Блог
16.06.2023

Медиация конфликтов – способ экологично примириться с «врагом»

Испокон веку люди обращались к помощи старейшин и предводителей, чтобы разрешать конфликты, примирять враждующих и заканчивать даже яростные споры. Сегодня человечеству доступна процедура медиации конфликтов, которая помогает сторонам договариваться и приходить к соглашения, а также учит выносить урок из подобных ситуаций. Заведующий кафедрой «Медиация» Рустем Максудов рассказал о том, как проводится восстановительная медиация, а также об особенностях, которые отличают эту технологию.

Что такое медиация конфликтов 

Медиация – это технология управления коммуникацией конфликтующих сторон с помощью нейтрального посредника. Сегодня медиация востребована, как в уголовных, так и межличностных конфликтах в различных сферах жизни (детско-родительские отношения, семейные ситуации, конфликт супругов и так далее), а также в бизнес-среде. Она работает как на досудебном этапе, так и в процессе судопроизводства.

Поясню, что конфликтная ситуация – это столкновение людей, которые руководствуются разными или противоречащими друг другу нормативными представлениями, стремятся к противоположным целям и не совпадают по интересам и желаниям. Не всегда на почве конфликтной ситуации возникает конфликт, но, когда стороны не способны самостоятельно примирить противоречивые нормативные позиции, возникает конфликт – это острая стадия, которая дает возможность разрешить противоречия. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт тогда, субъекты столкновения перешли из пространства столкновения нормативных представлений по поводу той или иной деятельности к борьбе с другом как индивидами и вовлечение других субъектов в эту борьбу (переходу на личности). 

Известны различные модели медиации, выстроенные на различных способах разрешения конфликтов. Я представляю восстановительную медиацию – подход, который предполагает управление коммуникацией для восстановления рефлексивных способностей в ходе налаживания взаимопонимания между участниками конфликта, а также помогает сторонам договориться о приемлемых вариантах разрешения сложившейся ситуации или заглаживания вреда. При этом, уделяется внимание вопросу исцеления пострадавших, что особенно актуально для криминальных ситуаций, и минимизации последствий конфликта.

Конечно, сегодня миллионы людей пытаются разрешать конфликтные ситуации и конфликты самостоятельно без посредников, психологов и других специалистов. Часто безрезультатно – настолько сложно договориться из-за превалирующего чувства враждебности, обиды и недоверия. И вот здесь помогает медиатор, который не выносит решения, не консультирует, не советует, а создает пространство коммуникации и условия для восстановления способности понимать и слышать друг друга – диалога, с помощью которого будет найдено приемлемое решение, устраивающее каждого.

Важность использования инструментов медиации осознается на государственном уровне. Например, еще в 2010 году был принят Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предусматривающий использование медиации в гражданских спорах и административных процессах. Необходимость развития системы медиации конфликтов поддерживается Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации. Темой Парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в апреле 2023 года стало «Использование медиации и медиативных технологий в социально значимых сферах (восстановительная и семейная медиация)». Кстати, к участию в слушаниях пригласили практиков и лидеров медиации, я также выступил на этом заседании с докладом. И это все говорит о заинтересованности органов государственной власти в развитии медиации в России.

Как проводится процедура медиации конфликтов 

С учетом сферы применения и вида ситуации изменяются и особенности медиации конфликтов. Тем не менее, восстановительный подход характеризуется рядом универсальных этапов.

Работа начинается со встреч с каждой из сторон, которым предшествует тщательная подготовка. Медиатор составляется представление о приоритетах, ценностях, стратегиях, на которые опираются стороны, а также изучить последствия сложившейся ситуации для оппонентов. Кроме того, эти встречи показывают готовы ли клиенты к работе и принимают ли они принципы, которыми будет руководствоваться медиатор. Среди этих принципов:

  1. Нейтральность.
  2. Добровольность.
  3. Конфиденциальность.

