Субмодальности - базовый код нашего мышления. При их помощи кодируется отношение (все эти нравится, боюсь, неправильно, отлично), состояние, работает фокус внимания и организуется информация внутри.
Темы
- Выявление субмодальностей.
- Как можно субмодальностями управлять.
- Что такое критическая субмодальность.
- Субмодальные техники изменений.
- От замешательства к пониманию.
- Как мы ощущаем эмоции.
- Субмодальности транса.
- Как работает фокус внимания.
- Управление состоянием через субмодальности.
- И многое другое.
Примеры заданий
Субмодальности внутреннего диалога
У голоса внутреннего диалога тоже есть субмодальности: какой-то ниже, другой быстрее, третий громче и так далее. И они влияют на восприятие каждого конкретного голоса: например его важность или эмоциональность. Это я к тому, что если прислушаться - внутренний диалог не один и тот же всё время, а он разный. При этом каждый такой голос обычно связан с каким-то состоянием, или (если хотите) является проявлением какой-то части личности. Выявив эти субмодальности можно восприятием этих голосов управлять.
Напоминаю субмодальности аудиального канала (для голоса):
• громкость
• скорость
• высота
• звонкость/глухость
• интонационность/монотонность
• направление звука (с какой стороны идёт)
• моно/стерео
⭐️ Упражнение
1. Выделите голос внутреннего диалога.
2. Определите его субмодальности.
3. Определите контекст его использования и намерение.
4. Придумайте ему название.
5. Сделайте это для 3-5 голосов.
6. Исследуйте, на что влияют субмодальности.
Например:
• «Творческий» - когда что-то придумываю, нахожу решение. Звонкий, громкий, высокий, со спины, быстрый, интонационный.
• «Читательский» - когда читаю художественную литературу, создаёт настроение. Меняющийся и по звонкости, и по направлению, и по интонациям, средней громкости.
• «Планирующий» - когда составляю планы. Медленный, размеренный, тихий, с чёткими ударениями, из центра, малоинтонационный.
• «Негативный» - появляется при плохом настроении, намерение - поддержание самооценки. Медленный, тихий, средний по высоте, глухой, идёт справа-снизу, монотонный.
• «Позитивный» - поддерживает хорошее настроение. Быстрый, громкий, высокий, звонкий, идёт спереди.
На что влияют субмодальности:
• чем голос громче - тем больше я на него обращаю внимание, способ выделения;
• высота - это уровень консервативности, чем выше голос, тем он более расширяющий, предлагающий новое, чем ниже - тем более консервативный;
• скорость - чем медленнее, тем важнее;
• интонационность - уровень уверенности в его мнении, можно ли с ним спорить, чем более монотонный - тем более принципиальный.
Управление интенсивностью переживания
Во многих ситуациях мы хотим изменить интенсивность (размер) переживания. Например, что-то вас слишком сильно возмущает или слишком сильно раздражает - при этом вам хочется только уменьшить уровень возмущения или раздражения.
1. Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой вы хотите изменить. Определите, где находится образ этой ситуации.
2. Найдите оптимальное расстояние до образа: чтобы переживание, с одной стороны, было достаточно слабым, но при этом напоминало об некотором уровне осторожности в аналогичных ситуациях.
3. Для закрепления новой оценки верните образ в исходное положение, потом быстро «отбросьте» его в новую позицию и отвлекитесь - посмотрите по сторонам. Так надо сделать четыре-пять раз. Учтите, что отодвигать образ надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот отодвигать надо максимально быстро.
4. Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает, то картинка сама отодвинется. Если нет – попробуйте проделать пункт «3» еще раз, но отодвигать ещё быстрей.
20 заданий в telegram на 10-20 минут в день