Дарья Морозова
Профиль
Решение заниматься вопросами персонализации образования зрело постепенно, уходя корнями в личный школьный опыт, когда из класса в двадцать семь человек с удовольствием учились и воспринимали предметы около 5 учеников. Я относилась к тем, кто задавал вопрос “зачем мне ходить в школу” и получала ответ: “так положено по конституции”. По-настоящему разбираться в вопросах образования, альтернативных методиках, индивидуального подхода я начала позже, когда подросла дочка. Стремление создать ей другой учебный опыт окунул в развивающее обучение Эльконина—Давыдова, методологию Марии Монтессори, педагогику сотрудничества, методику В.И.Жохова, вариативный подход А.М.Лобока Постепенно я пришла к решению пройти профессиональную переподготовку по специальности педагог дополнительного образования, тьютор. Отдельным треком была разработка с командой педагогического проекта, который рассматривал противоречия между уникальностью каждого ребенка и условиями в массовой школе для её раскрытия, выявлял основные дефициты общего и дополнительного образования. Была представлена авторскую модель решения проблемы в виде поливозрастной образовательной экосистемы «Даю-беру», где показана ключевая роль сопровождающего практика — куратора, тьютора или в нашей версии «лесника», была разработана технология рефлексия, как ключевая для перехода в авторскую позицию.
Теперь, когда я работаю в частной школе куратором, каждый день наблюдаю, насколько необходимо в условиях предзаданного образовательного стандарта выстраивать индивидуальный маршрут и находить свои смыслы. Без этого учеба становится непосильным грузом, желание погружаться в дополнительные образовательные ситуации минимальным, ученик переходит в режим энергосбережения, фокусируясь на получении отметок и сдаче экзаменов.
Настоящее обучения и готовность к само эксперименту появляется тогда, когда учащийся нашёл личные смыслы, ответил на ключевой вопрос «зачем?» и сформулировал запрос. Тогда ученик превращается из объекта воздействия в субъекта, который действует по собственному замыслу. И ключевой в этом процессе становления, становится разносторонняя рефлексия с умением сделать паузу, сформулировать вопросы к себе и изучаемому содержанию. Тьюторское сопровождение необходимо, чтобы поддерживать этот процесс самопознания на образовательном материале и в групповом взаимодействии, потом его анализировать.
Хочется подчеркнуть, что индивидуализация — это не обособленность и смакование свой уникальности, когда человек, двигаясь к достижению целей, пренебрегает интересами малой группы, социума. Но в умении сообща конструировать экологичные цели, принимая во внимания сильные и слабые стороны каждого, перегруппировываться, меняясь ролями и наращивая умения в зоне ближайшего развития. В этом контексте тьютор становится проводником (но не лидером), который помогает фасилитировать групповую работу, способствует становлению команды, организует рефлексию полученного опыты и конструированию своих знаний с опорой на индивидуальные склонности. В этом же контексте становится важным помочь организовать (но не единолично, а соучастно) вариативную избыточную среду, в которой каждый учащийся найдет свою точку входа.
Результатом взаимодействия тьютора и тьюторанта становится осознание своих сильных и слабых сторон, лучшее понимания своих смыслов, ценностей и себя: когнитивного стиля, способа взаимодействия, ощущений и переживаемых эмоций, где ключевой способностью обоих становится умение рефлексировать.
Этот путь через опыт к пониманию «для чего я призван», выстраивание внутренних опор, основанных на индивидуальном звучании в гармонике группового взаимодействия, где проводником становится тьютор, позволит, не утрачивая личных смыслов, ориентироваться в быстро меняющемся мире, где всё же неизменным остаётся поиск своих ответов, понимание своей уникальности, умение «быть», а не иметь и казаться.
В статусе члена Кафедры я хотела бы продолжать исследовать тему проактивности и рефлексии, углубить изучение технологии рефлексии и методов перехода в рефлексивную позицию, а также исследовать способность к рефлексии и способы её развития. Если проактивность — это способность эффективно действовать в ситуации неопределённости, когда нет очевидных регламентов и шаблонов поведения и человеку нужно принимать решения самостоятельно, действовать через укрепление себя — расширение своих возможностей. То рефлексия — это способность сделать паузу и осознать себя в ситуации, подумать о предстоящем действии и проанализировать полученный опыт, взять на себя ответственность и планировать следующие цели. «С «Этическим кодексом тьютора» ознакомлен и разделяю его положения» https://vk.com/wall75886899_275