Четыре беды "говорящей головы"
Существует лишь два опыта, которые человек получает в ходе обучения: позитивный и негативный. На первый взгляд может показаться, что каждый из них обусловлен довольно тривиальными и легкообъяснимыми факторами: эмоциональное совпадение тренера и группы, подготовленность тренера, его осведомленность в вопросе, способность и готовность группы к восприятию информации. Однако невозможно не согласиться с тем, что тренерство – это ответственная профессия, которая требует большой работы и обширных знаний. Более того, большинство тренеров относятся к категории людей вовлеченных, влюбленных в свою работу, что практически исключает факторы злонамеренной лени при проработке материала или ограниченности в знании предмета обучения.
Данную гипотезу подтверждает мини-исследование, проведенное мной среди тренеров-экспертов и частых участников тренингов. Его результаты говорят о том, что менее 20% случаев негативных впечатлений после обучения являются следствием полной некомпетентности тренера. В оставшиеся 80% входит неумение тренера доносить полную и достоверную информацию до группы, неверный выбор эмоционального фона, навязывание собственного мнения, невнимательность к участникам. Данные ошибки приводят к потере темпа обучения, уменьшению интереса со стороны участников тренинга, провоцируют появление морального и эмоционального дисбаланса в группе.
Все вышеперечисленные ошибки, совершаемые тренером, приводящие к 100% негативных откликов со стороны группы, я называю синдромом «говорящей головы».
Меня зовут Екатерина Высоцкая и я являюсь методологом и бизнес-экспертом. Работая в данной сфере более 13 лет на самых разнообразных проектах, я взаимодействую с необозримым количеством людей. Постоянно собирая, преумножая и анализируя информацию, полученную из различных источников, я пришла к выводу, что существует четыре основные причины, вызывающие синдром «говорящей головы». Более того, я создала программу LC PATTERN, являющую собой набор определенных инструментов, необходимых для саморазвития тренеров и методологов, а также позволяющих определить наличие данного синдрома и бороться с ним своевременно.
Беда первая: не понимание бизнес- реалий
Опыт общения с преподавателями, обучающими устаревшей и неактуальной в современных условиях информации, вероятно, есть у каждого. Такая проблема часто встречается и среди бизнес-тренеров.
Мое присутствие на лекции уважаемого профессора, преподавателя престижного российского вуза по теме «Борьба с хищениями на производстве» оказалось негативным приобретенным опытом. Предлагаемые им инструменты остались в далеком прошлом. Находившиеся в аудитории участники, действующие специалисты различных предприятий и работающие в сфере безопасности, были ближе знакомы с предметом и имели гораздо более обширные знания.
Рассматривая данную ситуацию с двух сторон, важно обратить внимание не только на практически полное отсутствие связи с реальностью у тренера, но и на ответную реакцию группы на подобные ошибки «говорящей головы». С одной стороны, подобные промахи можно попытаться объяснить быстрыми темпами развития бизнеса, недостатком актуальной
информации и нехватной практического опыта. С другой, появляется закономерный вопрос: зачем учить предмету, которым не владеешь?
Гораздо интереснее внимательно рассмотреть поведение участников тренинга. Профессионалы в сфере безопасности, опытные специалисты отказались от критики, но потеряли любой интерес к тренеру и его лекции. Подобные эмоциональные провалы со стороны публики часто сопровождаются полным «погружением в себя», когда человек начинает смотреть на часы, на стол, в телефон и проч.
Анализируя подобные примеры, можно выявить закономерность: вместо активного диалога и конструктивной критики, слушатель погружается в собственное сознание, становясь невосприимчивым к любого рода информации.
Развитие личной экспертизы и чувствительности к несогласию участников — вот два главных способа решения данной проблемы. Тренеру абсолютно необходимо развивать внимательность к деталям, уметь замечать подобный молчаливый протест участников тренинга, диагностируя его по невербальному поведению аудитории, мгновенно реагируя на любые изменения в настроении и работая с ними.