Медиатор управляет коммуникацией конфликтующих сторон, если люди в ходе предварительных встреч приняли формат и правила медиации. В момент, когда один из участников процедуры начинает признавать ценности другого, появляется возможность для принятия решения, устраивающего обе стороны. Но для этого медиатор должен управлять коммуникацией, то есть обеспечивать процесс диалога, чтобы люди не просто слушали, а слышали друг друга. Для этого у медиатора существуют определенные инструменты. 

Инструментарий медиатора разработан таким образом, чтобы противоборствующие стороны сумели начать диалог, прийти к договоренностям для разрешения конфликта. Медиатор налаживает эту коммуникацию. Важно, что это происходит без долгосрочной и кропотливой проработки, как, например, в психотерапии.

Конечная цель медиации – преодоление сторонами враждебности по отношению друг к другу, а также поиск и обсуждение вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Часто случается, что именно образ врага мешает договориться, поэтому используются особые техники понимания – активного слушания, восстанавливающие отношения между сторонами. Среди них:

  • отражение;
  • резюмирование;
  • переформулирование;
  • конкретизация;
  • рефлексивно-ориентированная интерпретация.

Медиатор восстанавливает чувства и состояние человека для того, чтобы он сам осознал, что с ним происходит. И это осознание помогает начать рефлексию по отношению к собственным действиям и их последствиям, а также своим чувствам. Клиент, который находит этот контакт, более готов к диалогу, в ходе которого становится возможным рассказать о своем состоянии и боли оппоненту. Этот рассказ о себе, который я называю персонально-ориентированным диалогом, и помогает преодолеть враждебность. Оппонент же за счет этого диалога начинает понимать ситуацию, установки и цели другого.

Кроме того, медиатор работает и с другими состояниями: страхом, ненавистью, отвращением, злобой.

Во время процедуры при участии посредника сторонам легче высказать собственную точку зрения, мысли и чувства, услышать и понять, что говорит другой. И это создает основу для взаимопонимания и возможности взять на себя ответственность за изменение ситуации.

Таким образом, коммуникация с помощью медиатора позволяет преодолеть, с одной стороны, – порой жесткие требования сторон друг к другу, когда стороны выстраивают представления о том, как должен себя вести другой участник конфликта и что говорить, с другой – учитывают значимые для обеих сторон ценности. Дело еще и в том, что сама личность человека формируется под воздействием взаимно противоречащих нормативных представлений, которые возникают под влиянием стереотипов и средств массовой информации: родители говорят одно, и хорошо еще если не противоречат друг другу, учителя – другое, друзья – третье, психологи – четвертое, а популярные блогеры – так вообще предлагают все бросить. Сознание человека пребывает будто бы в осколочном состоянии и стоит перед тяжелейшим выбором, какое решение будет правильным для разрешения той или иной сложной проблемы.  

Когда в медиации ставится точка 

Непосредственный результат в медиации конфликтов – договоренность сторон, например, закрепленная письменным соглашением («медиативное соглашение»), в котором указывается, что будет делать каждый из оппонентов. При этом медиатора не стоит путать с судебным исполнителем. Посредник не отвечает за исполнение, а ответственен только за то, чтобы соглашение было составлено таким образом, чтобы в будущем стать максимально реализуемым. Но, конечно, договоренности не появляются на пустом месте – по прошествии процедуры медиации, люди сами становятся заинтересованными в исполнении медиативного соглашения.

И здесь важен вопрос взаимного понимания – можно понять человека и его мотивы, но при этом не согласиться с предложенным им вариантами по исправлению ситуации. Медиатор помогает также договориться и о приемлемых вариантах.

В случае, если в медиации участвуют несовершеннолетние или ситуация касается детей после того, как медиативное соглашение подписано подключаются специалисты в области профилактики правонарушений или безнадзорности несовершеннолетних, которые контролируют исполнение. Социальный педагог или психолог может участвовать и в самой медиации. Например, социальный педагог или куратор случая по направлению в комиссию по делам несовершеннолетних, специалист социального сопровождения, представитель местного сообщества.

