Техники интерактивного вопрошания
Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции
После того как одна из школ получила финансирование на реализацию инновационной образовательной программы, от ее администрации поступил заказ на создание тьюторской службы в этой образовательной организации. Ключевая идея упомянутой программы — подготовка ученых для будущего. Школа является статусной, с глубокими традициями академического образования. Понимание того, что ученый — это уникальный человек, с ярко выраженной индивидуальностью, высоким уровнем индивидуального познавательного интереса, разносторонними умениями, в том числе из области soft и self skills [1], и побудило администрацию школы рассматривать введение тьютора в штат своих работников как необходимость.
В то же время осознание дефицитов представлений о тьюторской деятельности, ее особенностях и условиях жизнеспособности этой позиции в школе привело к обращению за услугами консультирования по этой проблематике к представителю общественно-профессионального сообщества — МТА. С первых встреч-консультаций была определена стратегия работы: выявление педагогов, желающих и способных осваивать новую профессиональную позицию — тьютор, их объединение в профессиональную группу «Тьюторская служба» на основе общих ценностей и целей, проявленных в совместной деятельности; совместное моделирование образовательных событий на основе принципа индивидуализации; интервизия и супервизия тьюторских действий.
Одной из ключевых точек для совместной деятельности стало понимание того, что такое профессиональная педагогическая позиция. В определении Н. Е. Щурковой, это — система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности [2]. Профессиональная педагогическая позиция, по словам В. И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). В исследованиях В. И. Слободчикова, Р. Г. Каменского, С. И. Краснова профессиональная позиция определяется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм. Здесь важным для нас является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности. Один из способов проявления такого отношения — это вопрос к своей работе, в котором педагог фокусирует все самое важное, значимое для его деятельности.
В связи с этим главным методом для работы с потенциальными участниками «Тьюторской службы» был выбран метод интерактивного вопрошания. Начиная с последней четверти XX века вопрошание — это активно растущая область междисциплинарных исследований возникновения, существования и использования вопросов, особая техника генерации личностно значимых вопросов и работа с массивами подобных вопросов, создающая условия для коллективного мышления и деятельности [3]. На основе техник интерактивного вопрошания были проведены два семинара и одна групповая консультация, предшествовавшие встрече будущих тьюторов с учащимися.
Модель первого семинара строилась как сессия вопрошания, где индивидуальный вопрос — основной инструмент осмысления, включения, самоопределения. Построение именно такой модели семинара было направлено на удержание рефлексивной паузы между вопросом и ответом, создавало возможность для индивидуального размышления по поводу того, что важно удержать в своей профессиональной деятельности, от чего можно отказаться, какие приоритеты взять за основу.
Использование двух техник — «Динамическое вопрошание» и «Позиционное вопрошание», показало действенность выбранной модели. Техника «Динамическое вопрошание» позволила обозначить контуры предстоящего обсуждения, высказать первичное отношение к теме, отреагировать каждому участнику на вопросы друг друга (присоединиться или отделиться от вопроса). «Разогрев» с использованием такой техники позволил новичкам проявить себя в комфортной обстановке. Появилась возможность для знакомства. «Позиционное вопрошание» обозначило группу педагогов, которые активно проявляли свой личностно-профессиональный интерес к мотивам и устремлениям ребенка, к его целям, смыслам его деятельности. Анализ вопросов и процессов их обсуждения позволил сделать несколько важных выводов.
- У части педагогов проявился интерес к процессам индивидуализации и тьюторства. Они удерживают фокус внимания на ребенке, родителе, их запросах и мотивах. А также на своих мотивах и интересах, что тоже очень важно.
- Часть педагогов видит место и назначение тьютора в процессе реализации инновационной образовательной программы.
- Группа педагогов озадачена необходимостью создания тьюторской службы как инструмента повышения эффективности процесса реализации инновационной образовательной программы.
- В зоне ближайшего развития этой группы педагогов — работа со смыслами образования (своими и учащихся).