Кроме прочего, актуальным является вопрос о постоянном развитии тренеров и их участии в исследовании отвечающего современным реалиям бизнес контента. Требуется частое присутствие в тех производственных зонах, с которыми тесно связана работа тренера. Прохождение стажировок позволяет получить непосредственный и реальный опыт взаимодействия с бизнесом. Лично для меня максимально полезными являются различные исследовательские проекты, которые позволяют проводить сбор лучших практик с целью разработки книг продаж и сервиса. Помимо этого, не последнюю роль в моем развитии играют информативные коучинги, модерационные и стратегические сессии. Все перечисленные форматы имеют в своей основе слушание и глубинное обогащение, весомое пополнение тренерской информационной базы.
Грамотная и емкая работа с контекстом и клиентами, умение находить и использовать актуальную бизнес-информацию, способность находиться в курсе событий и новинок в вашей сфере, анализ эмоционального состояния группы и многое другое описано в паттерне CONTEXT системы LC PATTERN.
Беда вторая: не понимание сути инструментов
Тренер - это хорошо образованный человек, с глубокими познаниями в определенных сферах. Огромное значение имеет его способность и желание тщательно прорабатывать преподаваемые им теории и алгоритмы, анализировать и понимать значение каждой их составляющей, искать реальные жизненные примеры, актуальные для применения данных инструментов.
Реальность же заключается в следующем: большинство тренеров, не считая подобную работу необходимой и важной, занимаются обучением под копирку по принципу «прочитал – рассказываю». Подобное мышление двумерно. Оно не сможет привести группу к реальным результатам.
Подобное плоское использование инструментария я называю «второй бедой говорящей головы». С проблемами такого уровня чаще всего сталкиваются неопытные тренеры или новички в этой профессии. Им присуще принимать на веру любые, так называемые, «правильные технологии», ранее одобренные их коллегами или некими исследователями.
Нередко тренеры, допускающие подобную ошибку, являясь личностями яркими и интересными, своим юмором и харизмой цепляют группу. Тренинг проходит живо и увлекательно, однако о каком-либо полноценном бизнес-результате не может быть и речи.
Существуют несколько методов для определения подобной «говорящей головы»:
Уточнить у тренера первопричины возникновения той или иной теории или инструмента.
Задать вопрос о научном обосновании существующих и общепризнанных алгоритмов.
Попросить рассказать об исключениях или ограничениях в действии преподаваемого им инструмента.
Предложить поделиться личным опытом в применении данного инструмента.
Использование одного или нескольких из вышеперечисленных методов покажет, насколько качественно и глубоко в действительности тренер знаком с темой обучения.
Существует единственно верное решение для борьбы с «бедой» неглубокого понимания инструментов: качественная проработка тренинга. Требуется учиться отвечать на вышеперечисленные вопросы, искать первопричины и обоснования, разбираться в зонах применения различных алгоритмов, учиться связывать инструменты между собой, применять преподаваемые инструментарии в реальной жизни. Осознание необходимости подобной работы неминуемо приведет к увеличению продуктивности работы тренера и улучшениям бизнес-показателей группы, прошедшей обучение.
LC Level системы LC PATTERN позволяет логически проанализировать и проследить взаимосвязи между всеми тренинговыми инструментами, привести научные обоснования каждому алгоритму и обозначить реальные исключения или ограничения в действиях разнообразных инструментов. LC Level поможет тренерам искоренить данную « беду» и уменьшить число «говорящих голов» на рынке бизнес-образования.
Беда третья: поет все, что знает
Как говорилось выше, вопрос самообразования и постоянной работы с новой информацией имеет неоспоримое значение для любого тренера. Однако не меньшее значение отведено здесь грамотной проработке и аккумуляции всего полученного материала. Множественное бессистемное обучение приводит тренеров к третьей проблеме «говорящей головы».
Подобные тренеры, как правило, энтузиасты своего дела; они харизматичны и уверены в себе, чем могут дезориентировать участников тренинга, доверяющих внешнему образу и апломбу. Выявление такого типа «говорящей головы» требует применения навыков системного анализа. Сложность заключается в том, что тренер действительно знает свой предмет, прекрасно в нем разбирается и может ответить на преимущественное большинство вопросов своих учеников. Проблемой здесь является именно стиль обучения и способ подачи материала.