Кроме того, стороны могут договориться о восстановительных действиях, например, извинении и прощении, усилиях по сглаживанию нанесенного вреда.

Когда медиация поможет разрешить конфликт 

Медиация с успехом применятся в криминальных ситуациях и житейских конфликтах самого разного плана. Развивается и медиация в образовательной среде и школьных учреждениях. В бизнесе медиация востребована как в отношениях между партнерами и с подрядчиками, так и между работодателем и сотрудниками. Кроме того, многие компании добавляют в контракты медиативную оговорку, которая описывает, как будут действовать исполнитель и заказчик в случае возникновения конфликтной ситуации. У сторон также появляется вариант обращаться не в суд для разбирательства, а к медиатору – для поиска выхода из сложившейся ситуации.

С точки зрения медиатора, конфликт позволяет возобновить нормальный диалог и восстановить взаимопонимание. Таким образом, помощь медиатора будет уместна при любых конфликтах, другое дело, что не в каждом случае его допустят до работы, да и не каждый человек соглашается на медиацию. Иногда для людей становится важнее отомстить друг другу или перевести разбирательства в судебную плоскость. Конечно, в таких случаях такого рода обстоятельства осложняют процесс медиации.

Добавлю, что в значительной части случаев люди не принимают принцип нейтральности медиатора и возлагают надежду на то, что медиация станет неким средством давления или исправления оппонента. Не скрою, что, даже если люди принимают услуги медиатора, то надеются на то, что он поможет реализовать их стратегию и личный интерес. И это не удивительно! Медиатор слушает и понимает, внимателен и человечен, доброжелательно относится к происходящему и клиентам. Поэтому кажется, на первый взгляд, легкой добычей, чтобы переманить его на свою сторону. И это накладывает на медиатора важную задачу: на протяжении всего процесса преодолевать искушение занять чью-то сторону и не поддаваться манипуляциям. 

С кем путают медиатора 

Как отмечалось выше, медиатор – это не тот, кто поможет «продавить» оппонента. Кроме того, приходится иногда встречаться с мнением, что медиация помогает избежать наказания. И это в корне неверно – медиатор не выносит решения. Если заведено уголовное дело, решение – за судом, тогда как медиатор помогает сторонам исправить сложившуюся ситуацию и содействует исцелению пострадавших (потерпевших). В то время, как судебная процедура и адвокаты часто травмируют участников, нагнетая обстановку, например, адвокаты обвиняемых обвиняют во всем потерпевших. Отличие медиатора в том, что он исполняет иную миссию. Встреча пострадавшего и обидчика происходит вне суда в неформальной обстановке – и это уже имеет целительный эффект. Медиатор не прокурор и не судья на этой встрече, а помощник в осознании произошедшего, понимании причины и последствия, выражающиеся в страданиях пострадавшего. Медиация проводится для того, чтобы правонарушитель постарался загладить вред и тем самым исправить ситуацию и главное: извлек опыт на будущее – как сделать так, чтобы подобное впредь не повторялось.

Если не касаться уголовного правосудия, в определенном смысле – это альтернатива стандартной процедуре поиска виновных и вынесений наказания в обычных случаях. Например, в случаях травли или насилия в школах часто ищутся виноватые. Как правило, директор или охранники. Конечно, ответственность с администрации школы не снимается, но важно понимать, что такие сложные явления носят системный характер. Нет одной причины, которая заставляет людей действовать деструктивным образом.

По отношению к обществу медиация может быть профилактической мерой. С ее помощью люди, которые не хотят повторения, но не знают, как исправить ситуацию, выносят урок. Тем, кто не заражен криминальной субкультурой и не считают совершение преступлений профессией, медиация действительно будет полезна.

Однако, отмечу, что чем больше распространяется медиация, тем меньше приходится говорить о том, что эта технология предотвращает рост преступности. Преступность, как считают криминологи, комплексное явление, складывающееся из множества факторов, поэтому медиация, как единственный инструмент, бессильна.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все