Профиль
Со студенческой скамьи я попала на государственную службу, где моя работа предполагала широкие коммуникации не только внутри коллектива, но и во вне — с руководителями, менеджерами, коллективами организаций и даже министрами.
Деловому этикету пришлось учиться сразу на практике. И началось мое обучение с того, что в мой первый рабочий день меня отправили домой переодеться, потому что мой деловой стиль оказался не совсем строгим. В 90-е годы в моем отделе даже брюки на дамах не сильно приветствовались. Позже требования смягчились, но за нашим внешним видом продолжали неусыпно следить, как и за манерой общения и поведения.
Спустя почти 20 лет, сделав успешную карьеру, мне захотелось попробовать применить свои знания и опыт в других сферах, в реальном секторе экономики. Так я сначала оказалась в крупной частной компании, затем — государственной. И там впервые столкнулась с отсутствием культуры поведения коллег и токсичными отношениями в коллективе (тогда я еще не очень понимала, с чем конкретно имела дело).
Например, руководитель отдела в присутствии подчиненных открывал соцсети, находил там сотрудников других отделов и отпускал неприятные комментарии в их адрес, пока подчиненные рядом трудились над срочными отчетами. Он мог прилюдно похвалить одного сотрудника за то, что также сделал и другой, но второго сознательно обходил вниманием. Давал заведомо невыполнимые задания неугодным. Некоторые сотрудники приходили в кабинет, в котором работали с другими коллегами, не здороваясь, вели себя недоброжелательно, самостоятельно брали документы из ящиков чужого стола или без спроса садились за чужой компьютер и просматривали на нем информацию, без предупреждения вели аудиозапись разговоров в кабинете и т.д. Сотрудники находились в постоянном стрессе, падала мотивация и эффективность работы, а директор предприятия ничего не мог сделать. Мне было сложно работать в такой обстановке, а изменить происходящее я была не в силах. Поэтому пришлось уйти.
Тогда я осознала, что почти 20 лет госслужбы проработала в очень комфортных условиях. И мне захотелось разобраться с тем, что было не так в коллективах, в которых я оказалась позже. Так, с 2016 года начались мои поиски ответов, которые сначала привели меня в этикет и протокол. Я уже понимала, что сотрудники на моем последнем месте работы не соблюдали профессиональную этику и пренебрегали правилами делового этикета и протокола.
Обучаясь на МВА, я услышала от одного известного бизнесмена такую фразу: "Психолог в компании нужен на стадии собеседования кандидата, а дальше в коллективе должен работать деловой этикет." "Это гениально," — подумала я тогда. Казалось бы, вот путь решения всех проблем, но было одно "но".
Как внедрить этикет в компанию, где о нем даже не слышали? Сотрудник не может справиться с этой задачей — я пробовала. И даже, если отдельные специалисты будут приходить ко мне или моим коллегам на обучение, они не смогут в одиночку изменить ситуацию на работе. Только волевое решение руководителя создать комфортную корпоративную культуру в компании/ организации, его желание и стремление, а также собственный пример могут оздоровить климат в коллективе, создать эффективную деловую среду, которая будет способствовать укреплению отношений в команде и улучшению показателей в работе, созданию положительного имиджа и репутации компании .
Осознав это, я стала изучать корпоративную культуру, психологию делового общения, нетворкинг, эмоциональный интеллект и другие смежные дисциплины. И этими знаниями я теперь делюсь с топ-менеджерами, корпоративными клиентами и слушателями образовательных центров. Мне нравится помогать людям строить успешные коммуникации, крепкие деловые отношения, создавать комфортное пространство для работы и бизнеса, сильные и эффективные команды, получать удовольствие от общения с коллегами, партнерами, добиваться своих целей.
С 2019 года я провожу семинары, тренинги по моим авторским программам и по индивидуально составленным на основании запросов клиентов, деловых образовательных центров и бизнес сообществ.
С 2021 года я также преподаю в университете курс "Культура профессиональной деятельности".
Но не только деловой сферой ограничивается этикет. Я также провожу мастер-классы по столовому этикету и английскому чаепитию, веду блог "Этикет для жизни", где размещено уже более 400 статей.
Также выступаю на конференциях, публикуюсь в СМИ таких, как "Генеральный директор", "Вечерний Минск", Office life, Myfin.by, в качестве приглашенного эксперта выступаю на телевидении.