«Тайны большого города: Болеть или танцевать?»
В тесноте больших городов много возбуждающих факторов: телесная близость большого количества мужчин и женщин друг к другу – метро, офисы и так далее. Как следствие, возникает избыточное возбуждение, которое не может быть адекватно реализовано. А это значит, что биологические реакции, возникающие в ответ на такую ситуацию, оказываются подавленными, угнетенными. Постоянно удерживаемое возбуждение, при отсутствии адекватной ему разрядки, приводит к появлению таких заболеваний, как миомы, аденомы простаты.
В культуре Средневековья, где соседствовали рядом христианские запреты и обряды языческих мистерий, карнавал и карнавализация оказались способом сохранения физического и психического здоровья, способствовали разрядке избытка ретрофлексированной энергии. Я предлагаю способ использования возможностей карнавала для обнаружения этой энергии и безопасного обращения с ней.
«Разнополые» берега
Каждая река нуждается в берегах. В этом смысле для меня все, что связано с текучестью, неопределенностью, способностью меняться, связано с женским началом, а берега – с мужским. Эти ассоциации вызваны моими личными переживаниями, хотя и опирающимися на некий стереотип представлений, который основан на описании мужского и женского начал Инь и Ян, пришедшего в массовое сознание из китайской философии.
Изначально тема для меня звучала «Парадоксы большого города», мне хотелось поделиться своими размышлениями, касающимися того, каким образом мы провоцируем возникновение определенного вида психосоматических заболеваний. Интересно, что женско-мужские «отношения» проявляются в сходных психосоматических проблемах, несмотря на разделение болезней на женские (например, миомы) и мужские (аденомы, простатит)…
Загадочная психосоматика
О психосоматике написано много, однако эта область все еще остается не полностью объясненной. Термины «психика» и «соматика» связаны в новый, объединяющий: «психосоматические соотношения». Частица «со» говорит о том, что отношения сильно зависят не только от психики или соматики, но и от того, в какой ситуации человек оказывается. Соответственно, то, что связано с отношениями женского и мужского, тоже оказывается зависимо не только от того, кто участвует в этих отношениях, а от того, в каких внешних обстоятельствах эти отношения проявляются.
Один из примеров, который демонстрирует необъяснимую структуру психосоматики, это соотнесение её с каким-либо физическим явлением. Например, все мы знаем, что есть электричество, но никто не знает, как оно выглядит. Мы можем увидеть только последствия – горящую лампочку. Все знают, что есть Интернет, но никто точно не знает, можно ли его пощупать и как он выглядит.
Вот и способом обнаружения «психосоматики», стал способ обнаружения ее последствий – болезней или болезненных симптомов. Раз есть «психосоматические проблемы», значит, существуют заболевания, зависящие от моего настроя, моих взаимоотношений с кем-либо. Все это определенным способом проявляется в теле, показывая себя внешнему миру болезнями.
Раз уж мы заговорили об аденоме простаты и миоме, то давайте остановимся на том, что причины их возникновения медицине не известны, то есть, какая-то точная детерминанта до сих пор отсутствует. Попробуем посмотреть, что происходит с этим фактором на физическом уровне в области человеческих взаимоотношений.
Критические 40 см
Итак, представим себе толчею в московском метро в «час пик». Два организма разного пола, вынужденно находясь на критическом расстоянии друг от друга (40 см и менее), начинают возбуждаться. В этот момент, по законам физиологии, а не потому, что им этого хочется, включается некий структурный биологический механизм, предполагающий дальнейшее продолжение женско-мужских отношений. Если бы все было по обоюдному согласию и двое оказались в данной ситуации вследствие возникшего предварительного интереса, а встреча бы произошла не в метро, а в более удобном месте, акт логически мог бы закончиться разрядкой.
Однако ситуация в метро (автобусе, офисе, концерте и т.д.) возникает спонтанно и непроизвольно. И что же происходит в организме?
Начинается очень сильное расщепление. Организм, как нормальная биологическая единица, реагирует: он возбуждается, возникают соответствующие реакции, которые классически должны вести к разрядке. Но, как мы знаем, ситуация возникла недобровольно, поэтому возбуждение насильственно подавляется и удерживается в определенных органах в виде огромного количества накопленной энергии… и этот способ постепенно становится привычным и незаметным. возникает то, что называется десенситизацией.
Здесь уместно вспомнить дискуссии 50-х годов по поводу совместного обучения мальчиков и девочек. У подростков, не знающих, как обращаться ни с направленным к ним, ни со своим собственным возбуждением, основным способом разрядки является создание некой подростковой, смеховой субкультуры, с соответствующими словами, осмеивающими ситуациям и т.д. Они сидят за одной партой, то есть, на расстоянии меньшем, чем критические 40 см, и если начинается гормональная игра, то поневоле возникает возбуждение, которое тут же подавляется путем его какого-либо осмеивания и обесценивания.