Все это вместе позволило предположить, что в организации есть предпосылки, необходимые и достаточные для создания тьюторской службы, объединяющей гуманистически ориентированных педагогов. Вместе с тем выявилась серьезная проблема в ходе рефлексивной части семинара. Педагоги с большой опаской и неохотой отвечали на вопросы, в чем они видят сущность предстоящей им деятельности в программе. Исходя из создавшейся ситуации, администрацией школы был сформулирован заказ на следующий семинар.
Семинар носил методологический характер, с одной стороны, и предполагал конкретный совместный продукт, с другой. Его целью было согласование подходов к моделированию образовательных событий в рамках реализации инновационной образовательной программы. Участниками второго семинара стали только те, кто сам изъявил желание двигаться дальше в тьюторском содержании. Таких, из первоначальной группы в 22 человека, оказалось 9. На второй встрече также использовались техники вопрошания — «Поворот» и «Дерево вопросов». Первая техника позволила расширить представления участников о границах образовательного события как явления в жизни школы. Молодые педагоги отмечали, как трудно было сформулировать вопрос к тезису «Образовательное событие — пространство самостоятельности, инициативы и ответственности». Но именно благодаря вопрошанию произошло согласование взглядов на событийность. Педагоги со стажем обнаружили, что их представления и опыт, который они обозначали ранее словами «образовательное событие» далек от истинных смыслов этого явления. Анализ «Дерева вопросов» показал, что, помимо заявленного тезиса, участники видят значимость рефлексии в ходе образовательного события, озадачены правом ребенка на выход из образовательного события, понимают необходимость тьюторского сопровождения в образовательном событии, хотят иметь представления о тьюторских техниках, размышляют о результатах и эффектах образовательного события. Таким образом, на мой взгляд, произошло формирование ответственного отношения к профессиональным ценностям, — важный процесс для проявления позиции. Совместным продуктом стала карта образовательных событий в школе для двух параллелей.
Третья встреча была проведена по инициативе участников как групповая консультация. Основной ее целью была помощь в разработке конкретного образовательного события для старшеклассников с условным названием «От ИУП (индивидуальный учебный план) — к ИОП (индивидуальная образовательная программа)». Начало встречи, этап актуализации запроса на консультацию, был организован с использованием двух техник интерактивного вопрошания — «Поворот» и фрагмента техники «Дырявое зеркало». Благодаря этому проявились (через вопросы) три фокуса внимания участников.
1. Образовательное событие для старшеклассников. Его результативность и эффективность. Ответственность тьюторов за результаты.
2. Индивидуальная образовательная программа. В чем ее особенности, чем она отличается от индивидуального учебного плана. Как она выглядит.
3. Личная ответственность участников за реализацию инновационной образовательной программы «Ученые для будущего — со школьной скамьи». Как не оказаться дилетантом.
Именно эти фокусы стали своеобразным «увеличительным стеклом», через которое рассматривались все предлагаемые идеи для моделирования. В результате был разработан целевой блок события, появилась его начальная структура и дорожная карта по его подготовке. На третьей встрече каждый участник сам предлагал идеи, сам отказывался от них, возвращаясь к смыслам и своим же вопросам, связанным с событийностью. Встреча показала, как «ростки» тьюторской позиции укрепляются.
Опыт проведения трех встреч, основанных на техниках интерактивного вопрошания, показал следующее.
1. Вопросы помогают педагогу быть неторопливым в оценках и суждениях (важная характеристика для тьютора).
2. Через вопросы педагог проявляет свой интерес к содержанию и деятельности, свои профессиональные и личностные ценности (это важно в позиционировании).
3. С помощью вопросов происходит расширение и углубление смыслов, важных для позиционного проявления.
4. Интерактивное вопрошание формирует другой взгляд на образовательную деятельность, помогает уйти от стереотипного представления об образовании, найти свой взгляд.
5. Педагог, приобретающий опыт интерактивного вопрошания, становится более внимательным к «другому», к его проявлениям в эмоциях, словах, телесности.
Все это в совокупности, по моему мнению, имеет прямое отношение к профессиональной педагогической позиции «тьютор» и позволяет утверждать, что интерактивное вопрошание — один из мощных ресурсов в проявлении и укреплении тьюторской позиции.