Татьяна Ковалева

Москва
Высший экспертный совет
Высший экспертный совет
Тьюторство
Заведующая кафедрой «Тьюторство», член Ученого совета Академии социальных технологий. Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. Исследователь, проектировщик и организатор тьюторской деятельности в различных форматах
Подробнее об опыте и компетенциях

Профиль

Высший экспертный совет
Высший экспертный совет
Тьюторство
Личная история

В 1986 году был опубликован Манифест педагогики сотрудничества, примерно в этот же период при «Учительской газете» возник клуб «Эврика» под руководством Александра Адамского. И я оказалась в эпицентре этой бурной жизни, и судьба вновь свела меня с целой плеядой замечательных педагогов-новаторов: Владимиром Матвеевым, Симоном Соловейчиком, Владимиром Караковским, Александром Тубельским,  а также с  авторами системы  «Развивающего обучения» – Элькониным, Давыдовым, Репкиным, с журналистами Валерием и Еленой Хилтуненами, Ольгой Мариничевой и многими другими.

Начав в Москве  работать в университете «Эврика», я решила затем  создать частную школу под названием «Эврика-Развитие» в Академгородке города Томска. Проект разрабатывала вместе с родителями, учениками, учителями. Каждая из этих групп сначала предлагала свою концепцию, а потом работали вместе , чтобы создать общими усилиями единую  концепцию. 

И тогда в дискуссиях и общих встречах зародилась идея проекта, сочетающего в себе четыре вариативные педагогические системы: Развивающее обучение, Вальдорфскую педагогику, Монтессори-педагогику и свободную педагогику Л.Н. Толстого.

Когда я из Томска вернулась в Москву, мне предлагали снова создать частную школу, но мне хотелось осуществлять новые проекты и заниматься исследовательской работой в инновационном образовании.  Поэтому я начала работать в Институте теории и истории педагогики РАО и с радостью приняла предложение работать преподавателем на кафедре педагогики в родном МГПИ, поставив перед собой задачу создать практику  индивидуализации и вариативности в стенах вуза. И здесь я тоже добилась успеха, объединив команду томских тьюторов с вновь созданной московской командой.

В 2007 году была создана Межрегиональная тьюторская ассоциация, учредителями которой стали представители трех городов – Москвы, Томска, Ижевска. Я с самого начала и по настоящее время являюсь президентом МТА. Членами МТА был коллективно  разработан стандарт тьюторской деятельности, и с 2008 года тьюторская профессия вошла в реестр профессий.

Логическим продолжением этой истории стало открытие мной магистерской программы по тьюторству в Московском педагогическом государственном университете. А когда на должность ректора был назначен Алексей Семенов, он дал мне карт-бланш, предложив организовать сначала кафедру индивидуализации и тьюторства, а затем институт тьюторства на базе МПГУ. К сожалению, Институт тьюторства просуществовал недолго, так как со сменой ректора Институт был закрыт...

После ухода из МПГУ в Московский городской педагогический университет (МГПУ) под руководством Игоря Реморенко вместе со всем коллективом сотрудников кафедры, а также студентами тьюторской магистратуры очного и заочного отделений я открыла в Институте непрерывного образования МГПУ лабораторию индивидуализации и непрерывного образования, а также магистратуру «Тьюторство в сфере образования» в Дирекции образовательных программ МГПУ. 

В этом году деятельность стала еще более сложной: в Томске в ТГУ я стала параллельно руководить лабораторией индивидуализации и тьюторства, а в Дирекции образовательных программ МГПУ добавилась вторая магистерская программа: «Тьюторство в цифровой образовательной среде». Жить становится сложнее, но зато все интереснее! 

Карьера
"Эврика-развитие" - первая частная школа в России, г. Томск
Директор
Московский городской педагогический университет
Заведующий лабораторией индивидуализации и непрерывного образования
Томский государственный университет
Заведующий лабораторией индивидуализации и тьюторства
Образование
1977 — 1982
Московский государственный педагогический университет, математический факультет
1985 — 1985
Московский государственный педагогический университет, аспирантура
кандидат педагогических наук
1995 — 1998
Школа культурной политики, факультет философии образования
1996 — 1999
Московский государственный педагогический университет
доктор педагогических наук
Решаемые задачи
аргументация в дискуссии аргументация в дискуссии воспитание самостоятельности воспитание самостоятельности выбор будущей профессии выбор будущей профессии выбор вуза выбор вуза выбор досуга выбор досуга выбор направления образования выбор направления образования выбор профильных предметов выбор профильных предметов выбор профиля обучения выбор профиля обучения выбор специальности выбор специальности долги в учебе долги в учебе желание учиться желание учиться интерес к учебе интерес к учебе образовательное путешествие образовательное путешествие образовательные цели образовательные цели отсутствие интересов отсутствие интересов планирование деятельности планирование деятельности помощь в самообразовании помощь в самообразовании практики индивидуализации практики индивидуализации преодоление блокады преодоление блокады принятие образовательного решения принятие образовательного решения продолжение образования продолжение образования прокрастинация прокрастинация профессиональное самоопределение профессиональное самоопределение профессиональные пробы профессиональные пробы развитие самостоятельности развитие самостоятельности развитие образовательных организаций развитие образовательных организаций разочарование в вузе разочарование в вузе разочарование в специальности разочарование в специальности разрешение ситуаций непонимания разрешение ситуаций непонимания самоорганизация подростка самоорганизация подростка самостоятельность школьника самостоятельность школьника смена школы смена школы становление мировоззрения родителя становление мировоззрения родителя учебная мотивация учебная мотивация трансляция опыта организации трансляция опыта организации
Специализации
рефлексия рефлексия тьюторская этика тьюторская этика педагогическая герменевтика педагогическая герменевтика технология деятельностных проб технология деятельностных проб технология свободного проектирования технология свободного проектирования педагогическое консультирование педагогическое консультирование проектная деятельность проектная деятельность разработка локальных актов разработка локальных актов проектирование образовательной среды проектирование образовательной среды анализ деятельности анализ деятельности индивидуальное обучение индивидуальное обучение индивидуальный образовательный маршрут индивидуальный образовательный маршрут индивидуальный образовательный режим индивидуальный образовательный режим методические мероприятия для обучающихся методические мероприятия для обучающихся методические мероприятия для педагогов методические мероприятия для педагогов мониторинг деятельности мониторинг деятельности профессиональное консультирование профессиональное консультирование работа с сайтом работа с сайтом развитие образовательных систем развитие образовательных систем развитие организаций развитие организаций теория и методология тьюторства теория и методология тьюторства команды развития организаций команды развития организаций нормативно-правовое обеспечение нормативно-правовое обеспечение сетевые сообшества сетевые сообшества сопровождение трансформации организации сопровождение трансформации организации теория и методология индивидуализации теория и методология индивидуализации