Юные гении: феномен и последствия
Гениальность – повод для гордости родителей, интерес и удовольствие у самих вундеркиндов, но и много проблем. Гениальность и талант – довольно близкие, но и отличные явления. Талант – выдающаяся способность. Он проявляется сразу в различных сферах деятельности, и мы говорим, что талантливый человек талантлив во всём. Но талант достигает высоких результатов в пределах уже достигнутого до него. Гений создаёт новые направления, до него не существовавшие. Талант творит осознанно, гений часто интуитивен, его жизнь и деятельность инстинктивны, и им непросто совладать со своим непростым даром. Н.С.Гумилёв в стихотворении «Волшебная скрипка» писал: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей» о юном мальчике-скрипаче. Здесь приходится констатировать, что талантливость и гениальность предопределены более генетически, но талант нужно развивать, а гениальность пробивается у ребёнка часто сама. Также известен опыт семьи Никитиных, которые по своей системе обучили детей в 4 года таблице Менделеева, читали учебники и монографии, окончили школу экстернами. Их дети стали успешными людьми, завели семьи, но не стали гениальными.
Гениальность – дар, которым не только гордятся, но и за который расплачиваются.
Так, родители довольно много начинают заниматься с юными гениями, часто лишая их детства в надежде, что в будущем все эти усилия окупятся сторицей, и их отпрыски станут успешными и востребованными в жизни. У таких детей часто слабо выражена социализация – отсутствие навыков общение с другими детьми. Объясняется это тем, что на общение не остаётся времени. Дело в том, что такие дети часто кажутся сверстникам белой вороной или выскочкой, но не равным другим. Самим юным гениям приходится чувствовать сильное давление на них не только близких людей, но и общества, и первая радость от внимания к собственной персоне сменяется часто желанием быть подальше от такого проявления интереса к себе.
Впрочем, юные гении часто сами с удовольствием учатся даже без пристального внимания собственных родителей (М.В.Ломоносов, Г.Я.Перельман, В.А.Моцарт, Й.Хёнцель). Увы, есть и печальные случаи. Так, случай П.Коноплёва – юного гения, который стал показывать исключительные результаты в физике, но в 29 лет скончался в психиатрической клинике в 29 лет. Или австрийского гения, философа О.Вайнингера, застрелившегося в 23 года.
Проблемой многих гениев-вундеркиндов становится недостаток социализации, а часто – нежелание идти с конформистами. Г.Я.Перельман объяснил свой уход из математического сообщества тем, что пока он оставался неизвестным, у него был выбор, а когда стал заметной персоной, молчать дальше не сможет и вынужден уйти. Гениальный, но одиозный философ О.Вайнингер в прощальном письме написал, что лучше он убьёт себя, чем других.
Гениальность – дар, и иногда дар непростой, часто лишающий детства, социума, оставляющий один на один со своим делом жизни.