Подобные тренеры дают аудитории информацию бессистемно, часто и легко меняют темы, не держат темп и ритм. В таком случае, тренер не контролирует процесс и результаты обучения. Огромное количество информации, бессистемно «брошенное» на аудиторию, создает в сознании участников диссонанс: никто не может своими словами рассказать о том, что он слушал и запоминал несколько часов.
Грамотно выстроенный тренинг являет собой взаимосвязь всех преподаваемых концепций и инструментариев, плавная подача материала от начала тренинга к его основной идее,
отработанные методики и переходы между ними. Но основным отличием правильно построенного тренинга является его емкость и лаконичность: все содержание программы можно изобразить на одном листе, при этом каждому участнику будет ясно, какой именно тренинг он посетит и какого рода информацию там получит.
Безусловно, навыки сценарирования требуют большого количества времени и усилий, необходимо уметь «собрать» тренинг, наполнив его различными инструментами с учетом целей и задач, групповой динамики и особенностей аудитории, правильно расставить приоритеты. Хороший тренер не может работать без качественных методических навыков. Именно этому учит паттерн LC Process моей системы LC PATTERN.
Беда четвертая: учит как умеет, а не как нужно
С подобной проблемой может столкнуться любой тренер, вне зависимости от его опыта работы в данной сфере. Дело в том, что человеческие привычки, укоренившиеся в сознании шаблоны поведения часто создают трудности в развитии собственной эффективности. Говоря о подобных профессиональных ошибках тренеров, необходимо выделить неумение использовать разные стили обучения для разных целевых аудиторий, как самую распространенную.
Любой человек имеет свой собственный стиль обучения. Определение данного стиля благоприятно сказывается на построении с ним эффективных коммуникаций. Британские ученые Питер Хани и Алан Мамфорд разработали тест, который позволяет выявить стиль обучения любого человека. Авторы выделили четыре стиля: деятель, мыслитель, теоретик и прагматик. Данный тест является удобным инструментом для выявления способа, которым человек предпочитает преобразовывать полученную информацию в действия.
Теоретику необходимо подробное изложение теоретических основ, изучение источников предлагаемого материала, осмысление и анализ инструментариев и алгоритмов. Мыслителю требуется ознакомиться с чужим опытом, с практическими ситуациями, показывающими применение данных инструментариев. Деятель желает проверить и попробовать все, предложенное на тренинге; ему необходим личный опыт и большое количество реальных взаимодействий. Прагматику, в свою очередь, требуется понимание практических аспектов использования определенных концепций; ему нужно знать, как применять инструменты, какие они принесут выгоды и какие риски.
Кроме стиля обучения каждого человека в группе, тренеру важно иметь ввиду и свой собственный стиль обучения. К сожалению, даже владея данной информацией, очень немногие тренеры работают в данном направлении.
Зная свою будущую целевую аудиторию, вполне возможно предсказать, к какому типу будет относиться большинство из присутствующих на тренинге людей. Так, например, продавцы чаще всего являются деятелями, а работники производственной сферы – прагматиками. Это значит, что уже на этапе разработки тренинга необходимо принимать в расчёт данную информацию. Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации, ведь каждая группа участников уникальна, поэтому я глубоко убеждена в том, что тренер должен уметь диагностировать любой стиль обучения пришедших к нему людей, гибко под него адаптироваться в режиме реального времени, оперативно меняя количество теоретического материала, дискуссий, упражнений и так далее.
Все признаки различных стилей обучения людей, их требования к способам получения информации, секреты работы с разностилевой группой можно узнать в LC Typology системы LC PATTERN.
Итог
Рассматривая «четыре беды говорящей головы», я не претендую на полноту данной классификации. Более того, я уверена, что причин, приводящих обучающихся к негативному опыту, может быть огромное количество. Я лишь перечислила наиболее часто встречающиеся проблемы, которые мешают тренеру быть истинно действенным и эффективным.
Программа LC PATTERN может изменить вектор развития системы образования тренеров. LC PATTERN содержит в себе теорию, наборы инструментариев и алгоритмов со всеми необходимыми пояснениями, способы их взаимосвязи, практические примеры применения, и многое многое другое. Здесь собрана и грамотно структурирована вся необходимая информация как для новичков в данной сфере, так и для опытных моих коллег.