6 способов предотвратить конфликт или правила техники "Я-высказываний"

Дорогие друзья!
Как часто нам бывает сложно договориться и понять друг друга? Нам не нравится поведение другого человека, но мы или молча скрываем свое недовольство, боясь задеть или обидеть партнера по общению, или режем правду-матку, забывая обычный человеческий такт и нормы социального общения. Как бы то ни было, результат всегда один – конфликт, напряжения в отношениях, недовольство собой.

Сегодня ко мне пришла клиентка с совсем другим, в общем-то запросом, но, как это часто бывает, ее проблема возникла из-за неумения выразить свои чувства, избегая двух крайностей – недовольного молчания (пока позволяло терпение) и эмоционального взрыва (когда терпение заканчивалось).

Об этом уже написано много, но, видимо, актуальность темы эффективной коммуникации не скоро исчезнет с пространства наших городов, домов, рабочих мест и семей. Самый простой и эффективный инструмент, позволяющий давать обратную связь, открыто информировать партнеров по общению о своих чувствах и корректно высказывать свои пожелания об изменении ситуации – это техника «Я-высказываний». Мне пришлось написать своей клиентке письмо с основными правилами техники «Я-высказываний», и я решила эти тезисы опубликовать. Вдруг еще кому-то будет актуально.

Итак, правила подачи обратной связи в форме "Я-высказываний":
1. Обратная связь дается наедине или, насколько это возможно, интимно.
Неправильно: в присутствии третьих лиц громко: «Лена грызет семечки прямо на рабочем месте, в нашем общем кабинете! Там невыносимо пахнет семечками, прямо как на базаре! Невозможно работать в таких условиях!»
Правильно: наедине, в доброжелательной атмосфере, с использованием описанных ниже правил.

2. Хорошее начало: "Извини, пожалуйста…" Извинение уместно, т.к. об обратной связи никто не просил. Давая обратную связь мы, по сути, вторгаемся на суверенную территорию другого человека.

3. Обратная связь дается в формате "Я-высказываний", а не "Ты-высказываний". Необходимо говорить о своих чувствах и ощущениях, не вынося суждений и оценок в адрес поведения другого человека.
Неправильно: "Ты ведешь себя непрофессионально и неэтично, когда щелкаешь семечки в нашем совместном кабинете. Меня это раздражает и мешает мне работать".
Правильно: "Извини, пожалуйста, я сегодня чувствую себя неважно, и у меня сильная реакция на запах семечек; меня буквально подташнивает от этого запаха. Ты не могла бы не грызть семечки в нашем совместном кабинете?"

4. Обратная связь должна нести в себе намерение помощи, а не агрессии. Иными словами, необходимо давать обратную связь ради улучшения отношений с другим человеком, улучшения качества вашей совместной деятельности, а не для того, чтобы снизить собственное эмоциональное напряжение.
Неправильно: "Меня тошнит от запаха твоих семечек!"
Правильно:   "Извини, пожалуйста, я сегодня чувствую себя неважно, и у меня сильная реакция на запах семечек - меня тошнит и падает концентрация внимания. Я боюсь, что из-за этого не успею вовремя оформить документы. Ты не могла бы не грызть семечки в нашем совместном кабинете?"

 

 5. Если высказывание имеет посыл к изменению поведения другого человека, собственные аргументы должны быть логичны, понятны и содержать в себе призыв к действию, а не прямое требование. 
Неправильно: "Прекрати щелкать семечки!"
Правильно: "Извини, пожалуйста, я сегодня чувствую себя неважно, наверное, опять упало давление и меня тошнит. У меня сейчас сильная реакция на запахи и, особенно, на запах семечек. Ты не могла бы не грызть семечки в нашем совместном кабинете?"

6. Я-высказывание лучше использовать заранее, а не тогда, когда раздражение от действий/бездействий другого человека породит эмоциональный взрыв и уже не даст возможности подобрать слова для конструктивного диалога.

Еще в Ленте Смотреть все