Тайцзицюань – неизвестное об известном
Тайцзицюань является самым популярным в мире видом восточных практик - им занимаются более 300 миллионов человек по всему миру. Но несмотря на такую известность, это искусство в тоже время остается одним из самых закрытых и засекреченных. Зачастую самые основополагающие понятия этой практики остаются закрытыми даже для тех, кто практикует его многие годы. Начиная с перевода названия этого искусства и его основополагающих понятий на русский язык и заканчивая содержанием практики и сферами его применения.
Начнем с того, что вроде бы известно всем – рассмотрим сам даосский термин «Тайцзи».
Всем занимающимся известен общепринятый перевод этого термина – Великий Предел. Однако, если мы заглянем в словари, то можем увидеть еще и другие варианты переводов, например, такие как: Изначальное, Высшее начало, Начало всех начал. В философском словаре дается краткое описание Тайцзи: «Изначальное состояние бытия, первопричина выделения сил инь - женской и ян – мужской».
Если взять даосские первоисточники, то в классическом трактате по Тайцзицюань Ван Цзунъюэ сказано следующее: «Тайцзи (Великий Предел) рождается из Уцзи (Беспредельность), и является матерью Инь и Ян». У Лао-Цзы в «Дао Де Цзин» также читаем: «Дао рождает Один, Один рождает Два, Два рождает Три, Три рождает всю тьму вещей».
Во многих древних учениях есть символическое представление о самом начале сотворения мира, о том, как это происходило. Почти везде говорится о том, что всегда была (и есть) первозданная, универсальная Основа бытия, далее о том, что было (и есть) некое Начало и далее говорится о создании двух противоположностей – земли и неба, инь и ян.
В даосизме упоминание Тайцзи, это упоминание о священном понятии - это символ изначальной гармонии мира, без разделения на инь и ян. Этот символ является довольно сложным для обыденного понимания. Мы живем в мире дуализма, противоположностей. Мы не можем представить верх без низа, права без лева, действия без противодействия. Если есть инь –должен быть ян. Это закон природы, открытый и описанный различными учеными и философами. Однако философы, как и большинство психологов и врачей, изучая жизнь, в первую очередь ставят акценты на проблематику; практически вся литература по медицине и психологии посвящена болезням и отклонениям. Также, большая часть диалектических рассуждений, сводится к описанию именно борьбы, а не единства противоположностей. Давайте же пристальнее посмотрим на то, что гораздо труднее заметить и описать – на здоровье, на гармонию, на единство - на Тайцзи.
Собственно, первое, что отличает это состояние, мы уже описали – его трудно заметить! У суфиев есть такая поговорка: «Когда ботинки не жмут, о ногах забывают». И это действительно так. До тех пор, пока печень, или почки, или поджелудочная железа у человека здоровы, он не знаете, что они у него есть, и где конкретно они находятся. Мы не замечаем ту часть жизни, которая находится на своем месте, в гармонии. Мы замечаем ее лишь тогда, когда это перестает быть так. И это первый отличительный момент состояния Тайцзи – его невидно.
Говорят, мудреца Лао-цзы очень многие безуспешно искали, и даже после приказа правителя своим войскам, найти его, очень долго никто не мог этого сделать. Ведь искали великого человека, совершенномудрого, мастера. А нашли его лишь тогда, когда правитель повелел привести к нему самого обычного человека. Правда привести его так и не удалось, но им удалось найти Лао-цзы и передать ему послание правителя…
И так, первое, что отличат Тайцзи – простота и незаметность. Настоящее Тайцзи - это проще, чем вы думаете!
Давайте рассмотрим следующее качество.
Зададимся вопросом, что отличает самые ценные вещи в этом мире. Первое, что приходит в голову – это редкие вещи, и чем они реже встречаются, тем они ценнее. Это, конечно, так, но что еще, не менее важное, отличает самые ценные вещи в этом мире? Конечно, это должны быть очень качественные вещи. А что такое качество?
За что ценят лучшие вина? За что ценят лучшие автомобили? За что ценят высококачественные материалы? Лучшие компьютеры? Лучшие дома? Произведения искусства?
Что возводит ремесло до уровня искусства?
