
Цель обучения: получение специальных теоретических знаний и формирование базовых практических навыков применения психодраматических техник в различных видах групповой работы и в ходе индивидуальных консультаций, которые необходимы слушателю в профессиональной деятельности и способствуют его личностному росту.
Содержание программы
Тема 1. Теоретические основы психодрамы.
Урок 1. Лекция: История метода. Руководящие принципы психодраматической работы. Инструменты психодраматического метода (сцена, протагонист, директор, штат дополнительных «я», аудитория).
Урок 2. Практика: Техники разогрева. Базовые принципы, инструменты и техники психодрамы (дублирование, обмен ролями, зеркало).
Тема 2. Психодраматический процесс.
Урок 3. Лекция: Психодраматическая сессия – типовая схема. Три фазы психодраматического процесса (разогрев, действие, шеринг).
Урок 4. Практическая часть: Типы психодраматических разогревов. Типовая схема психодраматической сессии, виды и схемы разогревов, основные задачи шеринга. Социометрия и спектрограмма группы.
Тема 3. Теория личности.
Урок 5. Лекция: Теория личности Я.Л.Морено. Теория развития ролей. Базовые техники психодрамы.
Урок 6: Практическая часть. Построение социального атома и его использование в разных видах психологической практики. Психотерапевтическая группа, ее развитие и задачи.
Тема 4. Метод «Построение сцены».
Урок 7. Лекция: Построение сцены в психодраме.
Урок 8. Практическая часть. Сверхреальность в психодраме – принцип психологической правды, техники построения сцены и надевания роли. Освоение метода в практическом занятии в малых группах.
Тема 5. Техники работы с реальностью.
Урок 9. Лекция: Дополнительная реальность опыта «Я».
Урок 10: Практическая часть. Техники работы с символической реальностью (работа со сном, «путешествие в будущее», «спираль времени», техники работы со сказками). Символодрама. Символика волшебной сказки.
Тема 6. Катарсис.
Урок 11. Лекция: Катарсис в психодраматической группе. Виды катарсиса. Экзистенциальная драма.
Урок 12. Практическая часть. Интрапсихическая и интерпсихическая драма. Особенности применения техник действия. Работа с замещающими предметами в индивидуальной и групповой работе.
Тема 7. Практики психодрамы в семейной терапии.
Урок 13. Лекция: Психодрама и семейная психотерапия.
Урок 14: Практическая часть. Применение техник психодрамы в работе с семейными проблемами: семейная скульптура, геносоциодрама (работа с семейными историями), работа с двойными посланиями, семейными конфликтами и другие. Техника обмена ролями в психодраме, особенности ее применения в монодраме и группе.
Тема 8. Особенности работы с психологическими травмами.
Урок 8. Лекция: Психологическая травма. Особенности применения психодрамы в работе с различными травмами.
Урок 16. Практическая часть. Освоение техник в работе с психологическими травмами: историческая травма, переживания потери, особенности работы с жертвами насилия.
Тема 9. Основы социометрии.
Урок 17. Лекция: Основы социометрии. Построение социодрамы.
Урок 18. Практическая часть. Техники построения социодрамы. Психодраматические техники в семейном консультировании.
Тема 10. Ролевые тренинги и игры.
Урок 19. Лекция: Ролевая теория Я.Л.Морено.
Урок 20. Практическая часть. Техники проведения ролевого тренинга. Ролевые игры. Особенности применения психодраматических техник в бизнес-тренингах и коучинге.
Тема 11. Супервизия.
Урок 21. Лекция: Работа в малых группах по подготовке к зачету.
Урок 22: Практическая часть. Работа со случаями: анализ и супервизия.
Правила проведения мероприятия
Объем программы: 12 недель / 72 академических часа.
Формат: дистанционный (онлайн). Обучение может осуществляться в течение всего учебного года. Занятия проводятся по мере комплектования групп.
Требования к уровню образования поступающих на обучение:
- Диплом о высшем или о среднем профессиональном образовании.
- Знание основы компьютерной грамотности.
В результате обучения вы будете:
1. Знать:
- современные теории и методы консультирования
- приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
- основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
2. Уметь:
- проводить психологическое обследование потребителей в малых группах и индивидуально в соответствии с заявленными проблемами
- планировать мероприятия по психологическому консультированию потребителей в малых группах и индивидуально
- проводить контроль и мониторинг эффективности оказания услуг психологического консультирования потребителей
3. Владеть:
- способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
- адекватными, надежными и валидными методами количественной и качественной психологической оценки
- формами психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп потребителей
Аттестация:
Допуском к защите является посещение 80 % занятий курса.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения в форме подготовки письменной итоговой квалификационной работы. Итоговая квалификационная работа по курсу представляет собой написание и оформление реферата по одной из предложенных тем. Защита итоговой квалификационной работы проводится путем размещения реферата на платформе и письменной оценки экспертом качества решений, представленных в работе, с возможностью для слушателя согласиться с оценкой и замечаниями или опровергнуть их в письменной форме. слушатель имеет возможность проконсультироваться с экспертом по содержанию своей выпускной квалификационной работы.
Лицам, освоившим образовательную программу «ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ В ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ» и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца с указанием названия программы, календарного периода обучения, длительности обучения в академических часах.
Ознакомиться с методическими требованиями к написанию реферата>>
Преподаватели:
Виктор Семенов - канд. психол. наук, заведующий кафедрой "Психодрама" АНО "Академия социальных технологий". Психолог, психодраматерапевт, вице-президент ассоциации Психодрамы. Директор Института психодрамы и психологического консультирования, член-учредитель и старший тренер Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России, руководитель программ подготовки психодраматистов, председатель секции Психодрама онлайн.
Марина Левандовская - член Высшего экспертного совета кафедры "Психодрама" АНО "Академия социальных технологий". Магистр психологии, практический психолог, психодраматерапевт, супервизор, руководитель обучающих программ Института Психодрамы и Психологического Консультирования. Гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер, аккредитована в Московском Гештальт Институте.