само Желаемое Состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть достаточно неприятными.
Если последствия устраивают – идете дальше. Если последствия не устраивают – возврат на шаг «Желаемое Состояние» и переопределение ЖС.
- Спросить Клиента: «Не повредит ли вам новое поведение»
- Спросить бессознательное Клиента: «Есть ли части, которые против?»
- Откалибровать реакцию при оценке последствий.
- Предположить варианты нежелательных последствий: «Подумай, а ведь если ты будешь уверен в себе, на тебя могут злиться».
9. Привязка к будущему
Последний шаг – это обучение бессознательного новому типу поведения в контексте.
Иногда бывает так, что полученное изменение работает, например, только на тренинге. Пришел человек на тренинг – и совершенно спокойно выступает перед огромным числом народа. Приходит на работу – и выступая на совещании опять начинает заикаться. Приходит в следующий раз на тренинг – опять всё нормально.
В большинстве случаев для привязки к будущему человеку предлагают представить себя в ситуациях, где раньше у него было АС, через различные промежутки времени: завтра, через месяц, через год. И, желательно, чтобы эти ситуации несколько отличались.
- Предложить Клиенту диссоциированно представить несколько ситуаций в будущем в том контексте, где раньше было АС: «представить себе, что вы выступаете завтра на совещании, через месяц – на родительском собрании в школе, через год – на собрании акционеров.»
- Спросить: «Что теперь изменится в твоей жизни?»
- Предложить посмотреть в будущее и рассказать об изменениях: «Посмотри в своё будущее. Как теперь ты будешь реагировать на критику коллег, на оценку твоего поведения женой, на выражения лиц на совещании?»
- Предложить части взять ответственность за новые варианты поведения.