Однажды я разговаривал с одним специалистом по изготовлении холодного оружия. Он мне рассказывал, что для изготовления хорошего меча основной проблемой является противоречие, заложенное в самом металле. Можно сделать очень острый меч, но проблема в том, что он будет очень ломким, так как он должен быть очень твердым, чтобы держать тонкую заточку. В пример он привел армейский штык-нож от АК-47, который хорошо держит заточку, но, если его уронить на твердую поверхность, он часто ломается. Если же сталь делать более гибкой и устойчивой к вибрациям и отклонениям, то хорошо заточить такой меч будет невозможно - он не будет достаточно твердым и при попытках тонкой заточки будет крошиться и гнуться, за то сломать его будет сложно. Сделать сталь максимально гибкой и твердой одновременно – вот это основная задача. Именно для этого существовали технологии японской и дамасской многослойной стали, обеспечивающие приближение к идеальному сочетанию качеств. Идеальной сталью считают булат, который по легенде обладал двумя этими качествами во всей полноте. Булатный клинок должен был пройти два теста - его лезвие разрезало шелковый платок, который падает под собственным весом на лезвие меча; а также, он сгибался вокруг пояса, соединяя острие клинка с рукоятью, как ремень, после чего возвращал прямую форму. Считается, что секрет его изготовления утерян и не смотря на все современные технологии такое качество стали недостижимо.
Сделать сталь гибкой и твердой, быть чувствительным и помехоустойчивым, сочетать надежность и мобильность, силу и скорость, покой и действие, мудрость и красоту, духовность и сексуальность – устранить конфликт между инь и ян, найти способ их соединения и взаимодополнения на столько, что они перестают существовать как два, и образуют собой единое целое, гармоничное, неделимое, настоящее, подлинное!
Целостность – очень редкое и ценное качество. Оно открывает возможность уникального легкого действия – действия без противодействия... Действия на принципах Тайцзи.
Таким действием обладают многие дети, животные и немногие взрослые люди. Иногда в стрессовых ситуациях это качество проявляется во всей полноте; люди бегают быстрее автомобиля, перепрыгивают огромные заборы, пробегают по воде, не замочив ноги, поднимают огромный вес несколькими пальцами и мн. др. И здесь мы подходим к еще одному качеству Тайцзи – освобождению от обусловленности сознания и обретением ясности или Чудесной Ясности, как ее называют даосы.
Чтобы понять, что мы обусловлены давайте рассмотрим, как и на что мы опираемся. Для начала я имею ввиду чисто физическую опору. Что такое опора? Что мы считаем опорой? Как мы решаем, надежна ли опора?
Если вы считаете, что вам достаточно удостовериться, что опора тверда и устойчива, для того, чтобы на нее опираться, я попробую вам показать, что этого для вас совсем недостаточно, и это даже не главное.
Представьте, что вы едете на велосипеде. Вы никуда не спешите, спокойная прогулочная езда в свое удовольствие в хорошую погоду загородом. Велосипед опирается на землю двумя колесами. Ему не нужна для опоры особо широка дорога, фактически для опоры на землю ему нужна полоска, шириной 3-5 см. Но учитывая обычное виляние рулем и расслабленный режим езды, расширим эту полоску до полуметра. Итак, вы едете, чуть виляя, с запасом вписываясь колесами в обозначенную полоску, шириной 50 см. Едем дальше, и вдруг дорога заканчивается, перед вами пропасть, через которую лежит доска, шириной те же 50 см. Опора тверда и устойчива, доска мощная. Ничего не изменилось. В физическом смысле, все очень надежно, однако, в данном примере, как правило, люди говорят, что дальше ехать они просто так не смогут. Почему?
А теперь противоположный пример:
Все, кто хоть раз учился и учил кого-то ездить на велосипеде, проходили один и тот же момент, когда тот, кто учится, спрашивает: - Ты держишь? - а тот, кто учит должен сказать: - Держу! - хотя на самом деле уже не держит, обучаемый едет на велосипеде уже сам, самостоятельно удерживая равновесие. Почему?
Дело в том, что опора в первую очередь – это ментальная конструкция. То есть, возможность опоры обусловлена по большей части сознанием. Все физические опоры возможны только при условии, что на ментальном уровне мы наделили их качеством опоры. Если физическая опора есть, но по каким-то причинам на ментальном уровне мы эту опору не наделили этим качеством, мы на нее опираться не сможем (как в первом примере с доской).
Интересно, что это работает и в обратную сторону. Если надежной физической опоры нет, но мы наделили нечто этим качеством – мы сможем на это спокойно опираться (как во втором примере).
Новые возможности, которые открываются при развитии качеств Тайцзи, связаны в первую очередь с преодолением ограничивающих ментальных установок, с управлением собственным вниманием, с развитием ментальной сферы и ее связи с другими сферами человеческого существа, и как результат, с обретением той самой Чудесной Ясности.
Итак, мы рассмотрели здесь всего лишь три качества, присущих состоянию Тайцзи. Мы их обозначили как простота, целостность и ясность.
Надеемся, что это в некоторой степени поможет прояснить смысл искусства Тайцзицюань и его даосскую составляющую.