Ментальное пространство - это наше субъективное представление категорий. Приятные события находятся в одном месте, неприятные - во втором, нейтральный - в третьем. Аналогично, разные места в нём для друзей и врагов; ценностей и антиценностей; неприятных и приятных ситуаций. Зная, как организованы категории в ментальном пространстве, можно делать множество полезных вещей: менять оценку группе ситуаций, превращать проблемы в задачи и заменять убеждения. При чём
переоценка в ментальном пространстве делается очень легко и можно быстро переоценить большое количество ситуаций.
На марафоне мы будем учиться управлять нашим ментальным пространством: размечать, выявлять категории, менять оценки, переносить события из категории в категорию, решать проблемы и многое другое.
Темы
Категории в ментальном пространстве: когда мы разделяем ситуации на плохие/хорошие, важные/неважные, наши цели на глобальные/большие/крупные/мелкие, что нужно изменить на проблемы/задачи, а людей на друзей/врагов/незнакомых - мы создаём категории. И эти категории будут задавать способ оценки и восприятия этой части нашего опыта. Но зная как это устроено в нашем ментальном пространстве, можно делать переоценку: если переместить ситуацию из категории «неприятные события» в категорию «нейтральные события» - ситуация будет восприниматься более спокойно; если переместить человека из категории «важные для меня люди» в категорию «не важные для меня люди» - изменится способ общения с этим человеком; переносите поведение из категории «плохо контролирую» в категорию «контролирую» - и вы можете этим поведением лучше управлять.
Как разметить ментальное пространство: всё техники изменения в ментальном пространстве начинаются с его разметки - определения, где в нём находятся нужные категории и что кодируют координаты. Вроде чем выше, тем важнее; чем левее - тем более негативно, чем дальше - тем меньше об этом думаю.
Перенос из категории в категорию: один из основных процессов переоценки. Для этого нужно сначала определить категории, найти их место в ментальном пространстве, потом перенести объект из одной категории в другую (проверив экологичность). Так можно сделать неприятного человека нейтральным, плохую ситуацию - спокойной, проблему - задачей, а цель - важной.
Положение внутри категории: иногда нужно не менять категорию, вроде «неприятные события» на «нейтральные события», а только изменить уровень внутри категории - сделать неприятное событие менее неприятным или задачу более важной.
Переоценка самой категории: ещё одна полезная вещь, которую можно сделать - изменить оценку всей категории. И можно более спокойно относиться к своим ошибкам, больше думать о хорошем и меньше о плохом, найти баланс между рабочими, семейными и личными делами.
Техники изменения: конкретные техники переоценки под различные задачи.
Примеры заданий
Разметка ментального пространства»
Это упражнение для тренировки разметки ментального пространства - так как для каждой системы категорий разметка будет меняться. Потренируемся на достаточно простом: оценке ситуаций, но при желании вы можете взять и что-то другое.
Определите, на какие категории вы делите ситуации по оценке.
Для каждой категории выберите по 3-5 примеров.
Определите место в пространстве (обычно кодируется именно местоположением) для каждой категории.
Например.
- Я делю категории на негативные, нейтральные и позитивные. Область негативных ситуаций расположена на расстоянии от 30 до 50 сантиметров, от 12 до 10 часов, высотой где-то сантиметров 30 и на уровне лица. Область позитивных ситуаций приблизительно такого же размера, тоже на уровне лица, но правее - с 1 до 3 часов. Область нейтральных ситуаций достаточно маленькая, расположена на уровне живота по центру, такой шар диаметром 20 сантиметров на расстоянии ладони.
Удобный для многих формат микрообучения: каждый день в течение 20 дней вы будете выполнять небольшие задания по 10-20 минут. Задания будут выкладываться каждый день утром в телеграм-канале. В нём так же будут выкладываться небольшие видео, презентации, тексты и тесты. Естественно, можно будет обсуждать задания и задавать вопросы тренеру.