Вспоминая студенческие годы, все обычно говорят не о ночах, проведенных за учебником, а о дискотеках, «картошке», стройотрядах, то есть, о времени, которое уделялось изучению взаимоотношений между полами в разных ситуациях. Вообще, ВУЗ – большое благо не только с точки зрения получения образования, но и с точки зрения помощи пока еще свободным молодым людям в обретении сведений о взаимоотношениях полов в этой достаточно сильно табуированной области. А дискотеки, танцы, спортивные занятия позволяют им снять избыток напряжения, возникшего от подавления огромного количества возбуждения.
Ночь Ивана Купалы
Интересно, как проблема полов решалась в давние времена. Мало кто знает, что в то время молодые люди до замужества не обязаны были блюсти целомудрие. Девственность является «изобретением» более поздней эпохи, когда появилось большое количество имущества, которое нужно было передать кровному наследнику. Именно тогда идея девственности и целомудрия оказалась очень актуальной: то есть, если я возьму в жены девственницу, то, скорее всего, свой замок или земли точно передам своему сыну или дочери. Можно сказать, что девственность была введена в ранг ценности из-за отсутствия в те времена генетической экспертизы. Так вот, в патриархальные времена «исследовательские» молодежные игры были весьма смелыми. Вспомните русские праздники, «Ночь Ивана Купалы», например. Здесь ярко проявлялись языческие ритуалы плодородия, которые можно было бы свести к одной фразе: «чем больше контактов в течение этой ночи, тем плодороднее будет год». Парадокс в том, что запретов, табуирования, связанного с ограничениями в области сексуальных отношений, во всех культурах было предостаточно. Именно поэтому подобные ритуалы позволяли дать выход накопившейся сексуальной энергии. Это можно сравнить с некой периодической легализацией, позволявшей направлять эту энергию в адекватное русло.
Ах, карнавал…
Средневековые времена принесли с собой карнавалы и маскарады. Это времена, когда ценность девственности достигает апогея. И рядом сосуществует как бы две культуры: в одной сексуальность табуируется, в другой – позволено все.
В Средневековье существовал карнавальный праздник, который условно можно было бы назвать «антипасха». Все на нем переворачивалось с ног на голову: дворянин надевал маску разбойника, шут – короля, королева – гулящей девки, король - дурака. Самое интересно, что этот ритуал инициировался с тайного благословения церкви, и это на фоне интенсивной и религиозной духовной жизни!
Средневековый карнавал, на мой взгляд, можно было бы назвать лечебным, поскольку он выполнял оздоровительную функцию. Он хоть и был инициирован, но дальнейшее его течение становилось стихийным, что давало возможность проявить свои заблокированные и табуированные потребности. Накануне постá, который приходил на смену карнавалу, это был хороший способ разрядки избыточно накопленного возбуждения.
Что позволяло пускаться во все тяжкие? Анонимность, функцию которой выполняли маски. Маска позволяла все. С ее помощью обнаруживались ресурсы, незаметные в обыденной жизни.
Средневековый карнавал не был разделен на зрителей и поток ряженых, как сегодня. Каждый мог принять участие в игре и, наконец, достичь развязки. И кстати, эта развязка носит интересный характер: она очень сильно расщепляет, ведь в ней участвует не целостный человек, если возвращаться к психосоматическим соотношениям. Это можно сравнить с хорошим фильмом, который мы смотрим, переживаем вместе с его героями, в финале получаем разрядку, но при этом мы сидим и тело наше неподвижно. Развязка, хоть она и произошла, переживается телесно на более низком энергетическом уровне, когда чувства оказываются не связанными с выразительными движениями, в которых всегда проявляют себя эмоции. Правда, и в карнавале это тоже не полноценная разрядка, так как в ней не участвуют в полной мере наши чувства. Здесь не надо вступать в отношения, строить их… Все происходит, наоборот, в основном на телесном уровне. Сердечным переживаниям, чувствам здесь места нет. Это все же позволяет разрядить избыток удержанной энергии и, освобождая тело, создает мощный оздоровительный эффект. Но поскольку телесные проявления и чувства оказываются отчужденными, то это может создавать другой круг проблем - этических. Но это уже другая история.
Современные же карнавалы стали структурированными, организованными и на сто процентов регламентированными. Их можно сравнить разве что со стихией, которую решили скрутить. Но разве можно загнать море в аквариум?..