Зачем внедряется менторинг? Ключевые принципы успешного взаимодействия

Менторинг — это вид неформального наставничества, нацеленный на управленческое и личностное развитие высокопотенциальных сотрудников. Это один из наиболее эффективных методов, позволяющих раскрыть потенциал талантливого человека.

Руководитель, наставник выступает ментором тогда, когда возникает задача содействовать развитию лидерского потенциала, раскрытию тех способностей, которые есть у человека.

Менторинг может быть направлен как на развитие потенциала вообще, так и на развитие отдельных управленческих навыков или навыков, требующихся в отдельных специальностях.

Зачем внедряется менторинг?

Чаще всего менторинг необходим для того, чтобы, с одной стороны, содействовать развитию потенциала, а с другой — транслировать те ценности, которые существуют в организации.

Одной из важных задач внедрения менторинга является содействие кроссфункциональному и кроссдивизиональному взаимодействию.

Кроме этого, менторинг является отдельным замечательным инструментом содействия развитию карьеры человека, а также понимания бизнеса или отрасли в целом.

Давайте разберемся детальнее, как и где его применить.

Ключевые принципы менторинга

  1. Целенаправленность. Все, что происходит в рамках отношений под названием «менторинг», подчиняется конкретной цели. Это неформальный вид наставничества, но тем не менее цели должны присутствовать. В любой момент наших встреч, когда возникает разговор между ментором и менти, мы четко понимаем, какую цель мы преследуем.
  2. Вовлеченность. Как один человек, будучи ментором, так и другой, будучи менти, должны быть предельно вовлечены в этот процесс —только при этих условиях он дает максимальный эффект.
  3. Уважение. Принцип, который не нуждается в дополнительных комментариях. Отношения ментора и менти должны быть пропитаны взаимным уважением.
  4. Открытость к обучению. Еще один принцип, который одинаково важен как для ментора, так и для менти. Если для менти открытость обучения кажется нам понятной, то для ментора, возможно, требует дополнительных комментариев — чему же может научиться ментор? На самом деле, открытость к обучению для ментора также важна, потому что он учится у своего подопечного — решать ситуации, обучать и развивать других людей.
  5. Инвестирование времени. И ментор, и менти должны забюджетировать необходимое время для того, чтобы в будущем не возникло ситуации, когда из-за дефицита времени отношения оказались прерваны. Часто, если этого не происходит, мы наблюдаем ситуации, в которых встречи начинают переноситься, задания — откладываться. Это в значительной степени тормозит прогресс.
  6. Доступность. У ментора и менти должна быть абсолютная взаимная доступность, должна быть предельно четкая договоренность: какие каналы коммуникации можно использовать, когда можно позвонить по телефону, о чем стоит написать в письме, когда стоит пообщаться по скайпу, а когда — организовать встречу face-to-face.
  7. Конфиденциальность.Все, что происходит в рамках менторинга, остается тайной. Это обязательство сохраняет как ментор, так и менти.
  8. Эффективность. Ментор выбирает наиболее эффективные инструменты, которые позволяют менти в кратчайший срок достичь тех целей, над которыми он работает.
  9. Добровольность. Все, что происходит в рамках отношений между ментором и менти, должно делаться добровольно. Различного рода обязательства, регламенты, которые детерминируют эти отношения, планы, которые эти отношения вписаны, могут стать серьезной помехой. Ключевым фокусом и мотивом движения в рамках этих отношений должно быть личное желание — как ментора, так и менти.

Как сформировать пару между ментором и менти?

Какое сочетание сходств и различий, опыта, индивидуальных особенностей ментора и менти будет максимально эффективным?

Перед вами две оси, которые символизируют собой сходства и различия. Вертикальная ось говорит нам о сходствах и различиях в профессиональной сфере и функциональном опыте, горизонтальная — о личностном своеобразии.

В первом случае возникают пары, которые характеризуются как эффективные за счет того, что ментор и менти отличаются тем опытом, знанием, инструментами, которые им удалось накопить. И это правильное сочетание — мы похожи личностно, но нас разделяет опыт, стаж работы, какие-то обстоятельства профессиональной жизни, с которыми мы столкнулись.

Второй вид успешных пар — это пары, которые совпадают по профессиональному опыту: они решали схожие задачи, может быть, делали это разным способом, но двигались в одном направлении; тем не менее, у них есть личностное своеобразие, которое разделяет их. В случае подобных пар возникает возможность развиваться, используя стратегии другого человека.

Неэффективно создавать пары, которые уже на старте не могут обогатить друг друга новым опытом, знаниями, иным взглядом, новыми стратегиями.

Какова роль ментора и менти в процессе менторинга?

Кто за что отвечает? Каковы границы ответственности?

Менти:

  • проявляет включенное, заинтересованное отношение к процессу работы с ментором;
  • бюджетирует время и находит в своем расписании достаточное количество времени для решения задач, возникающих в рамках менторинга;
  • формулирует ключевые вопросы, оформляет основные ожидания, продумывает те вызовы, над которыми планирует работать на встрече с ментором; запрос, который формирует менти, является отправной точкой развития.

Ментор:

  • использует максимально широкую палитру инструментов для содействия развитию потенциала менти;
  • предоставляет развивающую обратную связь;
  • содействует карьерному продвижению и индивидуальному развитию менти в том профессиональном направлении, которое тот выбрал для себя;
  • содействует развитию деловой сети менти, что также является важной ступенью в дальнейшем самосовершенствовании.

Зачем менторинг ментору?

Менторинг является инструментом развития, который работает как для менти, так и для самого ментора. Именно на встречах по менторингу, будучи ментором, я могу чувствовать, как развивается моя компетенция, связанная с обучением и развитием других. Именно через менторинг я расширяю свою деловую сеть и обмениваюсь информацией — и это помогает мне понимать другие сферы и отрасли.

Информация, деловые контакты, собственное развитие — все это делает менторинг неоценимым инструментом как для менти, так и для самого ментора.

Еще в Ленте Смотреть все